Функциональные состояния человека. Эмоции и стресс

фундаментальные» эмоции: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Из соединения:этих фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность (может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес). Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции, закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере или избытке каких-либо факторов.

Чувства – это переживание человеком своего отношения ко всему, что он делает, и что его окружает, к предметам и явлениям действительности. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Отличается относительной устойчивостью и длительностью, человек нуждается в переживании чувств, имеют сознательную окраску. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими мотивирующую роль. В отношении с окружающим его миром, человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства выполняют сигнальную роль - возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на пути, на что нужно обратить внимание в первую очередь и т.д.

По форме протекания все эмоциональные и чувственные состояния делятся на:

1. Чувственный (эмоциональный) тон - простейшая форма эмоционального переживания. Это эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать приятные или неприятные чувства.

2. Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на конкретное событие, а на; его значение для жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение существенно зависит от состояния здоровья человека, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Настроение могут различать по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его темперамента и характера, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают некоторые люди, деля окружающих на оптимистов и пессимистов. Неустойчивое настроение характерно в детском возрасте, с возрастом настроение становится более устойчивым. Настроение накладывает свой отпечаток на поведение, стимулирует или подавляет деятельность человека. При господстве положительного, жизнерадостного настроения человек легко переживает и временные неудачи и огорчения.

3. Аффект - самая мощная эмоциональная реакция. Сильная и относительно кратковременная эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями иизменениями в функциях внутренних органов. Аффекты возникают на уже произошедшее событие и как бы сдвинуты к его концу. Любое чувство может переживаться в аффективной форме (например, аффективный восторг фанатов, аффективный гнев, религиозный экстаз и.т.д.). Развитие аффекта подчиняется следующему закону; чем сильнее мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффект возникает резко, внезапно, в виде вспышки, порыва. При этом изменяются основные характеристики внимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживаниями вошли в комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно и это одна из причин неуправляемости этим состоянием. Кроме того изменяется мышление, человеку трудно сосредоточится, предвидеть результаты своих поступков и целесообразное поведение становится невозможным. Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффекты сопровождаются сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушение сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на события.

4. Стресс - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители не обязательно существуют в реальности. Человек реагирует не только на реальную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В зависимости от стрессового фактора выделяют такие виды стресса, как физиологический и психический. Последний с свою очередь делится на информационный (человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе. При высокой степени ответственности, т.е. возникает информационная перегрузка) и эмоциональный (проявляется в ситуациях угрозы, страха, опасности, обиды и т.д.). Выделяют 3 этапа развития стресса: Первый этап - реакция тревоги - фаза мобилизации защитных:сил организм а, повышающая устойчивость к травмирующему воздействию. Второй этап - этап стабилизации, когда все параметры организма, выведенные из стабилизации на первом этапе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов организмов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап - истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже смерти. Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации в зависимости от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни peaгируют по стеническому типу (повышается активность, мобилизуются силы, повышается эффективность деятельности), другие реагируют на стресс на астеническому типу (дезорганизация деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение). Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих факторов, но прежде всего от психологической подготовки, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

5. Фрустрация - близкое по своему проявлению к стрессу - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути достижения цели. Фрустрация сопровождается целым рядом отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность человека. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Уровень фрустрации зависит от с илы и интенсивности воздействующего фактора. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

6. Страсть - особая форма эмоциональных переживаний - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. По интенсивности эмоциональных переживаний можно сравнить с аффектом, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страсть органически связана с потребностями и другими свойствами личности. Страсть избирательна и всегда предметна (страсть к музыке, науке, коллекционированию и т.д.). Все окружающее, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным и, нередко, просто упускается из виду и забывается. Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Спасть выступает как одним из существенных побуждений к действиям и обладает большой силой. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

7. Высшие чувства - особая форма переживаний. В зависимости от предметной сферы, к которым они относятся, чувства подразделяются на: нравственные (моральные) - чувства, переживаемые людьми при восприятии окружающей действительности и сравнении этих явлений с нормами, принятыми обществом, эстетические - эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей и искусстве, интеллектуальные - переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: