Частное образовательное учреждение
Высшего профессионального образованиЯ
«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»
Утверждено
Ученым советом ВЕИП
«4» октября 2010 г.
Протокол №3
Председатель
Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор
______________________ Решетников М.М.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Специальность 030301 - Психология
составлен на основании ГОС ВПО, утвержденных МО РФ
Автор учебного методического комплекса - Бутонова Наталья Владимировна
Санкт – Петербург
2010
СОДЕРЖАНИЕ:
1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 3
1.1 Цели и задачи курса. 3
1.2 Содержание дисциплины: 4
1.2.1 По видам учебных занятий. 4
1.2.2 По темам и разделам курса. Лекционный курс. 6
1.2.3 По времени проведения курса. 9
1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 9
1.3.1. Список литературы: 9
1.3.2 Методические рекомендации студентам для подготовки к семинарским занятиям. 10
1.3.3 Планы семинарских занятий: 11
1.4. Материально-техническое обеспечение курса: 13
|
|
2. Самостоятельная работа.. 13
2.1.Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.. 13
2.2Темы и вопросы для самостоятельной работы.. 14
2.3 Контроль самостоятельной работы.. 16
3. Требования к уровню освоения программы.. 16
3.1.В результате изучения дисциплины будущий специалист должен: 16
3.2 Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знани. 16
3.3 Основные термины и понятия, 17
3.4 Образец контрольного теста по дисциплине «Культурология». 20
4. МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ ПО КУЛЬТОЛОГИИ (см. на диске) 25
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Цели и задачи курса
Данная программа рассчитана на студентов первых курсов дневных отделений высших учебных заведений гуманитарного профиля. Курс состоит из трех разделов – первый раздел «Теория культуры» посвящен основным понятиям и категориям, формирующим проблемное поле культурологии, методам исследования, используемым в данной научной дисциплине, а также истории становления культурологического знания. Второй раздел «История культуры» ориентирован на обширный историко-культурный материал с вычленением узловых моментов мировой истории культуры в контексте современной социо-культурной ситуации. В третьем разделе «Отечественная культура» предпринято исследование ключевых проблем русской культуры в динамике ее изменений. Курс рассчитан на общий объем в 90 часов, из которых 56 часов лекционных занятий, 16 часов семинарских и 18часов самостоятельной работы, в том числе 6 часов контроля самостоятельной работы.
Цель учебного курса
состоит в проработке основных теоретических и методологических подходов культурологического анализа на базе историко-культурных процессов, что позволит слушателям самостоятельно ориентироваться в сложной системе современной культуры.
|
|
Основными формами обучения являются лекционные и семинарские занятия.
Учебные задачи:
-ознакомление с основными методами культурологического анализа и использование их в прикладных исследованиях;
-освоение историко-культурного материала;
-содействие в более глубоком понимании проблем, составляющих поле современной культуры, посредством ориентирования будущих специалистов на самостоятельное осмысление изменяющихся взглядов человека на себя самого и свое место в культуре;
-выработка практических навыков работы с первоисточниками и справочной литературой, предлагаемой в программе курса;
1.2 Содержание дисциплины:
По видам учебных занятий
Дневное отделение
№ | Разделы и темы | Всего часов | Аудиторные занятия, в том числе: | Самостоятельная работа | Контроль с/р | |
Лекции | Семинарские занятия | |||||
Раздел 1. Теория культуры. | ||||||
1. | Предмет и основные понятия культурологии | 4 | - | - | ||
2. | Становление культурологической мысли | 4 | ||||
| Антропологическая проблематика в культурологии | 2 | ||||
Феномен детства в культуре | 2 | |||||
Раздел 2. История мировой культуры. | ||||||
3. | Историческая типология культуры. | 2 | ||||
4. | Традиционные общества | 6 | ||||
Культура Японии | 4 | 1 | ||||
Специфика мифологического мышления и образа мира. | 2 | |||||
5. | Античность как тип культуры. | 2 | ||||
Культура Древнего Рима | 2 | |||||
6. | Культура арабо-мусульманского Востока | 4 | 1 | |||
7. | Культура средневекового Запада | 4 | ||||
8. | Культура Византии | 4 | 1 | |||
9. | Рождение нового мира | 4 | ||||
10. | Проект Модерна и его судьба | 6 | ||||
Культурологический анализ рекламы | 2 | |||||
Культурно-социальные проблемы современности | 2 | |||||
Раздел 3. Отечественная культура. | ||||||
11 | Введение в отечественную культуру – предыстория славян. | 4 | ||||
12 | Древнерусская культура. Православие в истории отечественной культуры. | 8 | ||||
13 | Культурная трансформация в России в 18-19 вв. | 4 | 2 | |||
14 | Проблема самоидентификации отечественной культуры | 6 | ||||
Взаимодействие личности и общества в условиях тоталитаризма | 2 | |||||
Россия в контексте мировой культуры | 2 | 2 | 1 | |||
Итого: | 90 | 56 | 16 | 12 | 6 |
Вечернее отделение
№ | Разделы и темы | Всего часов | Аудиторные занятия, в том числе: | Самостоятельная работа | Контроль с/р | |||
Лекции | Семинарские занятия | |||||||
Раздел 1. Теория культуры. | ||||||||
1. | Предмет и основные понятия культурологии | 4 | 2 | |||||
2. | Становление культурологической мысли | 2 | 4 | |||||
Антропологическая проблематика в культурологии | 4 | |||||||
Раздел 2. История мировой культуры. | ||||||||
3 | Историческая типология культуры | 2 | ||||||
4. | Традиционные общества | 4 | ||||||
Культура Японии | 2 | |||||||
Специфика мифологического мышления и образа мира. | 4 | |||||||
5. | Античность как тип культуры. | 4 | ||||||
Культура Древнего Рима | 2 | |||||||
6. | Культура арабо-мусульманского Востока | 4 | ||||||
7. | Культура средневекового Запада. | 4 | ||||||
8. | Культура Византии. | 4 | ||||||
9. | Рождение нового мира | 4 | ||||||
10.
| Проект Модерна и его судьба | 4 | ||||||
Культурологический анализ рекламы | 2 | |||||||
Культурно-социальные проблемы современности | 2 | |||||||
Раздел 3. Отечественная культура. | ||||||||
11 | Введение в отечественную культуру – предыстория славян. | 2 | 4 | |||||
12 | Древнерусская культура. Православие в истории отечественной культуры. | 2 | 4 | |||||
13 | Культурная трансформация России 18-19 вв. | 2 | 4 | |||||
14 | Проблема самоидентификации отечественной культуры.. | 2 | 4 | |||||
Взаимодействие личности и общества в условиях тоталитаризма. | 4 | |||||||
Россия в контексте мировой культуры. | 2 | 4 | ||||||
Итого: | 98 | 24 | 74 |
По темам и разделам курса. Лекционный курс.
Раздел 1.Теория культуры.
Тема 1. Предмет и основные понятия культурологии.
Полисемантичность понятия «культура». Культура как целостность. Системный подход в культурологии. Основные функции и механизмы культуры. Ценности и нормы культуры. Границы культуры. Культура и природа, культуры и цивилизация, культура и общество, культура и личность. Субъект культуры. Семиотический аспект культуры. Методы культурологии. Динамика культуры. Введение в проблематику культурологических исследовании: прикладная культурология.
Литература: 1.Белик А.А. Культурология. http://www.ufalaw.narod.ru/2/kult/ycheb.htm Ведение.
2.Есин А.Б. Введение в культурологию. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Esin_KultVved/_Index.php стр.4-42.
3.Культурология. Под. ред. М.С. Кагана и Ю.Н. Солонина. Спб, 2008.
Тема2. Становление культурологической мысли.
Культурологическое знание как рефлексия культуры. Миф как целостное явление. Миф и ритуал. «Антропологический поворот»: Сократ и софисты. Соотношение божественного и земного. Символ и знак. Культура в человеке и во вне человека. Классическая модель культуры. Основные подходы и направления в изучении культуры в 19-20 веке. Эволюционизм. Диффузионизм. Функционализм. Биологическое, психологическое и психоаналитическое направления. Направление «культура-и-личность». Системный подход в культурологии. Основные принципы системного анализа. Культурология Д.Уайта. Бинарная модель культуры.
|
|
Литература: 1.Дорогова Л. Н., Пыханов Ю. В., Мареева Е. В., Мареев С.Н., Рябчун Н.П. Культурология. http://ido.edu.ru/ffec/cult/cult.html тема 1.1
2.Белик А. Культурогия. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Belik/index.php Разделы1,2,3(Направление «культура и личность»).