Режим труда и одыха работников поездных бригад

Рабочее время и время отдыха поездных бригад регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ, разд. IV, V) и на его основе — Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Для тех профессий, у которых по условиям работы (поездные бригады) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с таким расчетом, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать его по своему усмотрению.

На железнодорожном транспорте Российской Федерации действует нормативный документ «Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров».

График работы и отдыха объявляется работникам не позднее чем за три дня до начала его действия.

Время приема и сдачи вагонов поездными бригадами, а также время на подготовку в рейс включается в их рабочее время. Нормативы времени на эти операции устанавливаются администрацией предприятия. Количество сверхурочных работ для каждого работника не должно превышать 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год (ст. 99 ТК РФ).

Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполняемых каждым работником.

Рабочее время поездных бригад при общей продолжительности поездки в оба конца 3 суток и более может учитываться потурно. При этом турой считается время с момента явки на работу для поездки до момента явки на работу для следующей поездки после домашнего отдыха.

Общая продолжительность рабочего времени за смену не должна превышать установленной графиком сменности длительности, а время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 ч.

Окончанием работы считается момент оформления соответствующей технической документации после сдачи вагонов.

В случае несостоявшейся поездки окончанием работы считается время освобождения проводника вагона от работы администрацией.

Таким образом, для поездных бригад время начала и окончания работы определяется графиком работы.

Работа по совместительству у работников поездных бригад не может являться непосредственным продолжением основной работы. Эта работа может выполняться только в свободные от основной работы дни, включая дни еженедельного отдыха, либо в период предоставления отдыха после поездки. При этом допускается введение суммированного учета рабочего времени за месяц, квартал, тур и разрешается трудиться полную установленную рабочую смену. Общая продолжительность работы по совместительству в данном случае не должна превышать 4 ч в день и 16 ч в неделю (ст. 98 ТК РФ).

Отгулы за работу по совместительству, в том числе и в выходные дни, не предоставляются. Учет фактически проработанного времени для работающих по совместительству ведется отдельно по основной и совмещаемой работе.

Режим труда и отдыха работников поездных бригад пассажирских вагонов в рейсе регламентируется графиками работы и отдыха, разработанными на каждый поезд применительно к местным условиям на основе рекомендованных МПС России типовых графиков.

На основании рекомендованных МПС России примерных графиков работы в резервах проводников разрабатываются конкретные графики работы и отдыха поездной бригады в рейсе. При составлении конкретных графиков работы поездных бригад необходимо соблюдать следующие правила:

- продолжительность непрерывной работы проводников пассажирских вагонов в рейсе должна составлять не более 12 ч;

- отдых в рейсе должен быть не менее половины времени предшествующей работы;

- общее количество рабочих часов за сутки должно быть не более 16 ч;

- следует обеспечить нахождение проводника в ночное время следования поезда в каждом вагоне.

В исключительных случаях, когда поезд обслуживается меньшей, чем предусмотрено нормативами, численностью проводников (болезнь, неявка на работу и др.), рабочее время учитывается по вариантным графикам, оплата производится за фактически отработанное по этим графикам время.

В графиках работы и отдыха проводников за рейс должно предусматриваться время (с соответствующей оплатой) на обмывку вагонов (внутри и снаружи), на получение постельного белья, на экипировку вагонов углем при условии, что данные виды работ выполняются проводниками вагонов. Время опоздания поездов включается в рабочее время поездных бригад за рейс.

На практике встречаются ситуации, когда в вагоне остается один проводник, например, при отцепке вагона от поезда по технической причине, что не предусмотрено действующими нормативами. Вопрос об учете рабочего времени проводника вагона в этой ситуации решается администрацией предприятия после возвращения проводника из рейса. В случае несогласия проводника с принятым администрацией решением он имеет право обжаловать решение в установленном законодательством порядке.

При обслуживании вагона двумя проводниками в рабочее время за поездку каждому проводнику включается половина времени с момента приема вагона и до конца его сдачи после поездки.

Кроме обслуживания вагона двумя проводниками широкое применение получили дифференцированные нормы обслуживания пассажирских вагонов проводниками в зависимости от категории поезда, времени нахождения поезда в пути следования, типа обслуживаемого вагона, количества мест в вагоне. Эти нормативы определяют порядок учета рабочего времени проводников вагонов, занятых обслуживанием пассажиров.

Порядок предоставления отдыха работникам поездных бригад определен ТК РФ и нормативными документами МинТранса России.

Работникам поездных бригад с суммированным учетом рабочего времени (кроме работающих но четырехсменному графику) еженедельные дни отдыха предоставляются только по месту постоянной работы в любой день недели равномерно в течение месяца добавлением 24 ч к расчетному отдыху, причитающемуся после очередной последней поездки в рабочей неделе.

Продолжительность еженедельного отдыха не может сокращаться до 42 ч, если по расчету она получилась больше. Число еженедельных дней отдыха должно быть равно числу воскресных дней по календарю в течение учетного периода.

При организации работы поездных бригад по безвызывной и вызывной системам работника извещают о предоставлении еженедельного отдыха накануне.

При потурном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после нее.

Предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном виде (как исключение) допускается для проводников пассажирских вагонов, поездных электромехаников, начальников и механиков-бригадиров пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов за период не более чем за две недели, а при потурном учете — за все время тура, даже если тур продолжался более месяца.

Таким образом, предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном виде носит вынужденный, исключительный характер.

Работники поездных бригад могут привлекаться к работе в установленные для них дни еженедельного отдыха только в исключительных случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с их письменного согласия и с учетом мнения выборного профсоюзного органа предприятия, работниками которого они являются. Привлечение поездных бригад к работе в выходные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Общее время полагающегося отдыха в основном пункте для поездных бригад определяется умножением числа отработанных часов за поездку на коэффициент 2,6 за вычетом отдыха в пути следования и прибавлением приходящихся по календарю воскресных и праздничных дней за поездку, тур. Коэффициент 2,6 образуется делением недельной нормы часов отдыха в рабочие дни (104 ч) на недельную норму часов рабочего времени (40 ч): 104: 40 = 2,6. При этом еженедельные дни отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Отдых работнику должен предоставляться, как правило, после каждой поездки полностью. В отдельных случаях допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов полагающегося отдыха в основном пункте после обслуживания состава в течение двух —пяти рейсов (общей продолжительностью не более 15 сут), которые рассматривают в данном случае как одну поездку.

Перечень поездов, обслуживаемых одной бригадой в течение нескольких рейсов, устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, к которому приписана данная бригада, и при обязательном согласии коллектива поездной бригады.

В исключительных случаях, когда отдых после данной поездки не был предоставлен полностью, неиспользованные часы отдыха за данную поездку могут быть присоединены к причитающемуся количеству часов отдыха за следующие одну-две поездки. Положенный отдых может быть уменьшен, но не более чем на 25 % полагающегося по норме. Сверхурочные часы при этом не учитываются.

Если в течение одной-двух последующих поездок неиспользованная часть отдыха за предыдущую поездку не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов учитывается и оплачивается как сверхурочная работа. Часы работы в праздничные и непредоставленные выходные дни оплачиваются в двойном размере и дополнительной оплате, как часы сверхурочной работы, не подлежат.

Если продолжительность отдыха поездной бригады превысила установленную нормальную продолжительность, то допускается соответствующее уменьшение времени отдыха после следующих поездок в данном учетном периоде. При этом продолжительность отдыха не может быть снижена более чем на 25 % нормальной продолжительности.

Таким образом, еженедельные дни отдыха за время поездки прибавляются к расчетному отдыху. Из этого следует, что все последние дни отдыха — это выходные дни, и в случае сокращения отдыха проводник будет привлечен к работе несколько выходных дней подряд, что недопустимо, так как работа в день еженедельного отдыха разрешается только в исключительных случаях. С учетом этого необходимо соблюдать требование о предоставлении еженедельных дней отдыха за время поездки в суммированном виде сразу после поездки. При этом, если отдых после поездки будет сокращен, например, на 12 дней, в которые вошли два воскресных дня, то такие дни по окончании поездок необходимо компенсировать предоставлением отгула или повышенной оплатой. По общему правилу поездкой для проводников пассажирского поезда является следование до пункта назначения и обратно, после чего предоставляется отдых в основном пункте. Поскольку значительная часть проводников проживает на большом удалении от места работы, в целях увеличения непрерывной продолжительности их отдыха разрешается обслуживание составов в течение двух— пяти рейсов общей длительностью не более 15 сут. Работа в данном случае рассматривается как одна поездка. Такой режим труда может вводиться только с согласия проводников, он должен быть поддержан на собрании коллектива, согласован с профкомом и включен в Правила внутреннего распорядка предприятия. Согласие коллектива, а не отдельной поездной бригады необходимо, так как трудовой договор заключается с работниками по профессии, а не для обслуживания конкретного поезда.

Для обеспечения необходимой гибкости в регулировании режима труда и отдыха поездных бригад Минтрансу России разрешено в исключительных случаях уменьшать продолжительность отдыха в основном пункте, но не более чем на 25 %. В случае сокращения времени отдыха в основном пункте более чем на 25 % за неиспользованные часы отдыха эквивалентное количество рабочих часов необходимо сразу же, а не через один-два тур учесть и оплатить как сверхурочные работы. В этом принципиальное отличие потурного учета от суммарно-помесячного или поквартального, при которых сверхурочные часы работы появляются только в случае переработки нормы часов за учетный период независимо от продолжительности отдыха между конкретными поездками.

Если продолжительность отдыха поездной бригады в основном пункте превысила установленную нормами продолжительность, то отдых после следующих поездок также не может быть снижен более чем на 25 % расчетного.

Кроме отдыха в основном пункте поездным бригадам предоставляется отдых в поездке. Продолжительность отдыха в пути следования должна соответствовать трафику работы и отдыха, принятому для данного поезда, и составлять не менее 50 % времени предшествующей работы.

При обслуживании вагона двумя проводниками время работы и отдыха в поездке делится между ними поровну, и проблем с продолжительностью отдыха не возникает. В случае, когда поездная бригада является перед поездкой не в полном составе, начальник поезда должен использовать вариативный график, обеспечивающий соблюдение установленных нормативов рабочего времени и времени отдыха для проводника пассажирского вагона.

В период массовых пассажирских перевозок (июнь—сентябрь) может устанавливаться особый режим работы, при котором отдых работникам поездных бригад пассажирских поездов по месту постоянной работы предоставляется в сокращенном размере, но не менее 50 % времени отдыха, полагающегося по норме. Указанный сокращенный отдых не может быть менее двух суток.

Перечень направлений движения пассажирских поездов и прицепных вагонов, на которых будет применяться особый режим рабочего времени и времени отдыха поездных бригад, устанавливается начальником железной дороги по согласованию с ДорПрофСожем. Право на применение особого режима предоставляется администрации депо, вагонного участка, резерва проводников, дирекции обслуживания пассажиров с согласия коллективов поездных бригад.

Неиспользованное время отдыха, полагающееся по норме, должно быть компенсировано предоставлением дней отдыха по окончании массовых пассажирских перевозок, но не позднее 1 мая следующего года или присоединено к ежегодному очередному отпуску в те же сроки с оплатой этого времени из расчета установленного месячного оклада или без оплаты, если расчет проводникам пассажирских вагонов производится по законченным рейсам.

Студентам, работающим проводниками пассажирских вагонов, при наличии срочного трудового договора, а также постоянным штатным работникам неиспользованный отдых при увольнении подлежит оплате из расчета установленного месячного оклада.

Таким образом, особый режим работы в связи с ростом объема пассажирских перевозок может вводиться только на период июнь-сентябрь. Увеличение объема перевозок в другие периоды (предпраздничные и праздничные дни, зимние каникулы учащихся) не является основанием для применения особого режима пассажирских перевозок. Установленный начальником железной дороги по согласованию с Дорпрофсожем перечень направлений движения пассажирских поездов и прицепных вагонов, на которых применяется особый режим рабочего времени и времени отдыха поездных бригад, носит не обязательный, а разрешающий характер. Конкретное решение на каждом предприятии, которому предоставлено такое право, применяется работодателем при согласии коллективов поездных бригад.

На каждом предприятии, применяющем особый режим, необходимо составить не только график работы и отдыха на период июнь—сентябрь, но и график предоставления дополнительных дней отдыха (отгулов). Если до 1 мая следующего года отгулы будут предоставлены не полностью, то соответствующее количество часов оплачивается в повышенном размере как сверхурочная работа. Оплата не предоставленных отгулов в одинарном размере, в том числе и по заявлениям работников поездных бригад (кроме случаев увольнения), является незаконной.

Если отдых был сокращен более чем на 50 % (например, при расчетном отдыхе 10 дней предоставлено три дня), то за неиспользованные два дня отдыха необходимо учесть и оплатить сверхурочные часы работы. Перенос этих неиспользованных дней отдыха на осенне-зимний период не допускается.

При увольнении работников поездной бригады, в том числе и студентов, работавших проводниками пассажирских вагонов в летний период по срочному трудовому договору, дни недоиспользованного отдыха (как полагающиеся после поездки, так и перенесенные на осенне-зимний период) оплачиваются исходя из установленного оклада и работник считается уволенным с момента окончания отгула. В то же время по просьбе работника он может быть уволен и ранее истечения срока отгула с выплатой причитающейся ему зарплаты и компенсации за неиспользованные дни отгула.

Наиболее характерными ошибками администрации предприятий при составлении отчетности о режиме труда и отдыха поездных бригад являются следующие:

- вместо не предоставленных подсчитывается общее количество предоставленных выходных дней. Таким образом, лишние дни отдыха, предоставленные одним работникам, перекрываются не предоставленными выходными днями другим работникам. Это искажает фактическое положение организации режима труда и отдыха работников поездных бригад и наносит ущерб отчетности;

- разрабатывается типовая схема предоставления выходных дней исходя из четырех еженедельных дней отдыха за месяц, а по ней рассчитывается количество полагающихся работнику выходных дней с учетом того, что в каждом году ряд месяцев имеет по пять воскресных дней;

- любой отдых длительностью свыше 42 ч часто учитывается как предоставление еженедельного дня отдыха, что противоречит нормам.

 

 

  Пояснения от Л,А: С ОБЯЗАННОСТЯМИ НАЧАЛЬНИКА ПОЕЗДА И ПРОВОДНИКОВ ТОЛЬКО ОЗНАКОМИТЬСЯ, ЗНАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ, ПЕРЕПИСЫВАТЬ НЕ НАДО

 
Обязанности начальника поезда и проводников пассажирских вагонов в пути следования Обязанности начальника поезда: После отправления поезда начальник поезда обязан: 8ЛЛ. объявить по поездной радиосвязи слова приветствия пассажирам, маршрут следования поезда, время прибытия на конечную станцию, ознакомить пассажиров с составом поездной бригады, месторасположением и графиком работы вагона-ресторана (кафе), с перечнем бесплатных услуг и стоимостью предоставляемых платных услуг, местами прохождения пограничного и таможенного контроля, ознакомить пассажиров с правилами проезда, провоза и размещения ручной клади в вагоне, пожарной безопасности в пути следования; 8 Л.2. держать постоянно включенной на прием радиостанцию для связи с машинистом локомотива и проверять ее каждый раз при смене локомотива; 8Л.З. контролировать в пути следования состояние работников поездной бригады, выполнение проводниками служебных обязанностей, соблюдение ношения форменной одежды, графика дежурства, правильности размещения ручной клади пассажирами; 8Л.4. контролировать своевременность выдачи квитанций ВУ-9 и чеков за предоставленные пассажирам услуги; 8Л.5. проверять не менее двух раз в сутки качество обслуживания пассажиров в пути следования с обязательной отметкой о проведенном опросе в рейсовом журнале формы ВУ-6 (см. приложение № 15 «Регламент проверки начальником поезда качества обслуживания пассажиров в пути следования» от 18 мая 2006 года); 8.1.6. осуществлять совместно с поездным электромехаником технический контроль работы технологического оборудования вагона-ресторана. Принимать меры по устранению в пути следования неисправностей данного оборудования; 8.1.7. осуществлять совместно с поездной бригадой технический контроль исправного содержания вагонов и нормальной работы вагонного оборудования. При обнаружении неисправностей вагонного оборудования, возникших в пути следования, дать заявку на промежуточных станциях и требовать их устранения; 8.1.8. следить за экипировкой вагонов топливом и водой, предусмотренной расписанием пассажирского поезда; 8.1.9. принимать меры по оказанию первой медицинской помощи заболевшим пассажирам, вызывая в необходимых случаях медицинских работников из числа пассажиров или медпункта ближайшей железнодорожной станции; 8.1.10. контролировать заполнение проводниками вагонов бланков учета населенности и расхода постельного белья при приемке-сдаче смены дежурства с обязательной отметкой о количестве проезжающих в вагоне пассажиров, количестве выданных пассажирам комплектов постельного белья и его остатке (см. приложение № 16 «Памятка по работе с бланками учета населенности вагона и расхода постельного белья формы ЛУ-72 в резервах проводников» № ФПДОП рп-86 от 06.07.2006 года); 8.1.11. производить опломбирование использованного в пути следования постельного белья по мере его накопления и обязательное — в пунктах оборота поезда; 8.1.12. допускать пассажира в вагон в случае неправильного оформления билетной кассой проездных документов или выдачи ему билета без наличия свободных мест в вагоне, в том числе и при продаже нескольких билетов на одно место, принимать меры к предоставлению таким пассажирам места. В данных случаях начальник поезда составляет акт (в трех экземплярах). По прибытии в пункт формирования акты сдаются начальнику резерва проводников; 8.1.13. периодически проверять санитарное и техническое состояние вагонов. Следить за тем, чтобы в туалетах вагонов имелись мыло, туалетная бумага. Контролировать соблюдение в вагонах температурного режима, обеспечение пассажиров чайно-кофейной продукцией и кондитерскими изделиями; 8.1.14. включать по установленному расписанию поездное радио, систематически передавать специально подготовленную информацию о соблюдении пассажирами правил пожарной безопасности и личной безопасности при проезде в поездах. Независимо от расписания работы радиопункта в период с 8.00 до 22.00 местного времени передавать объявления о времени прибытия, отправления и продолжительности стоянки поезда на станциях; 8.1.15. при обнаружении поездной бригадой безбилетных пассажиров или провоза излишней ручной клади начальник поезда должен взять объяснение от проводника вагона и пассажира, составить акт, взыскать с пассажира стоимость проезда или провоза излишней ручной клади; 8.1.16. требовать наличия соответствующих документов у контролирующих органов и других должностных лиц на право проверки поезда. Только убедившись в наличии у проверяющих соответствующих документов, предоставлять рейсовый журнал для обязательной их регистрации в нем с указанием фамилий, занимаемых должностей, номеров документов, дающих право на проверку или ревизию поезда, после чего предоставлять все необходимые документы и оказывать необходимое содействие в проведении проверки (ревизии). Результаты проверки (ревизии) должны быть отражены в рейсовом журнале за подписями всех проверяющих лиц и начальника поезда. При разногласиях начальник поезда обязан записать в журнале свое особое мнение; 8.1.17. выдавать по требованию пассажира книгу отзывов и предложений; 8.1.18. принимать своевременно меры к пассажирам, нарушающим общественный порядок 8.1.19. принимать необходимые меры при возникновении угрозы безопасности движения или пожарной опасности в порядке, определяемом действующими инструкциями; 8.1.20. опломбировывать радиокупе при отцепке вагона в пути следования; 8.1.21. обеспечивать размещение пассажиров по вагонам при отцепке вагона от поезда; 8.1.22. принимать меры по недопущению необоснованной остановки поезда стоп-краном, за исключением случаев, угрожающих безопасности движения и жизни. Выяснить причину остановки поезда, составить акт об обстоятельствах и причинах, произвести опломбирование рукоятки стоп-крана; 8.1.23. при обслуживании локомотива машинистом в одно лицо начальник поезда в пути следования обязан: — проверять с машинистом на станции прицепки локомотива к составу и смены машинистов работу УКВ радиосвязи с записью, соответственно, в журналы ВУ-8А и Т2-152 с указанием фамилий машиниста и начальника поезда. Проводник, получив в отсутствие начальника поезда от машиниста информацию, обязан немедленно сообщить ЛНП о ее содержании; — выяснять причины срабатывания устройств дистанционного контроля за состоянием поезда по указанию машиниста на перегонах и станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, осматривает состав, организовать сокращенное опробование тормозов следующим порядком: по сигналу начальника поезда или проводника хвостового вагона «Произвести торможение» ручной сигнал — поднятая вертикально рука, ночью — фонарем с прозрачно-белым огнем, машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и приступает к торможению. Начальник поезда или проводник хвостового вагона наблюдает за торможением по двум последним вагонам: прижались ли тормозные колодки к ободам колес и выход штока тормозного цилиндра на 130... 160 мм с учетом хомута. После этого начальник поезда или проводник хвостового вагона дает сигнал «отпустить тормоза» движением руки перед собой по горизонтальной линии, ночью — фонарем с прозрачно-белым огнем. Машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза. Начальник поезда или проводник хвостового вагона проверяет отпуск тормозных колодок и уход штока тормозного цилиндра (по двум последним вагонам). После проведения сокращенного опробования тормозов начальник поезда делает отметку у машиниста в справке формы ВУ-45 о выполнении сокращенного опробования тормозов; — осматривать при наезде на людей автотранспорт, посторонние предметы, по указанию машиниста — место происшествия, оказывать помощь пострадавшим и принимать меры к устранению возникшего для движения препятствия (см. приложение № 18 «Регламент действий поездной бригады при попадании человека под поезд» № ФПДГГ-9 от 21.02.2005 г.); — в случае возникновения пожара на локомотиве принять меры по закреплению состава, доложить машинисту о закреплении состава и силами поездной бригады оказать помощь в тушении пожара; — оградить поезд при затребовании вспомогательного локомотива, пожарного или восстановительного поезда по указанию машиниста со стороны ожидаемой помощи в соответствии с пунктом 3.13 Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; — организовать и контролировать закрепление и ограждение поезда, проверку состояния сцепных приборов у разъединившихся вагонов, замену тормозных рукавов при вынужденной остановке пассажирского поезда, в том числе при разъединении (саморасцеплении) вагонов пассажирского поезда, по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи; — немедленно выяснять причину любой остановки поезда не по расписанию, вызывая машиниста поезда, в соответствии с обстановкой для обеспечения безопасности движения и выполнения графика движения поезда. Отправление поезда с неисправной радиосвязью между начальником пассажирского поезда и машинистом запрещается. В пути следования радиостанция в служебном купе должна быть постоянно включена. При отсутствии сообщения от машиниста о причинах остановки начальник пассажирского поезда после трехкратного вызова машиниста по радиосвязи и неполучения ответа останавливает поезд стоп-краном в штабном вагоне и организовывает приведение в действие имеющихся в составе ручных тормозов и лично у машиниста уточняет отсутствие радиосвязи и причину остановки. В случае отсутствия радиосвязи с машинистом локомотива при вызове необходимо пройти к локомотиву и выяснить причину. При невозможности ведения пассажирского поезда машинистом из кабины машиниста сообщить по радиосвязи о случившемся дежурному по станции. Порядок действий начальника поезда в экстремальных ситуациях 8.2. Начальник поезда является ответственным лицом за организацию работ при возникновении экстремальных ситуаций в пассажирском поезде. В случае возникновения экстремальных ситуаций начальник поезда должен: 8.2.1. В случае пожара в вагоне: — прибыть немедленно в вагон; — лично убедиться в обеспечении эвакуации пассажиров, отключении всех потребителей электроэнергии высокого, низкого напряжения, кроме цепей аварийного освещения (в ночное время), и организовать тушение пожара всеми имеющимися в поезде средствами пожаротушения; — должен по радиосвязи или другими средствами, в случае невозможности ликвидации пожара первичными средствами, сообщить дежурному по станции (ДСП) и через него вызвать ближайшее пожарное подразделение, одновременно принять меры к расцепке состава; — убедившись в полной эвакуации пассажиров, совместно с работниками поездной и локомотивной бригад организовать расцепку вагонов, оставляя горящий вагон в удобном для тушения месте на расстоянии не менее 15—20 м, исключающем возможность перехода огня на соседние вагоны, здания, устройства, при этом горящий вагон отцепляется сначала от хвостовой части, затем отцепляется головная часть от горящего вагона; — после расцепки состава начальник поезда обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети; — с ближайшей станции телеграммой сообщить руководителям (депо, участков, региональных дирекций), военизированной охране железной дороги приписки подвижного состава; — контролировать выполнение требований инструкции по тушению пожара в подвижном составе железных дорог. 8.2.2. При остановке поезда после срабатывания сигнализации нагрева буксы или ПОНАБ: — немедленно прибыть к вагону, по внешним признакам или на ощупь определить нагрев буксы, ее техническое состояние, принять решение по дальнейшему следованию поезда, при необходимости принять меры к ограждению поезда. 8.2.3. При обнаружении в одном или нескольких вагонах технических неисправностей совместно с ПЭМ определить возможность следования поезда при полном обеспечении безопасности движения до ближайшего пункта устранения неисправности, смены колесных пар или отцепки вагона и сообщить об этом машинисту локомотива. 8.2.4. При невозможности устранения в пути следования технических неисправностей, не обеспечивающих нормальные условия проезда пассажиров, давать телеграмму на ближайшую станцию с требованием об оказании технической помощи или замены вагона. 8.2.5. При остановке поезда по причине срабатывания УКСПС (устройство обнаружения деталей, выступающих за пределы нижнего габарита, и схода подвижного состава в поездах) начальник поезда совместно с помощником машиниста производят осмотр поезда. В зависимости от состояния узлов и деталей вагонов начальник поезда принимает решение о возможности дальнейшего следования поезда, о чем сообщает по поездной радиосвязи через локомотивную бригаду ДСП или поездному диспетчеру при ДЦ. 8.2.6. Начальник поезда совместно с поездным электромехаником в случае остановки поезда средствами контроля безопасности (ПОНАБ, ДИСК, КТСМ, УКСПС) устанавливают причину остановки с оформлением акта за подписью начальника поезда, поездного электромеханика и машиниста локомотива. 8.2.7. При обнаружении поломки, порчи внутреннего оборудования и имущества составить акт для взыскания с виновных стоимости ущерба согласно расценочной ведомости. 8.2.8. При отцепке вагона в пути следования выделить проводников для охраны имущества отцепленного вагона, провести инструктаж о порядке их действий до отправки вагона в пункт приписки, составить график дежурства проводникам отцепленного вагона с записью его в маршрутном листе и обязательной росписью проводников за ознакомление с ним, внести изменения в график дежурства проводников вагонов основного состава (в рейсовом журнале). Если отцепляется вагон с радиокупе, то необходимо радиокупе опломбировать. Далее начальник поезда обязан: — разместить пассажиров на свободные места в вагонах этого поезда; — совместно с начальником станции отцепки вагона составить акт в трех экземплярах с указанием причин отцепки и данных о вагоне (заводской номер, сроки проведения плановых видов ремонта и единой технической ревизии). Акт подписывается начальником поезда, начальником станции (дежурным по станции), машинистом локомотива, осмотрщиком вагонов или др. должностным лицом, присутствующим при данной ситуации. Один экземпляр акта сохраняется до конца рейса и затем сдается начальником поезда руководству предприятия формирования поезда; — временно разместить пассажиров в тамбурах и коридорах вагона (если разместить пассажиров в поезде невозможно), сообщить лично или через начальника, дежурного по станции, поездного диспетчера на ближайший пункт формирования поездов о необходимости прицепки другого вагона взамен отцепленного или пересадки в другой поезд; — при переводе пассажиров из отцепленного вагона в другие вагоны начальник поезда обязан совместно с начальником станции организовать переноску ручной клади пассажиров, принять меры, обеспечивающие безопасность пассажиров. Об отцепке вагона начальник поезда по мобильной связи, а затем телеграммой ставит в известность ФПД ОАО «РЖД», предприятие приписки состава, региональную дирекцию по обслуживанию пассажиров. 8.2.9. При отклонении поезда от первоначального маршрута: — получив информацию от дежурного по станции или дежурного по вокзалу о новом маршруте, установить пункты, через которые не будет следовать поезд, сообщить пассажирам, едущим до этих станций, порядок пересадки, сделать об этом необходимые отметки в проездных документах; — контролировать высадку пассажиров на станциях, выдачу им на руки проездных документов с отметкой «Поездка прервана на станции из-за отклонения поезда от первоначального маршрута». 8.2.10. При получении от машиниста локомотива сигнала "Тормозить" начальник поезда должен немедленно принять меры к приведению в действие ручных тормозов проводниками вагонов. 8.2.11. При саморасцепе автосцепок в пассажирском поезде начальник поезда совместно с машинистом локомотива должен проверить действие механизма автосцепок и принять решение о возможности сцепления и дальнейшего следования или необходимости замены автосцепок. 8.2.12. При развороте пассажирского поезда в пути следования или отправлении с транзитного пункта, пунктов формирования и оборота с изменением порядка расположения вагонов в составе сообщить телеграммой в адрес всех ОДБ (ЛБК) по ходу следования поезда и крупных вокзалов. 8.2.13. При длительной остановке поезда на станции или перегоне всеми доступными средствами выяснить причину остановки поезда, предполагаемое время отправления и в дневное время сообщить об этом пассажирам поезда по поездному радио. 8.2.14. При остановке поезда проводником из-за появления под вагоном постороннего шума принять меры к обнаружению и устранению неисправностей, погрузить в вагон демонтированный узел, сообщить машинисту локомотива причину остановки и в случае обрыва или утери узлов вагона через машиниста локомотива и поездного диспетчера передать информацию о случившемся машинистам локомотивов других поездов для следования по этому участку с особой бдительностью. 8.2.15. В случае сбоя в графике движения пассажирских поездов начальник поезда должен сообщить в ФПД ОАО «РЖД» и место приписки вагона время задержки поезда и количество пассажиров, следующих в поезде (см. приложение № 23 — распоряжение начальника ФПД В.Н.Шатаева № ФПД-101 от 30.06.2006 года об утверждении Порядка оперативного взаимодействия начальников пассажирских поездов и дежурного аппарата ФПД ОАО «РЖД», РДОП). 8.2.16. В случае выявления пассажиров в нетрезвом состоянии или нарушающих общественный порядок: — в спокойной, вежливой форме сделать замечание пассажиру, предложить занять свое место и не нарушать общественный порядок; — если пассажир не реагирует на замечания, вызвать через поездную радиосвязь работников милиции для высадки пассажира из поезда с обязательным составлением акта о его снятии и отметкой в проездном документе (билете). 8.2.17. При обнаружении в вагонах подозрительных лиц или предметов следует руководствоваться Памяткой для работников железнодорожного транспорта по действиям при анонимных сообщениях о террористических актах, обнаружении взрывных устройств, подозрительных лиц и предметов. 8.2.18. В случаях нарушений правопорядка в поезде действовать согласно распоряжению № ФПД-89 от 20.06.06 г. «Об утверждении Регламента действий работников поездных бригад по недопущению правонарушений в поездах и оперативному реагированию при их совершении» (см. приложение № 17). Обязанности проводника пассажирского вагона в пути следования: 8.3.1. Вывешивать табличку со своей фамилией, именем и отчеством на дверях служебного купе до отправления поезда и при смене дежурства. 8.3.2. Содержать вагон в чистоте и поддерживать нормальную температуру в вагоне в соответствии с санитарными нормами. 8.3.3. Следить за состоянием внутреннего оборудования вагона и правильным положением межвагонных переходных площадок. 8.3.4. Не менее двух раз в сутки производить влажную уборку в вагоне, а в туалетах — по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательным мытьем полов в соответствии с Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 от 03.03.2003 г. В вагонах с комбинированным отоплением разрешается производить влажную уборку полов, кроме котельного отделения, без отключения нагревательных элементов котлов отопления. При уборке вагона не допускается влажная протирка радиоизотопных извещателей дыма (РИД). Очистка их от пыли должна производиться пылесосом. Мусор в вагоне должен собираться в специальную емкость "для мусора" и сжигаться в топке вагона или удаляться из вагона только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, в пунктах формирования и оборота. Выбрасывать золу и мусор на пути, а также на пол тамбура и переходные площадки вагона запрещается. 8.3.5. В вагонах пассажирских поездов не менее трех раз в сутки — с 8.00 до 10.00, с 15.00 до 17.00, с 20.00 до 22.00 по местному времени — обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями по установленной цене, а в фирменных поездах, в вагонах СВ, бизнес-класса, повышенной комфортности поездов всех категорий — по требованию пассажиров в любое время суток. При обслуживании пассажиров чаем проводник должен быть в белой куртке или в фартуке (в специальной форме, если таковая имеется). 8.3.6. Поддерживать наличие в кипятильнике горячей, а в водоохладителе — охлажденной воды. 8.3.7. В вагонах со спальными местами выдавать постельные принадлежности пассажирам на весь путь следования за отдельную плату или бесплатно, если пользование постельным бельем включено в стоимость проездного документа (билета). 8.3.8. Заполнять бланк учета населенности пассажиров в вагоне и расхода постельного белья формы ЛУ-72. Бланки учета населенности и расхода постельного белья формы ЛУ-72 выдаются в резерве проводников ответственным лицом под роспись в журнале учета расхода бланков формы ЛУ-72 в необходимом количестве перед рейсом начальникам поездов, старшим проводникам прицепных вагонов. Выданные бланки должны иметь индивидуальные штемпельные номера и быть заверенными печатью (штампом) предприятия. Нумерация бланков ЛУ-72 должна быть произведена до выдачи их в поезд или прицепной вагон. В путевом рапорте начальника поезда или журнале формы ВУ-6 старшего проводника прицепного вагона ответственным лицом делается отметка о выдаче бланков с указанием их номеров и даты выдачи. Перед подачей поезда под посадку пассажиров начальник поезда или старший проводник выдает бланки формы ЛУ-72 по одному в каждый вагон. При утере бланка формы ЛУ-72 проводник должен дать письменное объяснение начальнику поезда (проводник прицепного вагона объяснительную об утере бланка ф. ЛУ-72 должен представить по прибытии вагона в пункт приписки ответственному лицу резерва проводников, у которого он получал бланки перед рейсом) и получить новый бланк, на котором сделать запись «Взамен утерянного бланка №...». После получения бланка ЛУ-72 проводник вагона вносит запись о дежурстве, станции отправления и назначения поезда (вагона), фамилию и инициалы начальника поезда, фамилии и инициалы проводников данного вагона. Вести учет населенности вагона и расхода постельного белья на бланках формы ЛУ-72 необходимо согласно утвержденной первым заместителем начальника ФПД ОАО «РЖД» «Памятке по работе с бланками учета населенности вагона и расхода постельного белья ф. ЛУ-72 в резервах проводников» № ФПДОП рп-86 от 6.07.2006 года (см. приложение № 16). 8.3.9. По желанию пассажира и при наличии возможности заменять использованные постельные принадлежности в пути следования за дополнительную плату. Доставлять комплекты спальных принадлежностей на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, престарелым, пассажирам с малолетними детьми. Уборка постельных принадлежностей и постельного белья производится после выхода пассажиров. В исключительных случаях допускается с разрешения пассажиров убирать постельное белье до прибытия поезда на станцию высадки, но не ранее чем за 30 минут. 8.3.10. При отсутствии радиоустановки объявлять пассажирам в дневное время названия остановочных пунктов, сообщать о границах санитарных зон и продолжительности стоянок поезда, в ночное время делать это по просьбе пассажиров. 8.3.11. Следить за тем, чтобы окна вагона при необходимости открывались только с коридорной стороны, на двухпутных участках — с полевой стороны, а в вагонах с полным кондиционированием воздуха при работе кондиционера были все закрыты. 8.3.12. Обеспечивать для пассажиров беспрепятственное пользование санузлами, кроме санитарных зон и стоянок поезда на станциях. 8.3.13. Оказывать пассажирам первую доврачебную помощь. 8.3.14. Непосредственная ответственность за сохранность РИД в пути следования возлагается на проводников вагонов. Запрещается вскрывать датчики РИД и извлекать из них источник излучения. О всех неисправностях РИД и УПС, происшедших в пути следования, проводники вагонов должны немедленно сообщать поездному электромеханику. 8.3.15. В случае утери, порчи или загрязнения постельных принадлежностей, требующих химической чистки, а также в случае порчи инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира проводник вагона должен заявить об этом начальнику поезда, который по квитанции формы РС-97М взыскивает стоимость поврежденного или утраченного имущества согласно расценочной ведомости с выдачей на руки пассажиру квитанции об уплате. 8.3.16. Во время движения пассажирского поезда торцовые двери тамбуров вагонов по концам состава должны быть закрыты на внутренние запоры («секретки») и на замок под специальный ключ. В остальных вагонах торцовые тамбурные двери не запираются. Боковые тамбурные двери нерабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок-«секретку», замок под специальный ключ и замок под трехгранный ключ. Боковые двери рабочего тамбура запираются на «секретку» и замок под трехгранный ключ. 8.3.17. За 30 минут до прибытия на железнодорожную станцию, где производится высадка пассажиров, проводник обязан предупредить об этом пассажиров. 8.3.18. После полной остановки поезда на железнодорожной станции проводник должен открыть боковую дверь рабочего тамбура со стороны посадочной платформы, при отсутствии высокой платформы поднять и зафиксировать откидную площадку (фартук), протереть поручни, приступить к посадке и высадке пассажиров. При стоянке пассажирского поезда менее 5 мин. и отсутствии посадки и высадки пассажиров проводник должен открыть дверь и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам не выходить. При отправлении пассажирского поезда проводник должен закрыть и запереть дверь и проводить станцию до конца платформы. Проводники хвостового и штабного вагонов провожают станцию до конца посадочной платформы с открытой дверью, после чего также запирают тамбурные двери. 8.3.19. При стоянке поезда на станции более 10 мин. проводник пассажирского вагона обязан осмотреть подвагонное оборудование, тормозную рычажную передачу и в зимнее время года при необходимости удалить лед, мешающий нормальной работе тормозной рычажной передачи, а также очистить дефлекторы аккумуляторной батареи ото льда и снега. 8.3.20. Проводники вагонов, стоящих на станциях пассажирских поездов, перед проходом по смежному пути скоростного пассажирского поезда обязаны закрыть с этой стороны двери вагонов и предупредить пассажиров о следовании такого поезда. 8.3.21. Проводник обязан контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать пользования ими открытым огнем, провоза легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, курения в не отведенных для этого местах, подключения в вагоне магнитофонов, мобильных телефонов, нагревательных и других электроприборов (кроме электробритв), не предусмотренных электрической схемой вагона, контролировать показания электроизмерительных приборов с отметкой в контрольном листе не менее четырех раз в сутки, сигнализации контроля нагрева букс и другого электрооборудования на пульте управления вагона. 8.3.22. В случаях отцепок и прицепок вагона в пути следования проводники обязаны проверять правильность сцепления по положению сигнального отростка автосцепки и положения расцепного рычага в вертикальном пазу фиксирующего кронштейна. 8.3.23. На станции при необходимости пропуска через тамбур пассажиров с других поездов, находящихся на соседних путях, к пассажирскому зданию и обратно проводник должен держать обе боковые двери рабочего тамбура вагона открытыми и следить за проходом пассажиров. 8.3.24. Проводник пассажирских вагонов перед отправлением поезда с промежуточной станции или после вынужденных остановок должен проверить отпуск тормоза по манометру, расположенному в тамбуре или служебном отделении вагона, а если позволяют условия — и по отходу тормозных колодок от поверхностей катания колес. Если вагон остается заторможенным, проводник обязан подать сигнал, запрещающий отправление поезда, или отпустить тормоз поводком выпускного клапана внутри вагона. 8.3.25. После отправления поезда проводник обязан закрыть дверь и проводить станцию, стоя у закрытой двери. С открытыми дверями вагона станцию провожают только проводники штабного и хвостового вагонов (тупиковая станция провожается проводником хвостового вагона при закрытой двери). Проводники должны наблюдать за движением поезда, в случае обнаружения неотпуска тормозов, искрения или других неисправностей принять меры к их устранению или, при необходимости, к остановке поезда. 8.3.26. При получении от пассажиров проездных документов после посадки в вагон проводник вагона должен погасить бланк основного проездного документа и контрольного купона с использованием ручного компостера, обеспечивающего разрушение голограммы на первом слое слипа за счет образования в зоне голограммы отверстия с ровными краями. 8.3.27. В поездах, следующих по территории Российской Федерации, проездной документ возвращается пассажиру, контрольный купон хранится у проводника. В пункте назначения контрольные купоны за правый верхний угол сшиваются и сдаются проводником пассажирского вагона начальнику поезда. Проводник пассажирского вагона при остановке в пути следования или прерывании поездки на оборотной стороне контрольного купона в поле «для служебных отметок» делает отметку «остановка на станции_(часы, число, месяц, год)_Подпись_» и отдает его (контрольный купон) пассажиру. В бланке ЛУ-72 делается запись следующего содержания: «Пассажир прервал поездку на ст._ж.д.». Проводник вагона совместно с начальником поезда составляют акт со своими подписями и подписью пассажира, делающего остановку в пути следования. Если проездной документ без слипа, то начальник поезда совместно с проводником вагона составляет акт с указанием служебной строки проездного документа в 2-х экземплярах. Первый экземпляр сдается в кассу строгой отчетности, второй экземпляр подкалывается к бланкам ЛУ-72. На слипы проездных документов (безденежных) составляется акт, в котором указываются порядковый и заводской номера вагона, количество безденежного постельного белья и его цена (в двух экземплярах), которые визируются инструктором резерва проводников и сдаются — один в приходную кассу депо (ДОП), второй подшивается к бланкам ЛУ-72. На реализованное постельное белье составляется ведомость. Начальник поезда в ведомости указывает дату отчета, № поезда, ФИО начальника поезда, период рейса, количество полученного постельного белья, количество использованного постельного белья, из них реализованного по слипам, за плату, по актам, если таковые имеются, использованного служебного белья. Слипы проездных документов и первый экземпляр ведомости проверяются инструктором резерва проводников, визируются начальником резерва проводников. Бланки ЛУ-72 со слипами и необходимыми документами хранятся в резерве проводников в течение 9 месяцев. При обнаружении утери проводником принятых им на хранение от пассажиров проездных документов он должен немедленно сообщить начальнику поезда. Начальник поезда обязан составить акт, который вместе с ним подписывают пассажир и проводник вагона. Акт заверяют штемпелем станции, где поезд имеет остановку не менее 10 минут. Данная станция выдает новые проездные документы до конечного пункта следования пассажира с отметкой на обороте этих документов "Взамен утерянного". Документы оформляются начальником поезда или проводником вагона в билетных кассах без участия пассажира. 8.3.28. При получении информации об изменении маршрута следования поезда от начальника поезда проводник оповещает пассажиров о порядке следования по новому маршруту. При отсутствии в поезде радиосвязи помощник машиниста передает информацию проводнику первого вагона, а тот остальным проводникам и начальнику поезда. 8.3.29. При отцепке неисправного вагона проводник должен своевременно проинформировать пассажиров о предстоящем размещении их в других вагонах поезда. 8.3.30. При выявлении больного или подозрении на заболевание, при неожиданных родах проводник должен сообщить об этом начальнику пассажирского поезда. Заболевший пассажир или роженица могут быть высажены на ближайшей станции, где имеется медицинский пункт. При этом составляются акты о передаче больного пассажира или роженицы работникам медицинского пункта железнодорожной станции и дополнительных расходах постельного белья, описи вещей пассажира. В акте должна быть указаны ФИО медицинского работника, принявшего больного с его вещами, и ФИО и адрес пассажира-свидетеля. При выявлении больного (больных) острыми кишечными инфекционными заболеваниями и пищевыми отравлениями проводник пассажирского поезда обязан: — немедленно информировать о выявленном больном (больных) начальника пассажирского поезда по внутри поездной связи или через проводников соседних вагонов; — до прибытия медицинских работников изолировать больного (больных) в отдельном купе. 8.3.31. Проводник хвостового вагона в пути следования дополнительно обязан: а) в соответствии с п. 16.45 Правил технической эксплуатации железных дорог на участках, оборудованных автоблокировкой, при остановке на перегоне пассажирского поезда проверить видимость хвостовых сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления следом идущего поезда принять меры к его остановке; б) в случае прицепки или отцепки одного или группы вагонов в пути следования немедленно доложить об этом начальнику поезда, проверить правильность сцепления по положению сигнального отростка автосцепки и положение расцепного рычага в вертикальном пазу фиксирующего кронштейна. При отцепке неисправного вагона своевременно проинформировать пассажиров о предстоящем размещении их в других вагонах поезда; в) при следовании поезда по перегону следить за ходом своего поезда, состоянием пути, быть внимательным ко всем сигналам; г) при наличии остановки поезда на перегоне для посадки и высадки пассажиров подавать сигнал отправления, убедившись, что посадка закончена; д) при вынужденной остановке на перегоне пассажирского поезда производить ограждение по указанию машиниста, в случаях затребования восстановительного или пожарного поезда, а также вспомогательного локомотива, если помощь оказывается с хвостовой стороны поезда и если поезд был отправлен при перерыве действия всех средств сигнализации и связи, с извещением об отправлении за ним другого поезда. Ограждение производится в порядке, предусмотренном главой пунктом 3.13 Инструкции по сигнализации. Проводник вагона, ограждающий хвостовую часть остановившегося на перегоне пассажирского поезда, возвращается к составу только после подхода и остановки восстановительного (пожарного) поезда, вспомогательного локомотива, передачи ограждения другому работнику или по сигналу «Три длинных, два коротких». 8.3.32. Проводник при проверке или ревизии поезда обязан: а) в спальных вагонах предъявить ревизующим папку с отобранными у пассажиров контрольными купонами в поездах внутригосударственного сообщения, проездными документами и контрольными купонами в поездах сообщения с государствами СНГ, Литвой, Латвией, Эстонией. Сопровождать контролирующих лиц во время проведения ими проверки или ревизии вагона; б) предъявлять по требованию проверяющих документы, подтверждающие правильность учета свободных и освобождающихся мест; в) давать необходимые пояснения по возникшим в процессе проверки или ревизии вагона вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров; г) в случае обнаружения в обслуживаемом вагоне провоза безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, повторного использования белья и других нарушений совместно с начальником поезда дать письменное объяснение по поводу обнаруженных нарушений и недостатков и только после этого подписать акт; д) в случае несогласия с действиями проверяющих лиц аргументированно изложить свое несогласие в объяснительной записке. 8.3.33. Обязанности проводника вагона для обеспечения безопасности следования поезда: а) при отправлении поезда со станции, а также после остановки на перегоне проводник обязан по звуку контролировать полный отпуск автотормозов вагона. При движении вагона юзом обязан немедленно остановить поезд стоп-краном и вызвать начальника поезда или поездного электромеханика для установления причины неотпуска тормозов. При возникновении на ходу поезда неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей или безопасности движения, как-то: повышенная вибрация, посторонний стук и удары под вагоном, движение вагона юзом, возникновение задымления в салоне - немедленно остановить поезд стоп-краном и вызвать начальника поезда или ПЭМа для установления причины неисправности и дальнейшего принятия мер; б) в случае возникновения короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на щите управления погасла, другая горит полным накалом) отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения (в ночное время) и сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда. в) при возникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей или безопасности движения, а также в случае срабатывания системы сигнализации нагрева букс немедленно остановить поезд стоп-краном, по телефону или цепочке вызвать поездного электромеханика или начальника поезда для принятия оперативного решения и на ощупь проверить нагрев букс; в случае выхода из строя сигнализации контроля нагрева букс (СКНБ) и невозможности устранить неисправность в пути следования проверку нагрева букс производить на ощупь при стоянках поезда более 5 минут, во время устранения неисправности вагона показывать сигнал остановки до окончания работ; г) при экстренном торможении (вынужденной остановке) пассажирского поезда на перегоне проводник должен выяснить причину остановки поезда путем визуального осмотра в своем вагоне ходовых частей, букс, крепления деталей автотормоза и электрооборудования. В случае обнаружения неисправности в своем вагоне, являющейся препятствием для дальнейшего движения поезда, проводник обязан немедленно подать сигнал остановки в сторону локомотива и вызвать начальника поезда, который организует устранение неисправности или принимает решение о дальнейшем следовании поезда. После отпуска машинистом локомотива автотормозов проводник вагона обязан проверить отпуск тормоза в обслуживаемом им вагоне, а после отправления поезда проводники вагонов должны из тамбуров наблюдать за движением поезда и в случае неотпуска тормозов, искрения или других неисправностей принять меры к остановке поезда. При остановке пассажирского поезда на уклоне проводники вагонов по сигналу машиниста локомотива "Тормозить" — три длинных свистка — должны привести в действие ручные тормоза в обслуживаемых ими вагонах, а перед приведением поезда в движение по сигналу машиниста локомотива "Отпустить тормоза" — два длинных свистка — отпустить ручные тормоза в обслуживаемых ими вагонах; д) в случае срабатывания пожарной сигнализации отключить акустический сигнал на блоке управления, по его табло установить место пожара, а затем убедиться в достоверности показания путем осмотра этого места; при ложном сигнале о пожаре вызвать поездного электромеханика или начальника поезда; е) при обслуживании локомотива одним машинистом, без помощника машиниста, проводник штабного вагона, получив от машиниста информацию в отсутствие начальника поезда, обязан немедленно сообщить ЛНП о ее содержании. Обязанности проводника пассажирских вагонов при возникновении в вагоне пожара: (Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности в вагоне в пути следования поезда возлагается в пассажирских поездах на проводника вагона. Ответственным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде является начальник поезда.) а) остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе, под мостом или в других местах, не допускающих эвакуации пассажиров и препятствующих тушению пожара. Если пожар обнаружен при нахождении поезда в указанных местах, поезд должен быть остановлен после проследования этих мест; б) вызвать по цепочке начальника и электромеханика поезда, сообщить о пожаре проводникам соседних вагонов и машинисту локомотива; в) все работники поездной бригады обязаны прибыть к месту пожара с огнетушителями или другими средствами пожаротушения и принимать участие в тушении пожара. 8.3.35. Обязанности проводника аварийного и соседнего вагонов при эвакуации пассажиров а) открыть аварийные выходы (окна), где они предусмотрены конструкцией вагона, а при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров; б) открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров, обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители, кроме цепи аварийного освещения, открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцовые двери (а при отсутствии высокой платформы — и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их на защелки. Примерный текст оповещения пассажиров: «Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты»; в) вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей, не допуская паники; г) дежурный проводник производит эвакуацию пассажиров, а напарник с проводниками других вагонов, не дожидаясь прибытия начальника поезда и электромеханика, обязаны приступить к тушению пожара в самоспасательном изолирующем противогазе (СПИ-20) первичными средствами пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для прохода из вагона в вагон на соседних с горящим вагонах должны быть закрыты. 8.3.36. Для обеспечения безопасности пассажиров при возникновении нештатных ситуаций проводник обязан: а) в случае срабатывания в вагоне взрывного устройства остановить поезд стоп-краном, вызвать начальника пассажирского поезда, оказать первичную медицинскую помощь пассажирам. Порядок дальнейшего следования поезда определяет начальник пассажирского поезда вместе с машинистом локомотива. По имевшему место событию составляются акты о получении травм пассажирами и по общему случаю; б) при наружном обстреле пассажирского вагона проводник должен вызвать начальника пассажирского поезда, потребовать от пассажиров разместиться ниже оконных проемов; в) при стрельбе внутри вагона сообщить об этом начальнику пассажирского поезда, эвакуировать пассажиров в соседние вагоны и вызвать работников милиции; г) при обнаружении в пассажирском вагоне подозрительных предметов, бесхозных вещей руководствоваться Памяткой для работников железнодорожного транспорта по действиям при анонимных сообщениях о террористических актах, обнаружении взрывных устройств, подозрительных лиц и предметов. Проводнику запрещается ремонтировать и регулировать электрооборудование, холодильное и радиооборудование, а также установку пожарной сигнализации (УПС). При обнаружении неисправности он обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика, а в случае его отсутствия — начальника поезда. При необходимости ремонта электрооборудования, пультов и щитов управления проводник вагона должен сообщить об этом начальнику и электромеханику поезда. 8.3.37. Начальнику поезда и поездным работникам запрещается: — на электрифицированных участках пути подниматься на крышу вагона для осмотра, ремонта антенны радиопункта и других целей; — производить осмотр и ремонт аппаратуры радиопункта под напряжением; — производить осмотр и ремонт наружных штепсельных розеток, сигнальных фонарей и радио во время движения поезда; — применять в электрических цепях нетиповые предохранители; — перевозить в вагонах взрывчатые и отравляющие вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости; — входить и выходить из вагона на ходу поезда; — оставлять незакрытым радиокупе; — хранить посторонние предметы, обтирочные материалы и топливо в котельных отделениях, в месте установки нагревательных приборов, в тамбурах, проходах, в ящиках (оболочках) с электрооборудованием и в межпотолочном пространстве; — сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кипятильниках, кухонных плитах; — использовать для освещения открытый огонь (факелы, свечи), а также настольные лампы там, где это не предусмотрено; — использовать для отогрева трубопроводов открытый огонь /факелы, шлак горящий и уголь/, раскаленные металлические предметы; — подключать электронагревательные приборы и другие бытовые устройства (магнитофоны, приемники и др.) там, где это не предусмотрено электрической схемой вагона; — растапливать котлы отопления, кипятильники при помощи легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; — производить посадку пассажиров без проездных документов, не получив разрешения начальника поезда; — оставлять без надзора вагоны; — не допускать посадки и высадки на ходу поезда. На линейных станциях проводник должен производить посадку пассажиров с проездными документами на данный поезд независимо от того, в какие вагоны выданы билеты. 8.4. Ответственность проводника вагона в пути следования за: 8.4.1. отказ пассажиру в посадке при наличии билета в данный вагон; 8.4.2. отказ пассажиру с билетом в данный поезд, но в другой вагон в посадке на станциях с кратковременными стоянками; 8.4.3. невыход из вагона на промежуточных станциях со стоянкой поезда по графику; 8.4.4. высадку пассажиров ранее или позднее станции назначения, указанной в билете; 8.4.5. отключение сигнализации контроля нагрева букс /СКНБ/; 8.4.6. необеспечение своевременных и безопасных условий посадки и высадки пассажиров; 8.4.7. несвоевременное заполнение бланков ЛУ-72 по учету населенности вагона и расхода постельного белья; 8.4.8. нарушение этики поведения при обслуживании пассажиров; 8.4.9. нарушение дежурным проводником установленной форменной одежды; 8.4.10. отсутствие на вагоне порядкового номера по схеме поезда; 8.4.11. закрытие одного из туалетов вагона для пользования пассажирами; 8.4.12. провоз безбилетных пассажиров и излишней ручной клади; 8.4.13. повторное использование белья; 8.4.14. взимание стоимости за услуги больше установленной; 8.4.15. курение в служебном купе и салоне; 8.4.16. нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и др. нарушения должностной инструкции ЦЛ-614.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: