Типология образовательных учреждений. Авторские школы

Цель образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю на­правленность. Внешняя цель образования как государственного ин­ститута состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-истори­ческих условиях, в развитии его производительных сил, общей куль­туры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутрен­няя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умения­ми и навыками с возможностьюих применения на практике.

Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует це­ленаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти усилия должны быть направлены как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реали­зацию открывающихся на каждом историческом этапе новых воз­можностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития личности мо­жет быть обеспечена только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) име­ют три ступени.

Начальная школа (I ступень) на основе комплексного развития формирует у школьника познавательную мотивацию и навыки учебной деятельности. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке.

Неполная средняя школа (II ступень) закладывает основы обще­образовательной подготовки, необходимой для включения в обще­ственную жизнь и продолжения образования. Главная задача этой ступени — формирование основ научного мировоззрения. Эта, II ступень, школы является обязательной, а ее выпускники могут продолжить обучение на III ступени (полная средняя школа) или в профессиональных учебных заведениях.

Полная средняя школа (III ступень) завершает общеобразова­тельную подготовку учащихся, формирует и стимулирует способ­ность заниматься самообразованием. Для более глубокой диффе­ренциации обучения школа может ввести профильное обучение (гуманитарное, физико-математическое, экономическое и др.).

Специальные образовательные учреждения создаются для детей, имеющих отклонения в развитии. В такие учреждения дети и по­дростки направляются только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. В этих учреждениях обеспечивается лечение, коррек­ция, обучение и социальная адаптация таких детей.

Профессиональные образовательные учреждения, создаются для реа­лизации программ среднего и высшего профессионального образо­вания.

Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена на базе неполного или полного среднего образова­ния. К учреждениям этого типа относятся техникумы, училища, колледжи.

Высшее профессиональное образование осуществляется в ин­ститутах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведе­ниях. Цель такого образования — подготовка и переподготовка спе­циалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования. Поступить в высшие учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование, включающее в себя аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др., дает возмож­ность повышения уровня научной квалификации и приобретения навыков исследовательской деятельности.

Учреждения дополнительного образования (художественные и музы­кальные школы, дома детского творчества, центры профессиональ­ной ориентации, курсы повышения квалификации и др.) предо­ставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образова­тельных потребностей граждан и организаций.

Учреждения для детей сирот (детские дома) решают задачи воспи­тания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и дру­гих причин. Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

Все этапы системы образования обеспечивают в рамках социаль­но принятого педагогического процесса решение основной задачи системы образования по созданию социально приемлемой развитой личности. При этом через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи, реализуется связь системы образования со всеми областями общественной жизни. Этим обусловливаются многообразные функции системы образова­ния, реализующиеся как внутри самой системы образования путем влияния на педагогический процесс, так и в осуществлении связи системы образования с другими социальными системами общества.

Реализация функций системы образования в реальной жизни происходит в процессе приобретения знаний и социального опы­та, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот процесс и его результат являются частью системы образования и обеспечены методическими принципами и приемами педагогиче­ской системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: