Наиболее простым и исторически оправданным подходом к систематизации МК является их условное разделение на традиционную и нетрадиционную рекламу (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Структура КМК
В современной рекламной практике приняты аббревиатуры ATL (от англ, above the line — над чертой) и BTL (от англ. beloiv the line — под чертой). В трактовке этих терминов можно встретить большие разночтения. И если термин «ATL» понимается достаточно однозначно (к нему относятся прямая реклама в прессе, на телевидении, радио, наружная реклама, кинореклама и некоторые виды реклахмы в Интернете), то сфера, охватываемая BTL-рекламой, на сегодняшний день очерчена нечетко. Рекламисты пока не сформировали единого мнения относительно того, какие инструменты входят в это направление МК, а какие — нет.
Глава 2, Комплекс маркетинговых коммуникаций
Поскольку многие ведущие специалисты к ВТL относят большинство основных видов нетрадиционной рекламы, в нашей классификации мы поступим так же.
Вместе с тем использование этой терминологии представляется недостаточно обоснованным по следующей причине. Существует история о том, как появились эти термины. Топ-менеджер компании Procter & Gamble составил смету рекламных расходов, подвел под ней итоговую черту но вспомнил, что не включил в нее стоимость раздачи бесплатных образцов и организации праздника в городе, проводимого с рекламными целями. Пришлось дописывать эти статьи под чертой. С тех пор к такого рода рекламе стали применять термин «BTL». Это, конечно, условное деление МК, и введение в рекламную практику соответствующих аббревиатур является удачным ПР-ходом компании Procter & Gamble, приемом, заставляющим постоянно говорить об этой компании, поскольку без поясняющей истории (возможно, легенды) смысл терминов непонятен. Вместе с тем термины «ATL» и «BTL» сегодня широко используются в специальной и учебной литературе, лексике профессионалов-рекламистов и рекламной практике (открыто уже достаточно много BTL-агентств, предлагающих BTL-услути).
|
|
BTL-сегмент развивается очень высокими темпами и все больше вытесняет прямую (медийную) рекламу. Его ежегодный прирост составляет не менее 25%. Рекламодатели все большее внимание обращают на нестандартные способы продвижения.
Их важнейшие преимущества состоят в том, что они привлекательны с точки зрения стоимости, в большинстве случаев сфокусированы на точно выбранной аудитории, обеспечивают индивидуальное и диалоговое общение с клиентами. Индикатором перемен на рекламном рынке является Каннский фестиваль. В последние годы в рамках фестиваля появились такие BTL-номинации, как Direct Lions, Promo Lions, Cyber Lions и др.
Экспертный совет АКАР начиная с 2003 г. дает оценку рынку BTL-услуг. Затраты российских рекламодателей на непрямую рекламу (BTL) в 2009 г. достигли 51,2 млрд руб. и составили 20% общих расходов.
Итак, МК сегодня представляют собой набор многообразных технологий традиционной и нетрадиционной рекламы. Каждая из них с разной эффективностью решает стоящие перед фир-