Стадии развития интеллекта

Сенсомоторный интеллект до 2,5 – 3 лет.

Мышление осуществляется в плане внешних предметных действий; константность восприятия; вырабатывается представление об объекте, физические действия к концу становятся обратимыми.

Стадия дооперационального интеллекта. Символического.

Этап подготовки конкретных операций до 7-8 лет – образное мышление, феномен эгоцентрического мышления, формирование структур логического мышления.

Стадия конкретных операций до 11-12 лет.

Формирование операции, только с тем предметом, который ребенок может видеть Наглядно-образное мышление

Стадия формальных операций

Отрыв от конкретики, ребенок понимает, что есть много решений задач.

 

26. Основные этапы развития отечественной психологии (М.Г. Ярошевский)

 Основы научной психологии закладывались в конце 19-начале 20 веков.

Донаучная психология – проблемы развития в трудах отечественных философов – Сковорода – самопознание открывает путь к истинному миру; Ломоносов – психолингвист; Радищев – о человеке, смерти и бессмертии; Галич, Одоевский, славянофилы – Хомяков, Кириевский – соборность, западники – Герцен, Чернышевский.

Научный этап. Естественнонаучное направление.

Бехтерев (направление – рефлексология). Создал первую экспериментальную лабораторию. Рефлексология привлекла для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Этот подход связан с именем Сеченова (рефлексы головного мозга). Психологию должны разрабатывать физиологи. Говорил об интериоризации. Мысль – свернутое движение.

Рефлексология – психика это эпифеномен физических и поведенческих процессов, объективный подход в физиологических школах Павлова– бихевиоризм.

Эмпирическая психология – ориентация на Вундта. Основатель – Челпанов основатель института психологии в Москве (1912г.). Экспериментальный метод второстепенен по отношению к самонаблюдению.

Затем революция, бурное развитие психологии – переориентация на философию марксизма. Первым был Корнилов (ученик Челпанова) пытался снять противоречия между объективной и субъективной психологией.

Реактология – наука о поведении, психика через понятие «реакция», ответ целого организма на внешнее воздействие.

Блонский – психология наука о поведении (русский бехивиоризм).

30е годы – педология – Блонский, Шпет.

С 24го года складывается школа Выготского. Предметом психологии становится сознание. С 30х годов стремился разрешить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику психического мира человека и определить механизмы его формирования. Предмет – развитие ВПФ в процессе освоения человеком культуры.

Леонтьев – порождение, функционирование и строение психического отражения реальности в процессе деятельности. Внутренняя психологическая деятельность возникает интериоризацию внешней практики и имеет принципиально тоже строение. Смысл = цель деятельности: мотив. Основной механизм в ведущей деятельности – сдвиг мотива на цель.

Рубинштейн – любая деятельность самостоятельна и творческая. Принцип единства сознания и деятельности. Главное у Леонтьева – интериоризация, у Рубинштейна – исходным является действие проникающее в объективное действие и несущее мышление на своем острие. Деятельность выводит человека в мир и творческий мир, субъект творчества и самого себя. Для Рубинштейна напротив, практические действия делают возможным овладеть речью. Деятельность определяется своим объектом, не прямо, а через внутренние закономерности (внешние причины, через внутренние условия – личность) – принцип детерминизма. Единица анализа деятельности – действие, единица анализа поведения – поступок (различие деятельности и поведения). По Рубинштейну – взаимодействие человека с миром происходит через деятельность. По Выготскому развитие определяет знак – поведение, по Рубинштейну – развитие определяет деятельность – знак.

Узнадзе – установка – готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознанная готовность – основа целесообразности избирательной активности человекаю

Мясищев – теория отношений.

Ананьев – человекознание – изучение человека как биологического вида, анализ онтогенеза как индивида, изучение человека как личности, анализ проблем человечества. Развитие индивида – онтогенез, личность – субъект общественного поведения и общения.

36-ой год – о педологических извращениях, после войны востребована как практическая дисциплина, восстановление функций – Лурия, Запорожец.

Главная фигура – Рубинштейн. Предмет психологии – деятельность.

48 год – разгон генетики, 50е годы – Павлов, сессия борьба с космополитизмом. Рубинштейн вне науки.

60 годы – оттепель. Леонтьев – проблемы факультета. 70е годы Грузия – конференция по бессознательным процессам, теория деятельности до смерти Леонтьева (1979г.). ленинградская школа – Ломов, 80е годы – общение, 90е годы – личность.

 

 

 

В-27. Культурно-историческая теория развития психики. (Л.С. Выгодский)

''Выготский в 20-30-е годы выдвинул теорию культурно-исторического развития психики «человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения».

У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).

Натуральная - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

Выготский разделил психику на 2 части:

1. НПФ — натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

2. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

Сознание необходимо изучать экспериментальном путем, следовательно надо сблизить ВПФ, культурное развитие поведения, овладение собственными процессами поведения.

ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других. Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.

История развития человечества — это история развития знака. Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ. Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, как знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ названного слова). Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Ребенок присваивает себе все, что было выработано человеком (психику). История развития ребенка напоминает историю развития человечества. Присвоение психики идет через посредника.

Выготский пытается соединить натуральную и историческую линии.

Историческое изучение означает применение категории развития к исследованию явления.

Все современные ему теории трактовали детское развитие с биологизаторской точки зрения (переход от социального к индивидуальному).

ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и в последствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию)

У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Движущая сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств. Обучение - внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка исторических особенностей человечества. Оно создает ЗБР (зону ближайшего развития).

Выготский в основу своих исследований положил 2 гипотезы:

1. Гипотеза об опосредованном характере психических функций человека.

2. Гипотеза о происхождении внутренних умственных процессов из деятельности первоначально внешней и «ингерпсихологической».

Высшие психические функции- сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по происхождению- особый вид функций психических, полностью отсутствующих у животных. Свойства ВПФ: произвольность, опосредствованность Интериоризация через знаки, чел учиться овладевать своим поведением. Переход от от интерпсих к интрапсих (псих процессы между людьми переходят во внутрен план)- эгоцентрич-я речь.

 

В-30.Особ-сти психического развития в раннем возрасте.

Возраст - качественно специфическая ступень развития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития.

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и образование основных психологических новообразований человека для данной ступени развития. Внутри ведущей деятельности происходит подготовка возникновения и деформации других видов деятельности.

Ребенок овладевает способностью передвижения и способен понимать речь.

А)образование «Я» ребенка из «Я» родителей через идентификацию

Б)формирование объектных отношений

1,7-1,8 ребенок испытывает внутренний конфликт между стремлением к самостоятельности и симбиозом, отсюда детские страхи.

К 3м годам формируется чувство автономности или чувство стыда.

Особенности самосознания:

· Происходит осознание имени

· Осознание времени (через осознание внешнего облика – ребенок растет, через осознание своих умений. Отсутствует представление о линейности времени и его необратимости.

Половая идентификация – он знает, что он мальчик или девочка.

Права и обязанности (отстаивание своих прав – чувство собственности на игрушку)

Притязание на признание. Должна сформироваться гордость за свои достижения. Это является основой самоуважения. В этом возрасте детям присуще чувство всемогущества.

Кризис 3х лет Проявления:

· Негативизм – не делает, потому что не хочет и потому, что попросили сделать (безличен)

· Строптивость – не делает, потому что так положено делать (протест против порядков в доме вообще)

· Упрямство – настаивает на своем не потому, что хочется, а потому что сказал (реакция на собственное решение)

· Своеволие – «я сам» (все делать самостоятельно)

· Обесценивание взрослого

· Протест, бунт

· Тенденция к деспотизму

Природа кризиса:

1. Кризис является защитным механизмом направленным на поиск любви и понимания взрослых.

2. Кризис рассматривается в русле становления аппозиционного поведения, то есть он является необходимым звеном в развитии самостоятельности

3. Умственное развитие.

Пиаже выделил 2 стадии:

А) 12-18м. – стадия активного экспериментирования и открытие новых средств в достижении цели. Ребенок подчиняет действие результату и провоцирует новый результат.

Б) после 18мес. – изобретение новых способов достижения цели путем умственных комбинаций, начало символического мышления, то есть образного мышления.

Предметные манипуляции:

· орудийные действия, один предмет воздействует на другой, усвоение функций предмета.

· соотносящиеся действия – соотнесение предметов в пространстве – развитие восприятия.

Речевое развитие: развитие понимания, развитие активной речи

Стадии усвоения языка:

· Слова-метки

· Освоение названий, имен

· Однословные предложения

· Двухсловные предложения (существительное + глагол)

· Распространенные предложения (окончания)

· К 3м годам сложные предложения.

Развитие предпосылок к игровой деятельности.

Новообразование – «Я сам»

Ведущая деятельность – предметная.

Соотношение мышления и речи:

1) т.з. Пиаже –мышление развивается под влиянием детской активности, но не речи

2) до момента появления речи, речь и мышление развиваются отдельно, с 2х лет взаимообусловлены

3) т.з. Бруннера – интеллектуальное развитие является продуктом усвоения языка.

Возрастает сензитивность: развитие восприятия и речи.

К концу младенчества 30 слов понимает, 10-12 слов активная речь. Пассивная речь по-прежнему опережает активную. Сначала слова-указания, слова-названия, инструкции, поручения, понимание рассказа, речь в контексте ситуации.

Штерн – первое языковое открытие – каждый предмет имеет свое название (рост словаря – что это? Кто это?); второе речевое открытие (2-3года) Бюллер – слова связаны в предложения. Развитие значений, переход к многозначности к функциональным обозначениям.

Развитие функций речи: переход от указательной к обозначающей, фонематический слух опережает артикуляцию.

Своеобразие восприятия:

· Фиксация одного качества в предмете и ориентация на него

· Восприятие аффективно окрашено и связано с практическим действием

Под влиянием восприятия развиваются все остальные психические функции.

Память непроизвольная, возникает воспоминание аффективно окрашенного.

Развивается потребность в игре – как противоречие между миром взрослых и миром детей.

 

 

В-28. Проблема возрастной периодизации психического развития. Ведущая деятельность, ее значение в психическом развитии ребенка (Л.С. ВыгоТский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.)

Существуют различные теоретические основания возрастной периодизации: 1) биогенетические теории психич. роазвития.

Ст. Холл – теория рекапитуляции

В.Штерн – теория конвергенции 2х факторов (внут. Задатков и внеш. Условий жизни.

2) психогенетические теории: а) психодин. т. З.Фрейда.

б) психоанализ А.Фрейд – детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка.

в) персоналистские теории Бюлера

г) когнитивистскикие Ж.Пиаже, Кольберг, Валлон

1) социогенетические теории Эриксон (о факторах, характере, природе объекта развития), Левин.

Решают 3 спорных вопроса:

1) природа или воспитание, наследственность или среда

2) непрерывность или скачкообразность

3) организм или механизм

Общие закономерности псих. Развития: неравномерность, гетерохронность, пластичность.

Периодизация по выделению существенных закономерностей психологического развития.

3 кита отечественной периодизации:

-социальная ситуация развития (отнош. Между реб. И окружающей средой) 2)новообразование- то есть личностные изменения, которые возникают в результате изменившейся социальной ситуации 3)по Выготскому – кризис - это период времени, в котором происходит быстрое изменение личности ребенка. Кризисным является ограниченное точками периодов.

Леонтьев опустил понятие кризис, ввел понятие ведущей деятельности, смена ведущей деятельности и есть периоды.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО ЭЛЬКОНИНУ – ребенок формируется внутри системы Р – О.П. и Р – О.В. поочередно.

Деятельности внутри которых усвоения норм и действий с предметами, позволяют ориентироваться ребенку в предметном мире.

Деятельность, внутри которой происходит ориентирование в основных смыслах человеческой деятельности, во взаимоотношении норм между людьми.

1) Младенческий возраст до года. Ведущая деятельность – общение с матерью, новообразование – формирование потребности в общении, деятельность направлена на отношения, потребностно-мотивационная сфера личности.

2) Раннее детство 1-3 года – в.д. предметно-манипулятивная на познание предмета, сфера – развивается познавательный процесс. Новообразования: речь и наглядно-действенное мышление.

3) Дошкольный возраст 3-7 лет – в.д. ролевая игра на познание отношений, сфера – потребностно-мотивационная, новообразование – стремление к общению, значимой деятельности.

4) Младший школьный возраст 7-11 лет – в.д. учебная деятельность на познание начал наук, сфера – интеллектуально-познавательная психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль.

5) Подростковый возраст 11-15 лет – в.д. общение на познание системы отношений в разных ситуациях, сфера – потребностно-мотивационная, новообразование - стремление к взрослости, самооценка.

6) Старший школьный возраст 15-17 лет – в.д. учебно-профессиональная на познание профессий, сфера – познавательная, новообразование – мировоззрение, самосознание.

ФРЕЙД – развитие по Фрейду – развитие сексуальности, которая влечет за собой все остальное развитие. Этапы развития жестко детерменированы.

1) Оральный период – эрогенная зона – рот, 0-1 год.

2) анальный период – анус, 1-3 года

3) фаллическая, 3-5лет

4) латентный – активное развитие морали, 5-12 лет

5) генитальный, 12-18 лет.

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭРИКСОНА

Понятие нормативного кризиса – конфликт двух противоположных тенденций. В случае преобладания позитивной тенденции, происходит благополучное расширение кризиса.

Кризисы идентичности:

Первый год жизни – младенчество +-доверие к окружаещему миру; - недоверие

Ранний возраст (второй кризис) – опыт преобщения к чистоте (+ - автономия, - стыд, сомнения)

Дошкольный период (3 кризис) – самоутверждение ребенка (+ - инициатива; - покорность и вина)

Младший школьный возраст (4 кризис) (+ - трудолюбие; - чувство неполноценности)

Подростковый возраст (+ - идентичность; - диффузия идентичности)

Молодость (+ - интимность; - изоляция)

Зрелость(+ - творчество; - застой)

Старость (+ - интеграция; - разочарование)

Эгоидентичность – у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». (целостность)

«Модус органа» – зона концентрации сексуальной энергии, втягивания, вторжения, удержания, влечения.

«Модальность поведения» – отчуждение обществом значения модуса, отрыв от органа и превращение в модальность поведения.

Периодизация развития личности.

Младенчество(о-1) (область социальных отношений)мать, (полярные качества личности)доверие-недоверие к миру –(результат развития) энергияи жизн. …..

Ранний возраст(1-3) родители, самостоятельность-стыд; независимость

Дошкольник(3-6) родители, братья, сестры, инициатива- пассивность, вина; целеустремленность.

Предпубертат(6-12) школа, соседи, компетентность-неполноценность; овладение знаниями, умениями.

Юность(13-18) группы сверстников, идентичность-непризнание; самоопределение, преданность, верность.

Эриксон считает, что развитие личности связаны с ожиданиями общества. Ценности и нормы передаются во время воспитания. В одинаковом обществе различия черт личности появляются из-за разных культур, иных традиций, связанных с основным видом занятий и принятым стилем воспитания. Созревая ребенок проходит ряд стадий, преобретая определенные качества. Они фиксируются в системе личности и сохраняются в последующих годах жизни.

ЖАН ПИАЖЕ

Изучение психологических механизмов логических операций.

Развитие – это развитие мышления, а все остальное надстраивается.

Стадии развития интеллекта.

В29.Общая характеристика периода новорожденности. Особенности психического развития в младенческом возрасте.

Появление на свет — важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, свя­занное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому ново-рожденность с физиологической точки зрения — это переходный пе­риод, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения орга­низма1.

Характерные особенности периода новорож-денности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просы­пается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. Л.С. Выготский характеризовал своеобразие психики новорожденного, отмечая такие моменты: «исключительное преоб­ладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения»; не-выделенность себя и своих переживаний из восприятия объективных вещей, неразличение социальных и физических объектов1.

