Лингвистическая характеристика моноречи

    Она характеризуется полносоставностью предложений, развернутостью мыслей.

По коммуникативной цели монологи бывают:

1)

 
монолог-сообщение

2) монолог-описание

3) монолог-рассуждение

4) монолог-повествование

5) монолог-убеждение

В школе преимущество отдается описанию и сообщению. Учащиеся должны владеть наречиями времени, причинно следственными, наречиями, выражающими последовательность; различными речевыми образцами.

Обучение монологической речи

    Программа требует: «Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказаться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, передавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного текста в пределах программного материала. При этом учащийся должен уметь не только сообщать о фактах, но и выражать свое отношение к изложенному. Объем – не менее 10 фраз, правильно оформленных в языковом отношении».

    При обучении монологу выполняются упражнения с опорой на:

1) наглядность, 2)  текст, 3) ситуацию, 4) тему, 5) проблему.

Эта последовательность характерна для начального этапа. На среднем этапе последовательность другая:

1)ситуация, 2) наглядность, 3)текст, 4)тема.

На старшем:

1) текст,

2)  ситуация,

3)  наглядность,

4)  тема, проблема.

 Это связано с тем, что вначале целесообразно формировать ситуативно-контекстную речь, а уже потом контекстную монологическую речь.

    Рекомендуется для развития композиционно-структурных умений монологической речи использовать образцовый, «эталонный» текст с ясной структурой: вступление (зачин), основная часть, заключение. Возможно использовать специальную схему-образец построения монолога.

    На начальной стадии на первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, после усвоения материала в диалогической речи. Такие монологи некоммуникативные, имеют учебную цель: употребить ранее усвоенный материал в самостоятельной связной речи. (Описание класса, семьи). На следующем этапе рассказ о своей семье – приобретает черты подлинно коммуникативной, информационной монологической речи.

 

 

Литература

1. Бим И.Л. Некоторые проблемы обучения диалогической речи. – ИЯШ, 1979, № 5

2. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию. Киев, 1983.

3. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи. Киев, Радянська школа, 1989

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: