«Поезд и птичка»
Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и фонематический слух.
Воспитатель. Послушайте, что однажды произошло. Ехал поезд через лес, и его колеса стучали сердито: «Т-т-т-т». Услыхала его песенку птица и захотела спеть так же, но у нее получилась ласковая песенка: «Ть-ть-ть» (дети повторяют звукосочетания по два раза). Итак, мальчики будут поездом, а девочки - птичками. Идет поезд, колеса стучат… Поет птичка… (Дети произносят нужные звукосочетания).
Упражнение повторяется по 3 раза, затем дети меняются местами
«Пчёлы и мухи».
Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое внимание детей.
Воспитатель. Вспомните, как гудят пчелы («З-з-з-з»). А мухи гудят: «Зь-зь-зь-зь» (дети повторяют). Полетели пчелы и загудели… сели на цветы и собирают нектар - сладкий сок из цветов, потом будет из него мед (дети присаживаются) Полетели мухи и загудели… сели на травку…
Дети меняются ролями и игра повторяется.
Упражнения для детей 5 лет.
|
|
«Скажи, как я»
Программное содержание.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат.
Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю.
В игре принимают участие все дети. Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии которых есть звук [л] и [ль]. На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.
Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук [л] – большой братец или звук [ль]- маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук [л] (проверяет); теперь со звуком [ль ] (проверяет).
Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком [л], другой- со звуком [ль].
Упражнения для детей 6 лет
«Найди товарища»
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание.
На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.
Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки были товарищами (звонкий-глухой звуки).
Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий- глухой согласный).
«Назови ударный звук».
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание.
|
|
Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю.
Примерный перечень пособий по обучению детей грамоте
Классная подвижная азбука.
Азбука в картинках.
Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
Комплект наглядных пособий «Обучение грамоте» (автор Н.В. Дурова).
Дидактический материал «Ступеньки грамоты» (авторы Н.В.
Дурова, Л.Н. Невская).
Наглядно-дидактическое пособие для детского сада «Звучащее
слово» (автор Г.А. Тумакова).
Компьютерные программы по развитию речи, фонематического восприятия и звукобуквенного анализа, обучению детей чтению
(«Видимая речь», «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать»)