Девиантное поведение детей и подростков. Делинквентность. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической и реабилитационной работы

Девиантное (отклоняющееся) поведение – система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, дезадаптации, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и этического контроля над собственным поведением.

Основные причины девиантного поведения:

1. Социально-педагогическая запущенность + результат.

2. Криминальная деформация личности (система асоциальных взглядов) всегда сочетается с № 1.

3. Особенности психологии пубертата (биологический фактор)

4. Пограничные нервно-психические расстройства (ПНПР): патология характера, остаточные явления органического поражения ЦНС==ММД.

5. Болезненное противостояние, противодействие, уход и игнорирование реальной действительности.

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Типы девиантного поведения:

1.Делинквентное. 2.Аддиктивное. 3.Патохарактерологическое. 4.Психопатологическое. 5.На базе гиперспособностей.

  Делинквентное поведение – это девиантное поведение, выходящее за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в область противоправных действий. (согласно ст. 14 ч. 2 УК РФ)

Делинквентное поведение- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведенияы коренятся в тяжеяти правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки.

Платонов К. К. выделили следующие типы личности преступников:

1) определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторному преступлению;

2) определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц;

3) определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм;

4) определяется не только высоким уровнем самосознания, но и активным противодействиям или попытками противодействия при нарушении правовых норм;

5) определяется возможностью только случайного преступления.

Нередко делинквентные действия опосредуются ситуационно – импульсивными или аффектогенными мотивами. В основе лежит – тенденция к разрешению внутреннего конфликта, под которыми понимается наличие неудовлетворенной потребности.

Психолого-коррекционная работа.

Предпочтительный подход: поведенческая терапия. Может быть использована системная семейная терапия и её комбинации с поведенческой. Медикаментозное лечение не решает терапевтических задач, но может быть рекомендовано при наличии гиперактивности. Ситуация: работа может осуществляться в амбулаторных условиях. Но в случаях, когда ребёнок не удерживается дома или регулярно вступает в конфликт с законом, терапию надо начинать в условиях учреждений закрытого типа или, чтобы избежать госпитализации, предпринимая усилия по удержанию ребёнка дома. Формат: предпочтительна семейная терапия с последующим переходом к индивидуальной или их комбинации. Эффективна работа в группе, объединяющей ровестников со сходными проблемами. Частота и продолжительность: в начале психотерапии могут быть показаны частые (2-5 раз в неделю) встречи с переходом в дальнейшем к ежедневным с открытым сроком окончания психотерапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: