Значение географии почв в системе подготовки учителя географии

Лекция № 1. Основы почвоведения и географии почв

План: 1. География почв как наука, методология и задачи географии почв.

2. Почва, её значение и роль в народном хозяйстве и природопользовании.

3. Значение географии почв в системе подготовки учителя географии.

4. Краткий обзор истории изучения почвы.

 

География почв как наука География почв — это наука, изучающая закономерности формирования и пространственное размещение почв. Это физико-географическая наука, имеющая тесную связь с почвоведением. По Г.В. Добровольскому и И.С. Урусевской география почв — это наука о закономерностях распространения почв на земле. Как научная дисциплина география почв возникла и начала развиваться в конце 70-х и начале 80-х годов 19 века, когда в России В.В. Докучаевым и его учениками были созданы основы генетического почвоведения. Теоретической основой географии почв является учение В.В. Докучаева о почве как продукте совокупной деятельности факторов почвообразования. География почв является важнейшим разделом почвоведения, без знания географии почв (распространения почв) невозможно решить вопрос о происхождении почв. Почвоведение — это наука, изучающая почвы, их образование и развитие, состав и свойства, географическое распространение, а также пути рационального использования и повышения плодородия почв.

Методы изучения почв. Основными методами изучения почвы являются полевой, лабораторный, лабораторно-полевой, сравнительно-географический метод, предложенный В.В. Докучаевым. Сущность этого метода заключается в сопряженном изучении почв и факторов их образующих, в тщательном сопоставлении всех изменений географических условий почвообразования. Сравнительно-географический основной, но не единственный метод изучения почв. Для изучения почв используется так же сравнительно-аналитический метод, стационарный, аэрокосмический и другие.

Основные задачи географии почв и почвоведения. Основные задачи географии почв — разработать практические рекомендации по рациональному использованию почв в соответствии с зонально-региональными особенностями. Обеспечить народное хозяйство почвенными картами, методиками охраны почв, повышения биологической продуктивности почв. Основные задачи почвоведения — обеспечить сохранность почвенного покрова планеты для будущих поколений, обеспечить получение максимальной продуктивности с минимальных площадей для удовлетворения все растущих потребностей развивающегося человечества.

Почва и ее значение в природопользовании. Почвой называют верхний рыхлый слой земной суши, на котором можно получать урожай растений. Почва - это особое природное образование, естественно-историческое тело. Главнейшее качество почвы - плодородие, то есть способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневую систему воздухом и теплом. Благодаря плодородию почва служит основным средством сельскохозяйственного производства.

Почва как природное образование обладает рядом специфических признаков и свойств, отличающих её от других природных тел, в частности от горной породы, из которой она образовалась.

Природные условия, от которых зависит ход и скорость почвообразовательных процессов, В.В. Докучаев назвал факторами почвообразования. К ним ученый отнес растительный и животный мир, климат, почвообразующие породы, рельеф местности, возраст почв. Производственная деятельность человека может изменять как факторы почвообразования, так и сами почвы и их свойства. Поэтому хозяйственная деятельность человека и воздействие вод на формирование почв, также важные факторы почвообразования.

Значение географии почв в системе подготовки учителя географии.

Почву как элемент ландшафта учащиеся изучают на уроках географии. Здесь они достаточно подробно знакомятся с факторами почвообразования, на практике во время экскурсий наблюдают закономерности распространения почв на той или иной территории. Умение методически правильно организовать работу по ознакомлению учащихся с почвой и ее свойствами, умение провести исследование почв имеет для учителя большое значение. В условиях школы исследование почв должно проводиться для углубления у учащихся теоретических знаний и для выработки у них ряда практических навыков, необходимых им для дальнейшего образования и участия в производительном труде в области сельского хозяйства. Это условие проводится путем: 1) определения основных почвенных разновидностей, развитых в районе исследований; 2) изучения закономерностей их образования и распространения на этой территории; 3) обобщения основных агропроизводственных показателей данных почв.

Краткий обзор истории изучения почвы. Почвоведение древняя и в то же время молодая наука, по мнению одних ученых она возникла более 10 тысяч лет назад, по мнению других не многим более 100 лет. Корни научных знаний о почве уходят в глубокую древность, они связаны с зарождением земледелия, это период неолита и бронзы. Официальной датой рождения современного почвоведения является 10 декабря 1883 года, в этот день выдающийся русский естествоиспытатель В.В. Докучаев защитил докторскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете по теме «Русский чернозем». Совершим переворот в знаниях о почве и заложив основы современного генетического почвоведения как самостоятельной науки. В конце 18 века в период подъема научной и общественной жизни России, произошли 2 события, которые можно считать истоками изучения почв задолго до появления научного почвоведения. В 1766 г. по указу Екатерины II началось составление планов Генерального межевания по отдельным уездам и губерниям. На планы или карты М от 1:100000 до 1:300000 наносились сведения о рельефе, урожайности, почвах «… грунт земли сухой или влажный, черноземный или глинистый, или песчаный». Ценность их для последующих работ заключалась в картографически достоверных для того времени различий между землями обширных пространств Центральной России. Противоположностью конкретным фактическим материалам Генерального межевания были "Дневные записки" академиков, путешествовавших приблизительно в то же время по России с целью изучения ее природы. Наиболее известны сочинения И.И. Лепехина (1740-1802) и П.С. Палласа (1741- 1811). Они содержали подробные географические описания обширных территорий, рассуждения о происхождении тех или иных явлений и первые попытки поисков причин смены почв и растительности в пределах степей и полупустынь Европейской России. Интересные сведения о почвах Урала и Сибири содержатся в дневниках революционера А.Н. Радищева (1749-1802), которые он вел в течении 10 лет, находясь в Тобольской ссылке.

На рубеже 18 и 19 веков внимание естествоиспытателей и путешественников привлекли черноземы с их высоким плодородием, проявлением почвообразования, четкой зависимостью свойств от рельефа и климата. Именно черноземы оказались первым объектом почвенной картографии, а также предметом острой дискуссии в 1840-1870-х годах, блестяще завершившейся трудами В.В. Докучаева. В 1856 г. А.И. Гроссул-Толстым была составлена карта юга Украины, которую можно считать предшественницей почвенных карт. На ней выделялись следующие субширотные полосы: 1) настоящая черноземная; 2) супесчаночерноземная; 3) суглинистая с более значительной примесью чернозема; 4) глинисто-известковая с незначительной примесью чернозема. Традиция государственного учета качества земель и их картографирования, начатая планами Генерального межевания, была продолжена в 1838-1867 гг., когда Министерством государственных имуществ были составлены кадастровые карты для 16 губерний Европейской России. Они содержали сведения об урожайности почв, их местных названиях и распространении, выделялись также группы почв по гранулометрическому составу (песчаный или суглинистый чернозем), пески, глины, солонцы, заливные земли.

Начало научной деятельности В.В. Докучаева традиционно связывают с исследованиями черноземов. Их первый итог - "Русский чернозем" (1883) - всемирно известная работа В.В. Докучаева, чрезвычайно высоко оцененная 1 современниками и до сих пор вызывающая восхищение почвоведов, содержит не только общие положения научного почвоведения, но и множество конкретных материалов по географии черноземов России. Новый метод почвенных исследований, предложенный В.В. Докучаевым в "Русском черноземе" и названный позднее сравнительно-географическим, был быстро реализован и совершенствовался в известных Нижегородских экспедициях В.В. Докучаева (1882-1886). Они были предприняты по просьбе нижегородского земства, имели целью почвенные обследования для оценки земель, однако значение их вышло далеко за эти рамки.

Непосредственное картографическое воплощение подходов В.В. Докучаева и его школы - почвенные карты Европейской России, составленные Н.М. Сибирцевым в 1898 и в 1901г. в которых представлены изученные в то время дерново-подзолистые почвы и черноземы. Если почвы Европейской России к началу 20 в. уже несколько раз становились объектом исследования и картографирования, то почвы к востоку и юго-востоку от Урала были практически неизвестны почвоведам. Этот пробел начал восполняться в 1906-1916 гг. работами почвенно - ботанического отряда, созданного при Переселенческом управлении. Отрядом руководил Константина Дмитриевича Глинка - основоположник изучения почв Сибири, впоследствии академик, директор почвенного института.

Переселенческие работы послужили стимулом к дальнейшим исследованиям в 20-х - 30-х годах 20 века: С.С. Неуструева, Л.И. Прасолова, Б.Б. Полынова, Н.А. Димо, М.М. Филатова и др. Материалы, собранные отрядами почвоведов Переселенческих экспедиций, легли в основу крупных обобщающих работ, появившихся в начале 20-х годов: "Почвы России и прилегающих стран" (1923) и "Почвы Киргизской республики" (1923) К.Д. Глинки, несколько позднее были опубликованы "Почвы Якутии" (1927). Н.А. Димо были рассмотрены вопросы почвообразования в Средней Азии.

В результате работ Переселенческих экспедиций и организованного сразу же после октябрьского переворота Комитета экспедиционных исследований при Академии наук СССР, к концу 20-х годов появились региональные работы. В них затрагивались и частично решались более общие вопросы. Таковы 2 тома Бориса Борисовича Полынова о донских песках (1926; 1927), "Почвы Белоруссии" Я.Н. Афанасьева (1926), "Почвы Калужской губернии" Р.С. Ильина (1928) и др. Значительное событие в области географии почв - появление почвенной карты и книги Л.И. Прасолова "Почвенные области Европейской России" (1922). Кроме чисто фактологического, ее значение заключалось в более глубоком анализе закономерностей географии почв - в первой констатации закона фациальности (провинциальности). В ней содержатся и первые разработки вопросов почвенно-географического районирования. Дальнейшее рассмотрение явлений провинциальности-фациальности принадлежит И.П. Герасимову (1933). В его известной работе "О почвенных фациях СССР и прилежащих стран" обосновывается выделение 9 крупных территориальных единиц, включающих серии зон и характеризующихся:  

а) сходством гидротермических режимов;

б) особыми палеогеографическими или литолого-геоморфологическими условиями. Идея фациальности оказалась очень своевременной, так как некоторые свойства и особенности распространения ряда почв не могли быть удовлетворительно объяснены только с позиции вертикальной или широтной зональности. Огромная масса информации о почвах в связи с факторами почвообразования, собранная в результате почти трех десятилетий исследований в разных природных условиях, требовала нового этапа анализа и обобщения. Эта задача была выполнена С.С. Неуструевым в его книге "Элементы географии почв" (1931), где в предельно четкой и яркой форме излагаются многие почвенно-географические наблюдения и закономерности, не утратившие своего значения и в наши дни.

Достаточно глубокая картографическая изученность почв земледельческих районов страны позволила в 1935 г. начать работы по созданию единой Государственной почвенной карты СССР М 1:1000000. Инициатором и руководителем этих работ был Л.И. Просалов, позднее - И.П. Герасимов. Эта карта до сих пор служит основой для составления мелкомасштабных карт, проведения крупномасштабных съемок, работы с аэро- и космическими снимками и для многочисленных прикладных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: