В основе психических явлений лежат гештальты – целостные, динамические структуры. Эти структуры и должны стать предметом психологии.
Свойства частей гештальта определяются структурой, в которую они входят.
Проявление гештальта в восприятии отражается в следующих законах;
1) фигуры и фона:
а) зрительное поле воспринимающего делится на фигуру и вон;
б) восприятие образа предмета (фигуры) зависит от его окружения (фона);
2) транспозиции: люди и животные реагируют не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Так, в опытах Кёлера курам подкладывали зёрна на серый квадрат, а не на соседний – чёрный. После замены квадратов на светло-серый и серый они искали зёрна на светло-сером квадрате, а не на сером;
3) прегнантности, т.е. тенденции каждого психологического феномена принимать в восприятии более простую, определённую, отчётливую и завершённую форму;
4) константности, т.е. постоянства образа предмета или явления при изменении условий его восприятия. Например, мы узнаём знакомую мелодию, независимо от того, на каком инструменте она исполнена;
|
|
5) близости, т.е. тенденции к объединению элементов, смежных во времени и пространстве;
6) амплификации или замыканий, т.е. тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре и дополнение её до целого;
7) сходства, т.е. объединения стимулов в структуры по принципу сходства
Ведущие принципы для Г.П.
1. Психологическое поле, по аналогии с физикой. Психологическое поле находится на физическом поле – целостная система, включающая человека и его окружающее. Психическое поле – Н.С. и прежде всего кора. В этом поле существуют гештальты.
2. Структура психического поля изоморфна структуре физического поля, т.е. подобна по принципу взаимооднозначного соответствия.
Закон 1. Психическое развитие это рост и дифференциация гештальтов. Их немного, они отражают сложный мир.
Принцип феноменологии (здесь и сейчас). Все, что происходит в психике связано с наличной ситуацией з.ис., а прошлый опыт не влияет. Это было доказано при исследовании творческого мышления.
Закон 2. Закон инсайта. Решение задачи это процесс переструктурирования интеллекта (опыты Келлера – обезьяна с палкой). Переструктурирование гештальта зависит от наличной ситуации и не зависит от прошлого опыта, он может помешать (разрушить фигуру). Процесс решения задачи относится к творческому мышлению. Г.П. прежде всего изучает творческое мышление.
Закон 3. Творчество сенситивно образно-схематическому плану мышления. Логическое мышление задает определенную схему. Слово несет схему чтобы придать новый ход. Схема не несет ответа, несет переструктурированное задание. Вербальный план несет шаблон понятия.
|
|
Главное, что исследуют в Г.П – восприятие. Отражение образов, от точности образов зависит мышление.
Законы восприятия – целостности, структурности, константности.
Не подтвердилась идея врожденности гештальта. Нет врожденных фигур, есть способность восприятия. Все зависит от эталона к которому мы отнесем гештальт, связан с культурой.
Г.П. обратилась к социальному поведению – изучала процесс развития потребности (личности). Левин – гештальт не только образ предмета, но и образ потребности. Доказал, что потребность это знание о предмете положительное отношение к предмету. Существуют внутренние потребности, которые выстраиваются в иерархию – это основа, структура личности.
Закон развития личности – фрустрация на пути разрядки гештальта потребности ведет к болезни (невроз).
Встать над полем может только адекватныйи креативный человек.
Ведущей детерминантой личностного роста является самоактуализация.
Изучала мотивацию – влияние мотива на структуру личности.
Принцип изоморфизма – взаимооднозначное двух составляющих.
Законы хорошей фигуры – близость составляющих, сходство составляющих, симметрия, замкнутость, общая судьба.
Инсайт – внезапное визуальное выделение фигуры.
Этапы творческого мышления – принятие задачи, инкубация, инсайт, проверка.