У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрос­лых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощу­щений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденное отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.

Методы исследования психики новорожденных и младенцев. Многие исследователи подчеркивают исключи­тельную сложность изучения психики детей младенческого воз­раста и недопустимость умозрительных рассуждений. В России начало объективного изучения психического и физиологического развития младенцев было.положено в 1920-х гг. сотрудниками И.П. Павлова и В.М. Бехтерева Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фи-гуриным и др. Для этой цели были использованы систематическое наблюдение, экспериментальные методики анализа условных рефлексов и ориентировочной реакции.

В настоящее время при исследовании процессов восприятия, памяти, внимания у детей первого года жизни используют регистрацию целого ряда объектив­ных «индикаторов»: частоты сердечных сокращений, ритма дыха­ния и сосания, микродвижений глаз, поворотов головы, появления и угасания ориентировочной реакции.

Какими же способностями обладает новорожденный? Прежде всего это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

рефлексов, обеспечивающих работу основных систем орга­низма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

—      защитных рефлексов (например, при прикосновении к ве­
кам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

- ориентировочных рефлексов (поисковый рефлекс при лег­ком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к ис­точнику света);

—      атавистических рефлексов (например, хватательный
рефлекс, или рефлекс Робинсона, — захват пальцев взрослого,
вложенных в руку ребенка;).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функцио -налъной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. Здоровый новорожденный обладает разными видами чувстви­тельности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой (спо­собностью различить сладкое от горького, кислого, соленого). Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно прими -тивны, но быстро совершенствуются. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фикса­ции взгляда на блестящем предмете.

Появились новые поразительные данные о возможностях новорожденных и младенцев первых недель и месяцев жизни, например, о так называемой лицевой имитации новорожденных (способности имитировать вытягивание губ, высовывание языка, открывание рта).

Современные исследователи обнаруживают некоторые факты,

свидетельствующие о врожденных предпосылках общения. Это

способности избирательных контактов ребенка с человеком: предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений; способность выделять человеческий голос среди других звуков.

Основной потребностью является общение.

Лисина: ситуативно-личностное общение, ребенок начинает различать интонацию. После 6 месяцев дети различают положительные и отрицательные эмоции, формируется способность подражать взрослым. (от 6мес. До 5 лет – ситуативно-деловое общение)

1. Моторное развитие

· развитие перемещения в пространстве

· развитие навыка дотягивания

· развитие координации глаз – рука

2. Умственное развитие

· развитие представлений о постоянстве предмета

3. Развитие предметных манипуляций, открытие назначения предмета

· 5 – 6 мес. – неспецифические манипуляции (независящие от предмета – сосание, хватание)

· 6 – 7 мес. – ориентировочный этап – ребенок изучает предмет

· с 8 мес. – предметное специфическое манипулирование

В-33. Особ-сти психич-го развития в подростковом и юношеском возрасте. Подростковый

Возраст - качественно специфическая ступень развития индивида. Каждый возраст в чел-кой жизни имеет нормативы, при помощи которых м.оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоц-ного и личностного развития.Ведущая Дея-сть – деят-сть, выполнение к-ой определяет возн-ие и образование осн-ых психол-ких новообраз-ий че-ка для данной ступени развития. Внутри ведущей деят-ти происходит подготовка возник-ия и деформации других видов деятельности. 11-15лет – подростки;

Подростковый возраст – пубертатный кризис:

1. Половое созревание – эндокринные изменения (гормоны роста и половые)2. Дисгармоничность развития, нарушение пропорций тела (угловаты, неуклюжи)3. Появление вторичных половых признаков (быстрая смена настроения)4. Гормональная буря. Усиление сексуального возбуждения, не осознают причину, потребности не определены. Основная потребность в привязанности и любви. Самоуважение, начало формирования мужественности и женственности. Формирование нового образа физического «Я». Гипертрофированное и острое переживание собственной внешности.5. Индивидуальные различия в пубертате. Половые различия. Подростковая гиперсексуальность.

Личность.

Основные потребности:-Потребность в самоутверждении – по Ст.Холлу период бури и натиска – личностная нестабильность, противоречивые черты сосуществуют и борются, настроение от оптимизма до депрессии.-Отношение к себе как к взрослому – чувство взрослости – изменение внешнего облика. Подражание взрослым, расширение ролевого репертуара. Копирование форм поведения взрослых.

Центральное новообразование – отношение к себе как к взрослому. Чувство взрослости определяет развитие самосознания. Форм-ие «Я-конц-ии» – система внутренне согласованных предст-ний о себе, Я-образ. 11-12 лет – интерес к внутреннему миру, открытие внутреннего мира у себя. Самопознание – смотрится в другого как в зеркало. Подростковая рефлексия – как потребность разобраться в себе, исповедальность со сверстниками, дневники.Формируются разнообразные Я-образы: физическое Я, идеальное Я, представление об умственных способностях.

Самооц-ка дифференцировалась, но не стабильная, ориентирована на мнение других. Система самооценки не является цельной, изменчива и нестабильна. Формируется Идеальное Я.Реальное и идеальное расходится, эти расхождения могут запустить саморазвитие. Рождение личности в 3 года и в подростковом возрасте. К концу подросткового возраста представления о себе стабилизируются.

-Ведущий тип деятельности – интимно-личностное общение со сверстниками. Эмансипация от взрослых. Возн-ие собст-го увлечения. Запой увлечений.-Потребность в общении – удовлет-тся через дружбу, но дружба противоречива, друг как психотерапевт; неформальные группы и компании; референтная группа.-Отношения со взрослыми – ограничение влияния эмансипации от родителей. С одной стороны потребность в любви и принятии со стороны родителей, но при этом быть равным. Появляются значимые взрослые.

целостности, ощущается внутренняя

Структура самосознания.

1. притязание на признание – значимость телесного сознания для оценивания себя, идеальное представление о теле превращается в фрагментарное, сосредоточение на отдельных частях.

2. осознание себя во времени – сохраняется направленность на будущее (в мл. подр.); рассмотрение настоящего с позиций будущего (ст. подр.) то есть, психологическая перспектива, способность сознательно увидеть себя в будущем; внутренняя позиция – умение объективно увидеть свое настоящее положение, сопоставить с желаемым и построить ступени между настоящим и будущим.; способность к целеполаганию. Актуализируется страх смерти.

3. Права и обязанности – активная борьба за права, нарушение запретов, отстаивание личного пространства.

4. Отделение от семьи:

1)11-12лет – конфликт между потребностью в зависимость и стремлением к автономии 2)когн-ая реализация отделения, доказательство своей независимости3)аффективная реакция на отделение – чувство вины4)идентификация – поиск объекта5)установление нового типа отношений

1. Моральное развитие с точки зрения психоанализа – 11-13лет происходит обнаружение существования иного образованного форм и ценностей, проявляется недоверие к родительским нормам; 14-18лет – должны появиться социально приемлемые установки, стремление к справедливости.2. Общение – с партнером, потребность в самораскрытии необходим партнер, чтобы поделиться и познать себя, проговаривание как преддверие внутреннего диалога; с группой – для успешной социализации.3. Умственное развитие по Пиаже – 12-15лет – стадия формальных операций, появляется способность к комбинаторному анализу, приобретается способность к выдвижению гипотез.Изменение внутреннего мира, наполнение планами, теориями о самом себе, об обществе.

Возрастающий эгоцентризм.

Наивный идеализм, склонность к увеличению и переустройству мира.

Юношеский

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21 - 25 лет). В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Выбор внутренней позиции - весьма многотрудная духовная работа. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями. Юность м.б. бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженны ми. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их соц-но-психол-их и инд-но-психол-ких различий. Учебная деят-сть становится учебно-профес-ой, реализующей професс-е и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшекл-ов занимают мотивы, связанные с самоопред-м и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообраз-ем. В юности человек стремится к самоопред-ию как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Основой для адекватного профес-ого выбора является форми-ие позн-ых интересов и профес-ной направ-сти личности. Профессиональная направ-сть имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек - социальная и художественная. Этапы становления профе-ного самоопред-ия; Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок проигрывает разные профессиональные роли. Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлек-ной профессии. Третий этап – предвар-ый выбор профессии (подросток и юноша), виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интереса, а затем с точки зрения ценностей. Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор профессии - включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Важнейшими психол-ими предпосылками успешного профес-ого самоопред-я являются сформир-ый интелл-ный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности. Характерное приобретение ранней юности – формир-ие жизненных планов. Жизненный план как сов-сть намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Юношеству свойственна переориентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост потребности в достижении конкретных результатов. Одним из механизмов формирования самосознания является самооценка. Юношеская самооценка, отличающаяся повышенно оптимист-им взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенности: относ-ая устойчивость, высота, сравн-ая бесконфликтность, адекватность. Одно из достижений юношеского периода - новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами: - открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; - стремление к самопознанию; - формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; - самоуважение; -становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать – Я отвечаю за это. Возрастные особенности юношеского возраста. Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны от 15-16 до 21-25 лет). В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Ведущее место у старшекл-ов занимают мотивы, связанные с самоопред-ем и подготовкой к самост-ой жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Мышление. Широта Интел-х интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Внимание характеризуется противоречивыми тенденциями – интенсивность, способность к переключению увеличиваются, но возрастает и избирательность, зависимость от направленности и интересов. Проявляется развитие творческих. Дивергентность мышления (на один вопрос множество равноправных правильных ответов). Учебно-профес-ая деят-сть как ведущий вид деят-ти старшекл-ка. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Основой для адекватного выбора является формирование познавательных интересов и профес-ной направленности личности. Одно из достижений юношеского периода – новый уровень развития самосознания. Подростки и юноши значительно чаще, чем люди других возрастов чувствуют себя одинокими и непонятыми. Наблюдается в то же время и стремление к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжений сторонних и близких людей, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Юность – период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны.

 

4. Речевое развитие (этап предречевых восклицаний)

· гуканье, короткие тихие звуки

· гуление, первые звуки

· вскрики

· лепет

В 1 год ребенок должен овладеть основами активной и пассивной речи. Пассивной – должен понимать запреты и разрешения. Активная – должен иметь свои особые слова – метки.

5.Общение младенца с матерью – возникает чувство привязанности, то есть ощущение безопасности, покоя. Привязанность формируется через телесный контакт. От 1-3мес. – дети ищут привязанность во всем, не ощущая мать. 3-6мес. – различают лица, 7-8мес. – формирование привязанности к матери, появляется страх от потери матери.

По привязанности к матери, дети бывают:

А) надежно привязанные, знают, что родители надолго их не оставят.

Б) тревожно привязанные – состояние симбиоза матери и ребенка.

Этап до 7-8мес. – симбиоз, далее выход из симбиоза, начальный период формирования самосознания.

От 8мес. До года – подключение отца.

По Эриксону – к концу первого года жизни формируется доверие к окружающему миру.

Нарушение взаимоотношений:

· эмоциональная изоляция

· тревожная гиперопека

· авторитарная опека

Последствия:

· психосоматизация

· нарушение личностного развития (тревожность, недоверие к окружающему миру)

· нарушения сексуального характера

· нарушение эмоционального развития.

Комплекс оживления – двигательное оживление, речевые вокализации, сосредоточение на лице, улыбка.

Линия развития ЭГО – начинает развиваться у ребенка с началом осознания того, что для напряжения во внешнем мире, должны произойти какие-то события, в результате – стремление к объектам для удовлетворения желаний.

Мышление осуществляется через действие ассимиляции (уподобление окружающего моим структурам) и аккомодации (уподобление себя окружающим структурам)

Ребенок имеет определенную схему действий. Центральное понятие – структура умственного развития. Используется 2 механизма: ассимиляция и аккомодация, их объеденяет адаптация, завершение адаптации – равновесие со средой.

Интеллектуальное развитие по Пиаже.

Стадии – это уровни развития сменяющие друг друга.

1) Сенсомоторная (до 2л.) репрезентативный интеллект….

2) дооперациональная (2-7л.)

3) Конкретных операций (7-12л.)

4) Формальных операций (12-17л.)

Интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается.

РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО КОЛБЕРГУ

Колберг продолжил эксперименты Ж.Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления. Детям предлогалось оценить поступки героев рассказа.

Развитие морального сознания Колберг рассматривал как последовательный прогрессивный процесс. Выделил 6 стадий развития и объединил их в 3 уровня.

1 уровень – доморальный до 7 лет– ориентация на внешние предпосылки – хорошо себя вести, чтобы избежать наказания, ориентация на поощрение.

2 уровень - конвенциональная мораль до 13 лет – ориентация на одобрение, ориентация на авторитет.

3 уровень – автономная (моральные нормы становятся внутренними) Ориентация на общественное благополучие, законы, на общечеловеческие этические принципы.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ПЕТРОВСКОМУ

Становление личности связано с референтной группой. На каждом этапе своя референтная группа. Сначала семья, детский сад, школа,неформальные подростковые объединения. Для каждой группы характерна своя деятельность.

1 фаза – становление личности в социальной группе – адаптация. Утрата индивидуальных черт.

2 фаза – индивидуализация – способы выражения себя в группе.

3 фаза – интеграция – сохранение тех личностных черт, которые отвечают групповым потребностям. Преодоление трудностей – появление новых + личностных качеств.

Возрастные этапы: эпоха детства до 11 лет; эпоха отрочества 11-15 лет; эпоха юности 15-17 лет.

ЭЛЬКОНИН

1. Младенчество

а) Новорожденность (0-1мес.)

· преобладание безусловных рефлексов: защитные и ориентировочные

· появление условных рефлексов (к концу первого месяца)

· возникновение слухового и зрительного сосредоточения

· комплекс оживления (к концу 1мес.)

б) Младенчество (1мес.-1год)

- восприятие – формы предметов посложности, цвету (4мес.), пространственное восприятие, потребность в новых впечатлениях.

Движения и действия – целенаправленное хватание, функциональные действия (после10мес.), появление наглядно-действенного мышления, память – узнавание (3-4мес.), воспроизведение (после 8мес.); речь – гуление (первое полугодие), лепет (второе полугодие), пониманиеи активная речь (конец 1 года).

 

В-31. Особ-сти психич-го развития в дошкольном возрасте.

Возраст - качественно специфическая ступень развития индивида. Каждый возраст в чел-кой жизни имеет нормативы, при помощи которых м.оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоц-ного и личностного развития.Ведущая Дея-сть – деят-сть, выполнение к-ой определяет возн-ие и образование осн-ых психол-ких новообраз-ий че-ка для данной ступени развития. Внутри ведущей деят-ти происходит подготовка возник-ия и деформации других видов деятельности. 1. Притязание на признание – “Я” ребенка разделяется на: осознание желание “Я” хорошего, “хочу быть” и появляется “Я” идеал.Появляются другие группы детей: осознают, что не умеют быть хорошими, но могут в будущем; не могу, но хочу; не могу и не хочу.Формирование “Я”идеала:А) через идентификацию с родителямиБ) через идентификацию с любимым героемВ) через идентификацию с общественным идеалом

2. Половая идентификация.Появляется представление о строении своего тела и детей противоположного пола. Вступление в “Эдипову” фазу (объект любви – родитель противоположного пола, однополый родитель – соперник).У мальчиков – страх кастрации, у девочек – комплекс кастрации.Благоприятный исход: идентификация с эдиповым соперником.

3. Временное осознание.3-4 года – осознают себя большими, будущее выступает недифференцировано, не знают и не боятся смерти.К 7 годам критично воспринимают свой возраст, представление о ступенчатом характере движения в жизни, появляется страх смерти (в страхе темноты), осознание конечности.4. Права и обязанности.Интенсивное формирование обязанностей, осознание нормы поведения в игровой деятельности.5. Общение.3 года – внеситуативно-познавательный мотив5 лет – внеситуативно-личностное. Интерес переходит на мир человеческих отношений. Основная потребность – в сопереживании взрослого.

6. Моральное развитие. (4 сферы)а) понимание моральных требований б) переживание вины в) моральное поведение г) моральные отношения: гуманные чувства (прагматическое поведение, бескорыстное моральное поведение.

7. Умственное развитие(по Пиаже дооперац-ное мышление) Развитие образного мышления.Игра – это особая форма освоения действительности путем ее освоения и моделирования.Структура игры – роль. Сюжет – область действительности, воспроизводимой в игре. Содержание – те центральные отношения, которые воспроизводятся в игре.Как играют – игровые действия, правила. Самосознание по Лисиной.

1. Осознание имени – депривация имени.2. Притязание на признание – осознание желания быть хорошим (появляется осознание, что это не всегда возможно).3. Осознание себя во времени.4. Осознание прав и обязанностей – преимущественно осознание обязанностей, сначала касающихся взаимодействия между сверстниками. Обязанности в двух типах взаимодействия: бытовое взаимодействие и соблюдение правил в игре.5. Половая идентификация.

Проблема морального развития.Кольберг. Три уровня моральных суждений: доконвенционное, конвекционное, постконвенционное.Дошк-ый уровень – преднравственный – соблюдение норм морали из-за страха наказания или получения поощрения.Бреслов – нормальное развитие личности ребенка – наличие эмоциональной децентрации, т.е способ-ть воспринимать и учитывать в своем поведении желания и интересы других людей.Развитие восприятия – в основе восприятия – соотнесение предмета с эталоном.

По Венгеру: действие идентификации – действия выполняемые при обслед-ии свойств, предметы полностью совпадают с имеющимися эталонами.Социальная ситуация – выход за пределы семейного мира. Появ-ся идеальная форма соц-ых отношений (отношения взрослых людей).Взрослый – ось и центр внутреннего мира ребенка; обобщенный неперсонифицированный.Ведущая деят-сть – ролевая игра. Относится к символико-моделирующим видам деятельности.

Особенности структуры игры. Основная линия развития игры – от развернутых игр к ролевым играм (правила скрыты). Игры с открытыми правилами, но скрытые роли.

 

 

В-32. Особ-сти психич-го развития в младшем школьном возрасте.

Возраст - качественно специфическая ступень развития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых м.оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, Интел-ого, эмоционального и личностного развития.

Вед Дея-сть – Дея-сть, выполнение к-ой определяет возник-ие и образ-ие осн-ых психол-ких новообр-ий че-ка для данной ступени развития. Внутри вед.дея-сти происходит подготовка возникновения и деформации других видов деятельности.

1. Ведущая Дея-сть – переходит смена с игровой деят-ти на учебную. Осн-ым фактором развития, помимо учебной деятельности, является общение с учителем, со сверстниками, с родителями.2. Осн-ые новообраз-ия возникают не под влиянием ведущей деятельности.1)Содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственных действий)2)планирование (внутренний план действий)3)происходит построение целостной, связанной познавательной системы (умение анализировать, классифицировать, соотносить)4)развитие трудолюбия (по Эриксону) или чувства личной неполноценности.

Самосознание по Мухиной

1. Осознание прав и обязанностей – дети осознают преимущественно обязанности связанные с учебной деятельностью. Права – с улицей, обязанности – школа.2. Осознание времени – появление ориентации на прошлое (в детстве лучше), будущее не имеет побудительной силы.3. Половая идентификация – идет активное формирование половых ролей.

4. Осознание имени – закрепляется депривация имени.5. Притязание на признание – ребенок попадает в ситуацию социального оценивания; получает возможность объективного сравнивания себя с другими, отсюда следует: - ребенок осознает свое не всемогущество; - увеличивается зависимость ребенка от оценки взрослого; - принятие ответственности за поступки.6. Общение – с родителями (новый статус ребенка; боязнь родителями школы; усиление проекции родительских стремлений); учитель является авторитетом для ребенка (появляются первые социальные страхи – страх несоответствия общепринятым нормам); общение со сверстниками.

Основные новообразования с точки зрения Давыдова:1)(+) - умение рассматривать собственные действия в зависимости общих и существенных условий выполнения.2)(-) – формальная рефлексия, то есть рассмотрение зависимости успешной деятельности от внешних ситуативных оснований.3)(+) – теоретический анализ умения, путем сравнения, выделять общие черты явления4)(-)– выделение внешне сходных черт явления5)(+) – планирование, умение видеть результат и различные варианты его достижения.

Память – непроизвольная.Мышление – наглядно-образное, к концу дошкольного возраста – словесное. Пиаже – репрезентативное мышление, формируется представление о понятиях – тенденция к обобщению понятий и установление связей между ними.Речь – язык как средство общения и мышления, завершается развитие речи. Общение – внеситуативно-личностное, эм. оценка, моральное отн. к себе.

Кризис 7ми лет: потребность в смене социальной ситуации развития, появление самооценки, развитие самосознания, произвольность психики.Социальная ситуация развития коренным образом меняется. Ребенок становится школьником. Появляется внутренняя позиция. Утрата интереса к игре. Появление учебных мотивов. Мотивация достижения проявляется в игровой деятельности. Действия ради знаний и умений, оценок и признания со стороны взрослых.

Ведущая деятельность – учебная. Структура учебной деятельности по Эльконину. Сензитивность – развитие теоретического мышления – перестройка всего мыслительного процесса. Появление конкретных операций.

