Упражнение «Горячее место»

Предупреждение педагогу: при выполнении этого упражнения могут возникнуть конфликтные ситуации. Напоминайте ученикам о соблюдении правил обратной связи. Тех, кто их не выполняет, прерывайте. Прямо или шуткой воспрепятствуйте вынесению на обсуждение потенциально конфликтных ситуаций или застаревших обид.

Желающий садится перед группой и рассказывает, какие, по его мнению, у него сильные и слабые стороны в общении (что получается хорошо, а что — не очень). Поощряются описания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе, за которым, однако, не стоит стремление что-то скрыть — иначе зачем выходить? Затем каждый член группы по очереди пусть скажет, в чем он разделяет мнение водящего о нем, а с чем не может согласиться. Соблюдайте правила обратной связи! Затем на «горячий стул» садится следующий желающий. По желанию водящего, может обсуждаться любой другой вопрос, о котором он хочет знать мнение группы (умеет ли он быть хорошим другом, интересный ли он человек и т.д.). Цель водящего — не переубедить группу, а узнать больше разных точек зрения о себе самом.

Обсуждение. Предоставление и получение обратной связи — непростое дело, требующее выдержки, справедливости, предварительного обдумывания и взвешивания слов и мнений. Иногда оно может перерасти в конфликт! Вы это почувствовали. Что было самым трудным? Какие чувства вы испытывали, получая и давая обратную связь? Что вам понравилось? Нужна ли обратная связь в общении или можно общаться «за масками»?

Схема «Я-выссказывания»

 «Я - высказывание» часто помогает не довести ситуацию до конфликта, передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки. Схема «Я-выссказывания» следующая:

1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).

Вопросы для размышления:

1. Что такое обратная связь в общении? В чем ее функция (зачем она)?

2. Каковы правила обратной связи?

3. Соблюдаете ли вы правила обратной связи в общении? Как часто их соблюдают окружающие? Какие еще правила вы могли бы добавить от себя?

4. Насколько важна для тебя открытость, доверие в отношениях? Умеешь ли ты построить доверительные отношения?

 

Рекомендуемая литература:

1. Аминов И.И. Психология делового общения: учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2007. – 304 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: АСТ, 1998. - 397 с.

3. Селевко Г.К. Утверждай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. 112 с.

4. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. 112 с.

5. Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 118 с.

6. Материал сайта «Психология в школе» http://psylesson.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: