В первой главе мы теоретически обосновали важность проведения профилактической работы по снижению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, по выявлению уровня зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков.
Цель экспериментальной работы: разработать, внедрить и апробировать программу деятельности педагога-психолога по профилактике зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Принять меры по снижению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков
2.Провести диагностику уровня зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков
3. Разработать и экспериментально проверить программу по профилактике зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков
Базой для проведения экспериментального исследования МОБУ СОШ д. Идельбаково Республики Башкортостан.
|
|
Исследование было проведено в 8 классе, по учебному пособию Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. с детьми в возрасте 14-15 лет в количестве 20 человек; из них 13 мальчиков и 7 девочек.
Таблица 1 - Банк диагностических методик
№ п/п | Название методик | Автор | Цель | Методическое сопровождение |
1 | Тест на алкогольную и наркотическую зависимость | Кулинич Г.Г. | понять и осознать прогрессирования симптомов зависимости от наркотиков или алкоголя с ранней до поздней стадии. | Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008, с. 60-62 |
2. | Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ | Кулинич Г.Г. | выявить предрасположенность подростка к употребления ПАВ | Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008, с.50-53 |
3 | Тест на определение зависимости от никотина | Кулинич Г.Г. | Выявить зависимость подростков от никотина. | Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008, с. 45-47 |
Алкоголизм был проблемой не одного поколения, но к началу двадцатого века, появилась новая, не менее важная проблема - опийная, а позднее героиновая наркомания. Наркотики, в отличие от алкоголя, способны вызывать более быстрое привыкание и развитие заболевания. Существенными признаками наркотической зависимости являются непреодолимое влечение к наркотикам и постоянная необходимость увеличения количества принимаемых наркотических средств. Самым страшным и болезненным синдромом при перерыве постоянного приема наркотиков является "ломка", которая прекращается после повторного употребления наркотических средств. Если своевременно обратиться за помощью в наркологическую клинику, можно успеть начать абсолютно новую жизнь без наркотиков.
|
|
Следующим видом самой распространенной на всем земном шаре зависимости является никотиновая зависимость. С каждым днем на улицах, возле учебных заведений или в переулках все чаще можно встретиться с подростками с сигаретой в руках, но они даже и не догадываются о последствиях, к которым их может привести такая вредная привычка. В последнее время многие стали бросать курить, понимая бесполезность и всю вредность этого занятия, а те, кто не в силах сам бросить, обращаются за помощью к профессионалам.
Для того, чтобы выявить уровень зависимости подростков от алкоголя, табакокурения и наркомании мы воспользовались такими методиками как тест на алкогольную и наркотическую зависимость, тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ, тест на определение зависимости от никотина.
Методика 1. Тест на алкогольную и наркотическую зависимость
Вопросник разработан Кулинич Г.Г. и направлен на понятие и осознание прогрессирования симптомов зависимости от наркотиков или алкоголя с ранней до поздней стадии (см. Приложение 1).
Таблица 2 - Результаты методики «Тест на алкогольную и наркотическую зависимость» на констатирующем этапе эксперимента
№ п\п | Фамилия, тмя учащегося | Баллы | Уровень | ||
1 | Айнур А. | 0 | нет з | ||
2 | Азат А. | 0 | нет з | ||
3 | Данил В. | 1 | нет з | ||
4 | Тимур Ш. | 1 | нет з | ||
5 | Денис К. | 0 | нет з | ||
№ п\п | Фамилия, тмя учащегося | Баллы | Уровень | ||
6 | Радмила К. | 0 | нет з | ||
7 | Юлия К. | 2 | нет з | ||
8 | Гульфия И. | 1 | нет з | ||
9 | Салават И. | 0 | нет з | ||
10 | Тимур Т. | 0 | нет з | ||
11 | Кристина П. | 0 | нет з | ||
12 | Ринат Г. | 1 | нет з | ||
13 | Снежана Я | 1 | нет з | ||
14 | Асель Б. | 1 | нет з | ||
15 | Арман Н. | 0 | нет з | ||
16 | Лиина Д. | 0 | нет з | ||
17 | Нияз Д. | 2 | нет з | ||
18 | Рияз Д. | 2 | нет з | ||
19 | Руслан А. | 1 | нет з | ||
20 | Радик Б. | 1 | нет з | ||
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в данном классе среди детей нет алкогольной или наркотической зависимости.