Стадии конкретных операций по Пиаже: операции логические, но на наглядном материале. К концу младшего школьного возраста – различие в интеллекте (теоретики, практики, художники - образное мышление).

Развитие научного мышления, формирование научного понятия.

Новообразование младшего школьного возраста – рефлексия деятельности (осознание способов и результатов деятельности).

Мотивационные сферы.

Первая группа мотивов – широкие социальные мотивы.А) мотив высоких оценокБ) долг ответственности и получение образования

Вторая группа мотивов – познавательные.А) ситуативные позна-ьные процессы (зависят от содержания учеб. предметов)Б) учебно-позн-льные – ориентированы на процесс решения учебного задания.В) собственно позн-ые процессы – проявляются редко у одаренных детей.

Третья группа мотивов – личныеА) мотив достижения успеха (хороший результат, престижный мотив, учиться, чтобы выделиться)

Б) мотив избегания неудач – страх, избегание наказания, компенсаторные мотивы.Самосознание младшего школьника.

Потребность в отношениях с учителем.

Основная линия развития – переориентация с внешней оценки на внутреннюю.Эриксон – чувство компетентности, либо неполноценность именно в области изучения знаний.Связь самооценки и уровня притязаний – исходный уровень притязаний задают родители. К концу младшего школьного возраста сам формирует притязания.Действие контроля к концу младшего школьного возраста интериоризуется в самоконтроль.Оценка со стороны учителя переходит в самооценку собственных действий. Самооценка должна быть содержательной. Самооценка рефлексивна и самокритична.

 

В-34. Особ-сти психич-го развития в зрелом и пожилом возрасте.

Возраст - качественно специфическая ступень развития индивида. Каждый возраст в чел-кой

жизни имеет нормативы, при помощи которых м.но оценить адекватность развития индивида и к-ые касаются психофизического, Интел-ого, эмоц-ого и личностного развития. Вед Дея-сть – Дея-сть, выполнение к-ой определяет возник-ие и образование осн-х психол-их новообраз-ий человека для данной ступени развития. Внутри ведущей деят-ти происходит подготовка возникновения и деформации других видов деятельности.30-40лет – десятилетие роковой черты – осознание между мечтами и жизненными целями человека и реальным существованием.По Эриксону – кризис середины жизни после 35-45лет.Стадия зрелости:(+) – творчество,(-) – застой, чувство опустошенности,кризис 55-56лет.Старость (+) – интеграция, (-) – разочарование в жизни

Пек говорил о положительном разрешении кризиса, 3 подкризиса:переоценка «Я», «Я» не есть мои роли,появление принятие факта ухудшения здоровья и старости,принятие мысли о смерти.

Особенности структуры самосознания в зрелом возрасте:1. Имя – закрепляется отторжение имени от человека (снижение самооценки, потеря мужской или женской роли).2. Притязание на признание – уменьшается количество источников признания, притязания отделяются от «Я» и становятся очень уязвимы.3. Права и обязанности – происходит акцентирование на правах и их отставание и перекладывание ответственности за свою жизнь на общество и детей.4. Время – эмоциональное окрашивание прошлого, для здорового человека – планируется будущее.5. Половая идентичность и особенности сексуальности – с одной стороны, размывание половой идентичности, с другой стороны, сохранение необходимых социальных контактов.

Особенности общения. Внутрисемейное, конфликт между поколениями. Особенности познавательной сферы. Кристаллизованные и текущие. С возрастом снижается темп, гибкость в обработке информации. Память снижается – нарушается запоминание и воспроизведение.

Трудности в психологической помощи в старости :Повышение ригидности старого человека,Снижение готовности к изменениям,Трудность отказа от идеализированного представления о себе,Наличие скептицизма,Стремление видеть в болезни только телесные причины и обращаться только к медицинскому лечению

Особенности социальной ситуации старости

1. Выход на пенсию – понижение статуса человека, понижение обязанностей перед обществом. Следствие – поиск новых ролей, решение вопросов о структуре времени.2. Разрыхление связей между обществом и личностью через: уход с работы; уход из жизни близких; ограничение физической активности.3. Наличие насыщенности негативно окрашенных переживаний – переход человека к старости своеобразная инициация, у человека должна быть психологическая поддержка.

Типы адаптации людей к старости:Конструктивное отношение (уравновешенное),Оборонительное отношение (фиксация),Враждебное (бунт против старости),Враждебное (направленное на себя)

Два явления определяющие старость: отношение человека к смерти, страх.

 

 

В-35. Основные зарубежные и отечественные теории личности. (З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг, Р.Кеттел, Г.Оллорт, Б.Г.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев)

Личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Индивид - это единичный представитель вида Хомо Сапиенс. Отечественные теории личности
А. Мясищев, Смирнов, Малышев и др. Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п.
Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.
Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.
Б. Ананьев, Платонов, Мерлин... Личность - не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться.
Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.
Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры - взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).
В. Рубинштейн. Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.
В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.
Основные функции теорий личности:
1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какие-либо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений.
2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.
Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека. Зарубежные теории личности
Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого".
Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.
Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.
Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.
Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность - это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.
Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность - это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения.
Социально-когнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность - результат взаимодействия поведения и факторов

В-36. Клиническая психология. Предмет, задачи и методы клинической психологии.

К.П. – это наука изучающая психологические особ-и личности больного, его взаимоот-ния с медицинским персоналом, методы и способы диагностики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: