Структура педпсихологии

В-1. Предмет, задачи и стр-ра педпсих-ии

Предмет педагогической психологии

При рассмотрении педпсих-ии, как и любой другой отрасли науки, необходимо прежде всего разграничить по­нятия ее объекта и предмета.

Объект науки это то, что существует как данность вне са­мого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать матер-ые и нематери­альные явления, тела, процессы; живые, биологические и абст­рактные системы; биологические организмы разной степени сложности. В качестве объекта научного (теоретического и эм­пирического) исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос и т.д. Каждый объект (и человек как объект научного познания) мо­жет изучаться множеством наук. Так, человек изучается антро­пологией, физиологией, психологией, социологией, педагоги­кой и т.д. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте. Возрастная и педагогическая психология, например, имеют общий объект изучения — ч-ка, но пред­меты этих наук разные. Для возрастной психологии это законо­мерности и механизмы психич-го развития человека и лич­ностного формирования от рождения до старости, для педагоги­ческой — прежде всего механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе.

Предметом педпсихологии явл-ся факты, ме­ханизмы, закономерности освоения социокультурного опыта че­ловеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интелл-го и личностного развития ч-ка (ре­бенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и уп­равляемой педагогом в разных условиях образовательного про­цесса. В частности, педпсихология «изучает зако­номерности овладения зунами, иссле­дует индивидуальные различия в этих процессах, изучает за­кономерности формирования у школьников активного самосто­ятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания». В широ­ком смысле слова предметом науки является то, что она изуча­ет в объекте. Приведенное определение красноречиво свидетель­ствует о сложности, многоаспектности и неоднородности пред­мета педагогической психологии.

В целом можно сказать, что педпсихология изучает псих-ие вопросы управления процессом обуче­ния, формирование познавательных процессов (добавим, и преж­де всего теоретического мышления).

Задачи педагогической психологии

В целом педпсихология выявляет, изучает и опи­сывает психол-ие особенности и закономерности интел­лектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педпсих-ии яв­ляются: 1)раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитыв-го воздействия на интеллектуальное и личност­ное развитие обучаемого; 2)определение механизмов и закон-ей освоения обу­чающимся социокультурного опыта, его структурирования, со­хранения (упрочивания) в индивид-ом сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;3)                     определение связи между уровнем интелле-го и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспит-его возд-ия (сотруд-во, активные формы обучения и др.) 4 ) определение особенностей организации и управления учеб­ной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интел-ое, личностное развитие и учебно-позн-ую активность; 5)изучение психол-их основ деятельности педагога, его инд-но-психол-их и профес-ых ка­честв; 6)опред-ие механизмов, законно-ей развив-­го обучения, в частности развития научного, теор-го мышления; 7)определение закономерностей, условий, критериев усво­ения знаний, формирование операционального состава деят-ти на их основе в процессе решения разнообразных задач; 8)определение психол-их основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образ-ыми стан­дартами; 9)разработка психол-их основ дальнейшего совер­ш-ия образ-го процесса на всех уровнях обра­з-ой системы

Структура педпсихологии

Предмет каждой отрасли научного знания определяет и ее струк­турную орг-цию, т.е. те разделы, которые входят в данную науку. Традиционно пед-психология рассм-­ся в составе трех разделов: психологии обучения, психологии вос­п-ия, психологии учителя. Психология дошкольника и школьника любого возраста рассматривается возрастной пси­хологией.

В связи с тем, что предмет педпсихологии мы трак­туем расшир-но структура этой науки может быть представлена с другой позиции, определяемой след. соображениями.

Во-первых, эта позиция определяется пониманием предмета педнауки как междисц-рной, являющейся по родовому признаку психологической, хотя и самостоятельной отраслью научного знания. Во-вторых, предложенная позиция рассмотрения структуры педпсихологии предполагает несколько иное опре­деление взаимосвязи обучения и воспитания. Под обучением в совр-ой науке и педпрактике понимаются ак­тивный целенапр-ый процесс передачи (трансляции) обу­чающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и органи­зация освоения этого опыта, а также возможности и готовнос­ти применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение со­ответственно предполагает в качестве своего условия процесс на­учения или учения как освоение этого опыта.

Взаимосвязь понимаемых таким образом процессов обучения и воспитания может быть, по крайней мере, четырех типов:

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обуче­ния). Это именно тот тип отношения между двумя этими процес­сами, в котором они как бы сливаются воедино. «Обучая, мы вос­питываем, воспитывая, мы обучаем», — отмечал С.Л. Рубинштейн.2.Воспитание осуществляется в образовательном процессе оп­ределенной системы или учреждения и вне обучения, параллель­но ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь обучение должно действовать на воспитание.3.Воспитание осуществляется вне образовательного процес­са (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семь­ей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.4.Воспитание осуществляется и другими (не образователь­ными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением. Такое часто жесткое жизненно реалис­тичное именно на момент воздействия воспитание старшими, свер­стниками часто оказывается решающим.

Структура педпсихологии в приведенном определении ее предме­та и с рассмотренной выше позиции включает:

1) психологию образ-ой деят-сти (как единства учебной и педагогической деятельности);

2) психологию учебной деят-ти и ее субъекта — обуча­ющегося (ученика, студента);

3) психологию педдеят-ти (в единстве обучающего и воспит-его воздействия) и ее субъекта (учи­теля, преподавателя);

4) псих-ию учебно-пед-ого сотруд-ва и об­щения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: