Гуманистическая психология - это одно из ведущих направлений современной психологии. Развивалась в 50-е годы в Калифорнии в ответ на негуманность и редукционизм бихевиоризма и психоанализа зародилось психологическое движение, получившее широкое распространение в мире, которое назвали гуманистическим, так как оно основано на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Таким образом, стержень гуманистической идеи - оптимистический взгляд на природу человека.
У истоков этого направления психологии стояли психологи Карл Роджерс (1902-1987) и Абрахам Маслоу (1908 - 1970). Предметом исследований служил индивидуальный опыт человека, а основным методом был - интроспективный. Феноменология субъективных переживаний - это основа гуманистической психологии.
По Роджерсу, в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими.
|
|
Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.
В результате своих клинических наблюдений К. Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, - убежденностью в том, что человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно
К. Роджерс считал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, он выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к совершенствованию врожденного потенциала. Роджерс полагал, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.
Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в котором личностный потенциал приводится к реализации. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни - она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни
|
|
Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным на столько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей.
Я-концепция. Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса. Фактически конструкт самости является неотъемлемой частью роджерковской теории, он осознал, что самость была значительным элементом в опыте человека. Самость, или Я-концепция определяется как: организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности,.связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый.
Я - концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть, и хотели бы быть. Этот последний компонент «Я» называется Я - идеальное. По Роджерсу, Я - идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.
Другой психолог - Маслоу - создал иерархическую теорию фундаментальных потребностей и самореализации человека, изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться полной самореализации.
Маслоу выдвинул гипотезу, согласно которой по причинам, сходным с указанными Роджерсом, возможности людей удовлетворить свои основные потребности очень часто бывают ограничены, а это препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение и самореализация.
Иерархическая теория потребностей Маслоу. Он первый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Эта иерархия может быть представлена следующей схемой.
Данные потребности составляют пять основных уровней (“пирамиды” начиная с её основания):
1. Основные физиологические потребности. — это потребности в пище, воде, воздухе, сне, жилище, мускульной активности, сексуальном удовлетворении, те, которые человек должен удовлетворять, чтобы выжить, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Их чаще называют первичными, базовыми.
2. Потребность в безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии: Каждый человек хочет иметь хорошее жильё, избежать болезней, боли и травм, сохранить здоровье и работоспособность на долгие годы, быть защищённым от страха и других страданий. В сознание человека прочно вжилось желание чувствовать уверенность в завтрашнем дне.
3. Социальные потребности. Э. Мэйо в своё время открыл такую характеристику личности, как социабельность. Человеку свойственно желание постоянно ощущать контакт с себе подобными. Эта потребность имеет многообразные проявления. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, нуждается в эмоциональной привязанности, поддержке, желает быть членом определённой социальной группы людей, участвовать в общественных: мероприятиях и т.п. Известно, какие деформации происходят в личности после, долгого пребывания в статусе безработного, когда человек оторван от трудового коллектива. Тяжело переносят уход на пенсию, отрыв от своего коллектива ветераны труда, инвалиды.
|
|
4. Потребности в признании и самоуважении. Мало чувствовать собственную нужность для организации, люди хотят быть в своей среде уважаемыми, признаваемыми в качестве уникальных личностей. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают за это.
5. Потребности в самовыражении, самореализации, самоактуализации. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте, политике и т.п. Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Под самоактуализацией Маслоу понимает “труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать, и человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть” Предполагается, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал, постоянно самосовершенствоваться, найти своё место в жизни.
Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. Маслоу подчёркивал, что "всякий раз, когда человек берёт на себя ответственность, он самореализуется". Но это только часть характеристики такой личности. Самоактуализирующаяся личность — это нонконформистская персона. Она не завершает своё совершенствование, она всё время реализует свои способности. Ясно, что не все добиваются полного удовлетворения этих потребностей, но такая возможность есть у каждого.
|
|
Итак, теория Маслоу включает в себя следующие основные идеи и предпосылки:
- люди постоянно ощущают какие-то потребности;
- люди испытывают определённый набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы;
- группы потребностей находятся в иерархическом расположении, по отношению друг к другу;
- потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям (удовлетворённые потребности не мотивируют людей);
- если одна потребность удовлетворяется, то её место занимает другая;
- обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;
- потребности, находящиеся ближе к основанию "пирамиды", требуют первостепенного удовлетворения;
- потребности более высокого уровня начинают активно воздействовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня;
- потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.
Теория потребностей Маслоу показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности. Однако в концепции есть ряд уязвимых моментов:
- потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.);
- далеко не всегда наблюдается жёсткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в “пирамиде” Маслоу;
- удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию (потребности признания и самовыражения могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе их удовлетворения и гасить физиологические потребности).
Представители гуманистической психологии также считают, что важнейшим аспектом человечности является субъективный опыт. Вероятно, это представляет самую серьезную проблему с точки зрения научной психологии, которая требует, чтобы объект изучения был доступен для прямого наблюдения и проверки. Субъективный опыт по определения не вписывается в эти критерии.