Каждому из нас при разговоре хочется, чтобы его внимательно слушали, — это приятно, чувствуется, что тебя воспринимают всерьез, не как пустое место, собеседник искренне интересуется тобой и тем, что ты говоришь. Как определить, насколько сильно собеседник вовлечен в предмет разговора, действительно ли его волнуют обсуждаемые вопросы? С другой стороны, как дать почувствовать приятному тебе человеку, что ты заинтересован в общении с ним, в выслушивании его точки зрения и понимании того, что он хочет сказать? То есть, как понять внимательно или невнимательно тебя слушают и как самому проявить внимательность или невнимание в разговоре?
Обсуждение. Насколько важно внимание к собеседнику при общении? Для чего? В каких случаях полезно продемонстрировать невнимание? О каких знаках внимания и невнимания вы можете рассказать?
Реакции слушателя при общении бывают следующие:
— молчание (видимое отсутствие реакции);
— поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком);
|
|
— «эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. — На дискотеку?»);
— «зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов;
— «парафраз» («пересказ») — передача содержания высказывания партнера другими словами;
— побуждение («Ну и… И что дальше?»);
— уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?);
— наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?);
— оценки;
— советы;
— продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);
— эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.д.);
— выводы (логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о причине события);
— высказывания «не по теме» (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально — когда просто «полагается» так говорить);
— «хамовитые реакции», задевающие или оскорбляющие личность говорящего («Глупости!», «Ерунда все это!»);
— «расспрашивание» — слушатель задает вопрос за вопросом, не объясняя, зачем;
— пренебрежение к партнеру (не обращает внимания на его слова, не слушает, игнорирует партнера, его слова);
— другие (какие еще вы можете назвать?).
Обсуждение. Какие из этих проявлений можно отнести к знакам внимания при общении? Какие — к знакам невнимания, безразличия?
Вопросы для размышления:
1. Из списка реакций приведите примеры речи и поведения пассивного и активного слушателя.
2. Какие реакции могут проявляться у собеседника в процессе слушания?
3. Что можно назвать знаками внимания, а что — знаками невнимания?
4. Что такое пассивное и активное слушание? Для каждого из видов слушания назовите ситуации, в которых оно эффективно.
|
|
5. Какими знаками внимания наиболее часто пользуешься именно ты?
Практическое занятие
«Условия взаимопонимания в семье»
Взаимопонимание – это процесс правильной расшифровки смысла сообщения. Для правильной расшифровки смысла сообщения (взаимопонимания) необходимо:
1. Говорить на одном языке, использовать единые смыслы (психолингвистические условия), так как для разных людей одни и те же слова могут обозначать совершенно разные вещи, а одни и те же понятия выражаться разными словами.
2. Использовать единые нормы, единую картину мира (социально-психологические условия). У каждого человека своя картина (карта) мира. Общение происходит на уровне карт собеседников. Карта – это не территория.
Иногда, несмотря на прекрасные коммуникативные навыки, общение все равно может быть затруднено.
Причины плохой коммуникации:
— стереотипы — упрощенные мнения об отдельных людях или ситуациях, когда, не углубляясь в анализ фактов, не разобравшись как следует, мы с ходу даем оценку человеку или событию, и эта поверхностная точка зрения кажется нам истинной;
— «предвзятые представления» — склонности отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что для нас ново, необычно, не нравится, не подходит. Мы думаем, что если мы во что-то не верим или чего-то не знаем, то его и не существует; если что-то кажется нам правильным, то так и есть на самом деле; мы склонны отвергать что-то новое и считать его плохим именно в силу его новизны, пугающей нас. При этом мы редко вспоминаем, что взгляды другого человека, столь отличные от наших, представляются ему такими же истинными, как для нас наши собственные;
— плохие отношения между людьми, поскольку, если вы плохо относитесь к человеку, то для вас он всегда будет неправ, что бы он ни говорил;
— отсутствие внимания и интереса собеседника. Интерес можно вызвать, показав значимость, полезность сообщаемой вами информации для собеседника: как она поможет ему добиться цели или предотвратить нежелательное событие;
— пренебрежение фактами, когда, не дослушав собеседника до конца или не вникнув в суть дела, вы делаете поспешные выводы -заключения;
— неумение правильно говорить: неверный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;
— ошибки в выборе типа общения, когда с незнакомым человеком вы разговариваете «на ты», как с другом; когда от близкого человека закрываетесь, как от врага; когда доверчиво слушаете речи назойливых цыганок и т. д. Общение должно соответствовать ситуации, в которой вы находитесь, и людям, с которыми вы общаетесь.
Для успешного обмена информацией необходимо:
1. Доверие к сообщению.
2. Учет обратной связи.
3. Понятность сообщения.
Доверие