Методические указания и контрольные задания
для студентов заочников средних специальных учебных заведений
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Якутск 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по юридическим профессиям.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой;
- анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;
|
|
- применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные теоретические понятия и положения конституционного права;
- содержание Конституции Российской Федерации;
- особенности государственного устройства России и статуса с объектов федерации;
- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- избирательную систему Российской Федерации;
- систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
Тематический план и содержание учебной дисциплины Конституционное право
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | |||
1 | 2 | |||
Раздел 1. Общая характеристика Конституционного права РФ | ||||
Тема 1.1. Конституционное право как отрасль права РФ | Содержание учебного материала | |||
1 | Понятие, предмет и метод Конституционного права РФ | |||
2 | Содержание и субъекты конституционных правовых отношений | |||
3 | Конституционно-правовые нормы, их особенность, классификация | |||
4 | Институты конституционного права | |||
5 | Ответственность в конституционном праве | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Анализ нормативно-правовых актов, составление опорно-логических схем. Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем | ||||
1 | Источники конституционного права | |||
2 | Место конституционного права в системе права РФ | |||
3 | Тенденции становления конституционного права и его развития на современном этапе | |||
Тема 1.2. Система и источники конституционного права
| Содержание учебного материала | |||
1 | Понятие источников конституционного права. | |||
2 | Система источников конституционного права РФ: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания, акты Правительства РФ, декларации, договоры, конституции, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ. | |||
3 | Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры. | |||
4 | Акты органов местного самоуправления. Постановления Конституционного Суда РФ. | |||
5 | Наука конституционного права: предмет, система источники. Методы научного исследования | |||
Практические занятия | ||||
1 | Решение ситуационных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Подготовка рефератов на тему: | ||||
1 | История конституционного развития и источники конституционного права России | |||
2 | Предмет и метод конституционного права. | |||
3 | Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды | |||
4 | Конституционно-правовые отношения: особенности, виды и их субъекты. | |||
5 | Конституционно-правовая ответственность: понятие, виды и особенности. | |||
Раздел 2. Конституция РФ – Основной закон РФ | ||||
Тема 2.1. Конституционное развитие России. | Содержание учебного материала | |||
1 | Конституционное развитие России. | |||
2 | Особенности подготовки и принятия Конституции РФ 1993 года. | |||
3 | Основные принципы Конституции РФ. | |||
Тема 2.2. Юридические свойства и структура Конституции РФ. Конституционные поправки, пересмотр и толкование Конституции РФ | Содержание учебного материала | |||
1 | Юридические свойства Конституции, характеризующие ее как Основной закон государства | |||
2 | Структура Конституции РФ 1993 года: преамбула, основной текст, заключительные и переходные положения, разделы, главы, статьи, части, пункты | |||
3 | Конституционные поправки и пересмотр Конституции. | |||
4 | Толкование Конституции. | |||
5 | Конституционный контроль в России: понятие и значение. | |||
Практические занятия | ||||
1 | Анализ документов и решение практических ситуаций по порядку пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Анализ нормативно-правовых актов, составление опорно-логических схем. Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем | ||||
1 | Понятие и сущность конституции. Юридические свойства конституции. | |||
2 | Конституция РФ – важнейший юридический акт и политический документ | |||
Раздел 3. Основы конституционного строя РФ | ||||
Тема 3.1. Конституционное закрепление сущности Российского государства | Содержание учебного материала | |||
1 | Понятие основ конституционного строя РФ. | |||
2 | Характеристика сущности Российского государства: суверенное, демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское. | |||
3 | Понятие суверенитета РФ. | |||
4 | Демократическое государство. Формы демократии. | |||
5 | Референдум и свободные выборы. | |||
6 | Конституционное закрепление принципа разделения властей. | |||
7 | Человек, его права и свободы как высшая ценность | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем, опорных конспектов: | ||||
1 | Формирование и развитие конституционно-правовых институтов в период становления конституционного права в РФ | |||
2 | Особенности конституций советского типа | |||
3 | Предметы конституционной регламентации конституций советского периода | |||
4 | Исторические и экономические предпосылки принятия Конституции 1993 г. | |||
5 | Сравнительная характеристика конституций 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. | |||
Практические занятия | ||||
1 | Анализ Федерального конституционного закона «О референдуме РФ». | |||
Тема 3.2. Конституционные основы духовной жизни общества
| Содержание учебного материала | |||
1 | Политическая система. Идеологическое и политическое многообразие. | |||
2 | Политические партии, их назначение и порядок создания. | |||
3 | Иные общественные объединения, порядок их создания, реорганизации и ликвидации. | |||
4 | РФ – светское государство. Религиозные объединения в РФ, их правовой статус. | |||
Практические занятия | ||||
1 | Анализ федерального закона «О политических партиях». | |||
2 | Решение ситуационных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Анализ нормативно-правовых актов, составление опорно-логических схем. Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем | ||||
1 | Понятие основ конституционного строя. | |||
2 | Гуманистические основы конституционного строя. | |||
3 | Основы организации государственной власти и местного самоуправления. | |||
4 | Экономические и политические основы конституционного строя | |||
Раздел 4. Права и свободы человека и гражданина | ||||
Тема 4.1. Конституционно- правовой статус личности. Гражданство РФ | Содержание учебного материала | |||
1 | Основы правового статуса личности: основные понятия и структура. | |||
2 | Конституционно-правовые основы гражданства. | |||
3 | Понятие и принципы российского гражданства. | |||
4 | Законодательство РФ о гражданстве. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. Порядок решения дел о гражданстве РФ | |||
Практические занятия | ||||
1 | Анализ нормативных правовых актов и решение практических ситуаций по порядку приобретения и прекращения гражданства РФ | |||
2 | Составить сравнительную характеристику правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства | |||
3 | Проанализировать материалы судебной практики по вопросам приобретения и установления гражданства | |||
Тема 4.2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина | Содержание учебного материала | |||
1 | Понятие гарантий прав и свобод человека в РФ. | |||
2 | Конституционные гарантии прав и свобод человека в РФ. | |||
3 | Механизм правовой защиты прав и свобод. | |||
4 | Уполномоченный по правам человека в РФ – назначение на должность, компетенция. | |||
5 | Возможные ограничения прав и свобод человека на основании федеральных и федерально-конституционных законов | |||
Практические занятия
| ||||
1 | Анализ нормативных актов субъектов РФ, закрепляющих их конституционно-правовой статус. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Анализ нормативно-правовых актов, составление опорно-логических схем. Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем | ||||
1 | Понятие и принципы гражданства Российской Федерации. | |||
2 | Приобретение гражданства. | |||
3 | Прекращение гражданства. | |||
4 | Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. | |||
5 | Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. | |||
Раздел 5. Федеративное устройство | ||||
Тема 5.1. Конституционно- правовой статус РФ | Содержание учебного материала | |||
1 | Принципы Федерации РФ. Состав субъектов РФ | |||
3 | Конституционно-правовой статус РФ: суверенитет, территориальная целостность, государственная власть, единая система права, федеральные налоги, гражданство и другие черты. | |||
4 | Предметы ведения и полномочия РФ | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Анализ нормативно-правовых актов, составление опорно-логических схем. Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем | ||||
1 | Предметы совместного ведения в РФ и субъектов РФ | |||
2 | Обеспечение соответствия Уставов, законов, и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ, Конституции РФ | |||
Тема 5.2. Органы власти РФ | Содержание учебного материала | |||
1 | Основные черты государственных органов: государственно-властные полномочия, образование в установленном порядке, действия органов на основании федеральных и конституционных законов. | |||
2 | Единство системы государственных органов. | |||
Практические занятия | ||||
1 | Анализ нормативных актов субъектов РФ, закрепляющих их конституционно-правовой статус. | |||
2 | Построение законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Анализ нормативно-правовых актов, составление опорно-логических схем. Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем | ||||
1 | Понятие и принципы национально-государственного устройства России. | |||
2 | Конституционный статус субъекта Российской Федерации. Виды субъектов. | |||
Раздел 6. Избирательная система РФ | ||||
Тема 6.1. Понятие избирательного права. Принципы избирательного права | Содержание учебного материала | |||
1 | Понятие избирательного права. | |||
2 | Принципы избирательного права: всеобщность, равенство, прямой характер, тайное голосование. | |||
3 | Гарантии избирательных прав граждан. | |||
4 | Мажоритарная и пропорциональная системы выборов в РФ | |||
Практические занятия | ||||
1 | Анализ нормативных правовых актов и решение ситуаций по порядку осуществления избирательных прав граждан в РФ. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Анализ нормативно-правовых актов, составление опорно-логических схем. Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем | ||||
1 | Понятие и принципы избирательного права в Российской Федерации. | |||
2 | Избирательная система и ее конституционно-правовое регулирование.. | |||
3 | Избирательный процесс, его основные стадии. | |||
4 | Источники избирательного права. | |||
Раздел 7. Президент РФ | ||||
Тема 7.1. Порядок выборов Президента РФ | Содержание учебного материала | |||
1 | Общие условия выборов. | |||
2 | Выдвижение кандидатов в Президенты. Требования к кандидату. Порядок выборов Президента РФ. | |||
3 | Определение результатов голосования. Вступление Президента в должность. | |||
4 | Основания прекращения полномочий Президента. Процедура импичмента. | |||
5 | Акты Президента РФ | |||
Практические занятия | ||||
1 | Анализ Конституции РФ и решение практических ситуаций по порядку избрания Президента РФ | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Анализ нормативно-правовых актов, составление опорно-логических схем. Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем | ||||
1 | Правовой статус и место Президента Российской Федерации в системе органов государства. | |||
2 | Компетенция Президента Российской Федерации. | |||
3 | Порядок избрания Президента Российской Федерации. | |||
4 | Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации. | |||
Раздел 8. Федеральное Собрание | ||||
Тема 8.1. Структура Федерального Собрания Совета Федерации и Государственной Думы | Содержание учебного материала | |||
1 | Правовой статус Федерального Собрания. Порядок формирования. Организация работ палат Федерального Собрания | |||
2 | Формирование Государственной Думы. Регламент Государственной Думы. Руководство деятельностью Государственной Думы. Комитеты и комиссии. | |||
3 | Федеральный закон «О статусе члена Совета Федераций и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». | |||
4 | Конституционно-правовой статус депутата. Гарантии деятельности депутатов | |||
Практические занятия | ||||
1 | Решение ситуационных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Анализ нормативно-правовых актов, составление опорно-логических схем. Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем | ||||
1 | Порядок формирования Совета Федерации Российской Федерации. | |||
2 | Внутренняя структура Совета Федерации. | |||
3 | Полномочия Совета Федерации. | |||
Раздел 9. Правительство РФ | ||||
Тема 9.1. Состав, порядок формирования, полномочия Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти | Содержание учебного материала | |||
1 | Правительство РФ как орган исполнительной власти РФ. Порядок формирования и состав Правительства РФ. Председатель Правительства РФ, его полномочия | |||
2 | Полномочия Правительства РФ. Досрочное сложение полномочий Правительством РФ. Акты Правительства РФ. Ответственность Правительства РФ | |||
3 | Нормативная база построения системы федеральных органов исполнительной власти. | |||
4 | Министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы, федеральные агентства, федеральные надзоры ииные федеральные органы. Руководители данных органов. | |||
5 | Органы исполнительной власти в сфере финансов, экономики, обороны, безопасности, в социально-культурной сфере | |||
Практические занятия | ||||
2 | Решить практические ситуации по вопросам деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем, опорных конспектов: | ||||
1 | Правовой статус депутата законодательных органов субъектов РФ, понятие и виды актов органов законодательной власти субъектов РФ | |||
2 | Понятие, содержание, виды ответственности глав исполнительной власти субъектов РФ | |||
3 | Правовой статус депутата Государственной Думы | |||
4 | Компетенция органов государственной власти субъектов РФ | |||
Раздел 10. Конституционные основы правосудия | ||||
Тема 10.1. Судебная система и прокуратура в РФ | Содержание учебного материала | |||
1 | Характеристика судебной системы. Разновидности судов: суды конституционной юстиции, суды общей юрисдикции. | |||
2 | Принципы правосудия в РФ. | |||
3 | Основы правового статуса судей. Порядок назначения судей. Гарантии независимости судей. | |||
4 | Прокуратура РФ. Основные направления деятельности прокуратуры. Система органов прокуратуры. | |||
Практические занятия | ||||
1 | Анализ нормативных правовых актов и решение практических ситуаций по порядку разрешения судебных споров | |||
Тема 10.2. Конституционный Суд РФ | Содержание учебного материала | |||
1 | Принципы конституционного судопроизводства. | |||
2 | Статус судей Конституционного Суда РФ. | |||
3 | Функции, порядок формирования Конституционного Суда. | |||
4 | Полномочия Конституционного Суда РФ. | |||
5 | Решения Конституционного Суда РФ. | |||
6 | Организация деятельности Конституционного Суда РФ | |||
Практические занятия | ||||
1 | Составление жалобы на нарушение конституционных прав в Конституционный суд от имени гражданина РФ | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Анализ нормативно-правовых актов, составление опорно-логических схем. Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем | ||||
1 | Природа и особенности Конституционного Суда Российской Федерации. | |||
2 | Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации. | |||
3 | Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. | |||
4 | Общие правила конституционного судопроизводства. | |||
Раздел 11. Конституционные основы местного самоуправления в РФ | ||||
Тема 11.1. Понятие и сущность местного самоуправления | Содержание учебного материала | |||
1 | Понятие местного самоуправления. Конституционные основы местного самоуправления: самостоятельность в пределах своих полномочий, отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти. | |||
2 | Территориальные основы местного самоуправления. | |||
3 | Конституционно-правовые формы осуществления гражданами местного самоуправления: прямое волеизъявление граждан, органы местного самоуправления. | |||
Практические занятия | ||||
1 | Рассмотреть полномочия органов местного самоуправления: управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, формирование и исполнение местного бюджета и другие вопросы. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Анализ нормативно-правовых актов, составление опорно-логических схем. Вопросы для самостоятельного изучения и составления опорно-логических схем: | ||||
1 | Основные принципы местного самоуправления | |||
2 | Нормативно правовые акты местного самоуправления | |||
3 | Изменение границ местного самоуправления | |||
4 | Представительные органы самоуправления | |||
5 | Органы территориального общественного самоуправления |