Понятие и предпосылки развития процесса объединения экономик стран на постсоветском пространстве

 

Постсоветское пространство (страны СНГ и Балтии) – это независимые государства, вышедшие из состава СССР в период его распада и после него.

Угроза распада СССР возникла в 1991 году: республики, которые входили в его состав заявили о своем суверенитете. Желание выйти из состава РСФСР приняли также Татарстан, Башкортостан, Якутия и Чечня. Это стремление объяснялось желанием оформить независимость и самостоятельность, защитить свои интересы, которые ущемлялись центром. Отношения России с ее субъектами были урегулированы благодаря огромным усилиям и уступкам. Федеральный договор, подписанный 31 марта 1992 года, определял отношения и границы между субъектами.

Одной из основных проблем политики внутри страны стал вопрос формы государственности. В этом вопросе существовали варианты: президентская или парламентская республика, в том числе смешанная президентско – парламентская республика. В этот переходный период возникли противоречия между исполнительной и законодательной властью.

Указ о конституционной реформе был подписан Б. Н. Ельциным 21 сентября 1993 года, в котором также говорилось о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов РФ и выборах в новые органы власти. Таким образом, данный указ практически вводил правление президента.

Решение президента руководителями Конституционного Суда и Верховного Совета было признано неконституционным. Некоторые депутаты отказались уйти в отставку, поскольку были уверены в поддержке граждан.

А. В. Руцкой с 21 на 22 сентября приступил к формированию правительства. Напряженность в Москве нарастала и 3 октября достигла своего пика. В этот день была осуществлена попытка захвата Останкинского телецентра и мэрии.

Было объявлено чрезвычайное положение, президент выдвинул защитникам Белого дома ультиматум. Белый дом 4 октября был обстрелян и оккупирован спецназом, организаторы путча были арестованы. В последствии Б. Н. Ельциным были ликвидированы все органы советской власти [8, c. 448].  

Конституционный вопрос в декабре 1992 года по решению Седьмого съезда народных депутатов был вынесен на всероссийский референдум, но решен вопрос о форме государственной власти был 12 декабря 1993 года, на очередном референдуме. Также на этом референдуме был определен принцип разделения власти, при этом каждая из них – законодательная, судебная, исполнительная, были провозглашены самостоятельными. Глава государства становится избранным президентом, в его полномочия входило определение направления внешней и внутренней политики. Выборы в Федеральное собрание были проведены в октябре 1993 года.

Стабилизации ситуации в общественной жизни способствовала, принятая Конституция. В конце 90-х внешняя политика терпит ряд неудач, которые ослабили позиции страны. Экономический кризис и распад государственной власти привели к снижению престижа России на мировой арене. Это способствовало росту блока НАТО, агрессии США против Ирака и бомбардировкам Югославии.

В сложных условиях, когда баланс сил постоянно меняется, у России все еще есть благоприятные условия для развития. Страна не имеет внешнеполитического давления и отсутствуют признаки внешней агрессии. У нашей страны есть перспективы внутреннего развития и возможности для интеграции в мировую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно реагировать на происходящие в мире изменения, адаптироваться и интегрироваться в них [6, с. 544].

Россия - крупнейшая страна в мире по природным ресурсам и территориям, уникальность ее географического положения заключается в том, что она занимает стратегическое положение, является мостом между Европой и Азией. Традиционные отношения, значительное влияние России в ряде стран и регионов будут способствовать экономическому становлению нашей страны и успеху политического влияния. Также важна политическая воля современного российского правительства отвергать все попытки сделать Россию «ведомой» страной. В современном мире наша страна сумела сохранить себя как независимой политической и экономической державой. Этому способствует правильно выбранное направление и активная дипломатическая деятельность лидеров.

События 11 сентября 2002 года наглядно продемонстрировали способность наших лидеров оперативно манипулировать и переориентировать внешнюю политику, продвигать взаимные интересы в сфере российско-американского партнерства и сотрудничества. Это приводит к доверию к отношениям. Но это не означает, что Россия будет проводить ту же политику, что и США. Наши страны имеют традиционные приоритеты, экономические интересы и долгосрочные отношения с рядом стран [1, с. 244].

В 2000 году в Российской Федерации была принята новая концепция внешней политики, в которой приоритетными направлениями внешнеполитического курса, были объявлена защита интересов личности, общества и государства. Определены основные цели поддержки программы:

- Обеспечение безопасности государства, сохранение и укрепление его суверенитета и территориальной целостности, завоевание авторитета в мировом сообществе, которое наилучшим образом отвечает интересам России как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;

- Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, демократических реформ, укрепления основ конституционного строя, уважения прав и свобод человека;

- Влияние глобальных процессов на формирование стабильного, демократического и справедливого миропорядка, основанного на принципах равноправных отношений между государствами.

Последовательная внешняя политика создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны [6, с. 544].

 

Интеграция представляет собой процесс объединения в единый экономический механизм экономик разных стран на основе долгосрочных стабильных экономических отношений между хозяйствующими субъектами этих стран. Появляется она как ответ на возникновение сложности в международных отношениях, переход от двусторонней модели сотрудничества к многосторонней. Обусловлен данный переход тем, что национальные интересы нескольких стран на мировой арене отстаиваются единой идеей, а не по отдельности. Это связано с тем, что сегодня большинство стран являются членами хотя бы одной интеграционной подгруппы.

В настоящее время, согласно данным всемирной торговой организации, в мире насчитывается более 350 активных групп, из них 123 зарегистрированы еще в 1995 году. Сегодня наиболее распространенной формой стратегии является зона свободной торговли. Страны, которые встали на путь интеграции, проходят ее этапы последовательно. Интеграция никогда не проходит быстро. Так, более сорока лет прошло от создания зоны свободной торговли до создания экономического союза в Европе. Каждое интеграционное объединение отображает экономические интересы стран, которые инициировали интеграцию.

Советский Союз являлся единым хозяйственным механизмом, в котором присутствовало четкое разделение труда между союзными республиками. Это и стало причиной того, что страны, только что получившие независимость, практически сразу встали на путь интеграции. Действительно, существовавшее в СССР разделение труда обусловило создание между независимыми государствами тесных кооперативных связей. Большинство предприятий этих стран зависят от поставок соседей. Конечно, разорвать эти связи можно, но это не вполне целесообразно, поскольку в СССР разделение труда в значительной степени обуславливалось историческими и природно – климатическими условиями развития. 

Движущей силой процесса возобновления конструктивного диалога между ними стал единый транспортный, промышленный, энергетический комплекс, именно он стал толчком для перехода от взаимных обвинений и упреков в русло экономического сотрудничества.

Другим важным фактором, который нельзя игнорировать, является желание масс поддерживать тесные связи с родственниками в разных государствах. Отсутствие языкового барьера, общие элементы истории и культуры - все это, вопреки политическому настроению отдельных государств, стало движущей силой интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

10 октября 2000 года главы пяти государств (Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан и Кыргызстан) подписали договор о создании Евразийского сообщества (ЕврАзЭС). Основная цель нового объединения в краткосрочной перспективе заключалась в ускорение формирования и развития зоны свободной торговли и перехода на более высокий этап экономической интеграции Таможенного союза. Долгосрочная цель ЕврАзЭС - обеспечение свободного движения капитала, формирование единого финансового рынка, гармонизация принципов и условий перехода ЕврАзЭС к единой валюте-формированию единого экономического пространства (ЕЭП).

Главное отличие ЕврАзЭС от СНГ заключается в большей координации полномочий. Межгосударственное взаимодействие государств в рамках ЕврАзЭС осуществляется через межгосударственную комиссию, интеграционную комиссию, Межпарламентскую ассамблею, общинный суд, комиссию Таможенного союза. Кроме того, ЕврАзЭС утвердила более строгий режим санкций за нарушения обязательств до тех пор, пока Межгосударственный совет не решит исключить их из сообщества.

Несмотря на такие жесткие правила, Узбекистан присоединился к Евразийскому экономическому сообществу 25 января 2006 года. С мая 2002 года Украина и Молдова имеют статус наблюдателей ЕврАзЭС, Армения с января 2003 года.

В соответствии с принципами многоскоростной интеграции и уставными целями ЕврАзЭС в 2007 году Беларусь, Казахстан и Россия создали Таможенный союз, который начал свою деятельность 1 июля 2010 года.

Отметим, что важной вехой стало создание в 2006 году Евразийского банка развития (ЕАБР) и антикризисного фонда ЕврАзЭС [8, с. 448 ].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: