Конкретно-научные (частные) методы научного познания представляют собой специфические методы конкретных наук

 

Методы журналистики делятся на методы изучения ситуации и методы изложения.

Методы изучения ситуации – это система приемов познавательной деятельности, применяя которые журналист приходит к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями.

Методы изложения – это система приемов представления аудитории полученного в ходе познания материала.

Дадим краткую характеристику каждой из этих групп методов. К методам изучения ситуации относятся: наблюдение, эксперимент, проработка письменных источников, опрос (интервью). Предлагаются также нетрадиционные методы, такие как прогнозирование и биографический метод.

По сути журналистское образование означает овладение профессиональными методами сбора социальной информации и умение ее излагать в соответствии с нормами, принятыми в журналистике.

Метод наблюдения – самый оперативный в журналистике, и потому один из самых любимых. Он позволяет отражать действительность в момент ее развития. С помощью метода наблюдения журналист может познать в окружающем мире не только внешнюю сторону событий, наблюдать можно и проявление чувств, эмоций, а логическое обдумывание придает увиденному особую ценность.

Наблюдение в журналистике синтетично, оно вбирает и житейские восприятия и планомерную работу. Кроме того, наблюдение в журналистике в отличие от наблюдения в быту – избирательно. Журналист наблюдает в соответствии с определенной установкой, зависящей от редакционного задания.

Одной из особенностей наблюдения, затрудняющей подчас работу журналиста, является его «разовость». Событие произошло и никто не повторит его «на бис» для журналиста, даже если он не успел что-то зафиксировать в своем блокноте. Поэтому способность к внимательному и избирательному наблюдению необходимо тренировать. Во всех случаях, когда это возможно, длительное наблюдение предпочтительнее, чем спонтанное, одноразовое, оно наиболее близко к системному научному наблюдению.

Эксперимент в журналистике направлен к тому, чтобы отчетливее, нагляднее обнаружить социальный смысл явления, сократить путь к достижению истины, использовать результаты эксперимента как веские доводы в пользу выдвинутой журналистом идеи. Например, известны журналистские эксперименты по проверке качества обслуживания и вообще услуг, которые предлагаются населению. Журналист звонит в несколько организаций, предоставляющих услуги определенного рода (чудесное исцеление от всех болезней или гарантированное трудоустройство на высокооплачиваемую работу и др.) и пытается личным примером проверить качество этих услуг и, если нужно, разоблачить мошенников. На телевидении есть возможность наглядно увидеть эксперимент не только с участием людей, но и с предметами. Так, в передаче «Человек и закон» был показан эксперимент с ультразвуковой стиральной машиной «Ретона», реклама которой не сходила с экранов. Снят он был, кстати, тоже по принципу рекламных роликов. На наших глазах одну футболку постирали в обычном порошке (и пятна исчезли), а другую при помощи «Ретоны» (и пятна остались).

Проработка письменных источников (работа с документами): использование документов в журналистском тексте придает ему большую доказательность, вызывает большее доверие к выводам журналиста. При проведении журналистского расследования они оказываются просто незаменимым доказательством, помогающим отстоять позицию журналиста не только на страницах прессы, но и, если нужно, даже в суде. Методы анализа документов делятся на две большие группы: традиционные и формализованные. Традиционные методы в свою очередь – на общие (понимание, осмысление, интуиция) и специальные методы (источниковедческий, психологический, юридический анализ). К формализованным методам анализа документов относится прежде всего контент – анализ текста документа.

Беседа (опрос) может проходить как в устной очной (интервьюирование), так и в письменной заочной форме (анкетирование). Хотя чаще в журналистике, конечно, встречается интервьюирование. В зависимости от числа участвующих в опросе лиц опрос может быть индивидуальным и групповым. Исследователи выделяют также персональный (экспертный) опрос, когда мнение отвечающего на вопросы является наиболее ценным, он является ведущим специалистом в области, интересующей журналиста.

Более подробно о методах изучения ситуации поговорим далее, а сейчас кратко остановимся на методах изложения. Они, в свою очередь, делятся на две группы в соответствии с тем, что именно излагается журналистом – факты или мнения: методы изложения фактов и методы изложения культурологических и идеологических средств.

Типизация – подведение некоего единичного явления под определенный класс явлений. Например: Вовочка Иванов поступал как все двоечники: прогуливал школу и не учил уроки.

Характеристика представляет собой выводы журналиста относительно сущности того или иного человека или явления. При использовании в тексте характеристики необходимо обращать внимание на ее целесообразность (добавляет ли она какие-то новые штрихи к портрету героя или анализу ситуации), точность выводов относительно характеризуемого явления и аргументированность этих выводов.

Например: Вовочка Иванов был крайне любознателен и имел непоседливый нрав.

Рассуждение как метод в отличие от характеристики предъявляет и процесс мыслительной деятельности журналиста. Например: Вовочка Иванов был неоднократно замечен при наблюдении за жизнью окрестных котов, отсюда можно сделать вывод о его любознательной натуре.

Предметом для рассуждения могут быть поиск причин и следствий события или поведения человека, соотношение старого и нового в явлениях, сопоставление особенного, индивидуального и типичного, части и целого, известного и неизвестного.

Основные правила рассуждения:

-целенаправленность (понимать, для чего в тексте необходимо рассуждение);

-логика (рассуждение должно быть выстроено логически безупречно, продумана система аргументации);

-новизна поворотов мысли, небанальность рассуждения и выводов; убедительность;

-афористичность, краткость вывода.

Объяснение предполагает движение мысли обратное рассуждению, т.е. от вывода к его аргументации. Например: Я считал Вовочку Иванова натурой любознательной, потому что он часто наблюдал жизнь окрестных котов.

Констатация – простое называние факта. Например: Вовочка Иванов – ученик средней школы № 123 г. Омска.

Применение этого метода также регламентируется определенными правилами: точность, четкость и полнота наименования того, что констатируется, а также определенность и точность пространственно временных границ происходящего.

Описание (репортажное, реконструктивное) – воспроизведение реалий действительности в предметно-чувственных проявлениях через отбор характерных слышимых и видимых деталей. Нередко включает в себя выраженную лексическими средствами оценку отображаемого. Но в отличие от характеристики это чаще всего оценка внешних сторон предмета, человека или явления. Репортажное описание – описание того, что журналист слышал и видел сам, находясь на месте события, а реконструктивное описание предполагает реконструкцию происходящего со слов очевидцев.

Например: Вовочка Иванов очень любил надевать ярко-оранжевую куртку с красными полосами через всю грудь.

О чем необходимо помнить, вставляя в журналистский материал длинные, красочные описания? Перечислим ориентиры для эффективного журналистского описания:

-отбор деталей для воспроизведения должен направляться «сверхзадачей» материала;

-необходимо чувство меры, нужно отбирать для описания только самое важное;

-необходимо обозначать в информации приметы авторского присутствия или присутствия источника;

-для реконструктивного описания: специально установить границы реальности и проверить действительность отобранных деталей.

Повествование (репортажное, реконструктивное) – последовательное воспроизведение основных моментов происходящего. Например: Однажды Вовочка Иванов пошел в школу. Увидев черного кота, который переходил ему дорогу, Вова засвистел, что было силы.

Далее остановимся на методах изложения культурологических и идеологических средств

Цитирование – изложение мысли источника посредством прямой речи.

«ИНЭКА успешно прошела аттестацию и аккредитацию» – сказал на последнем заседании Ученого совета ректор.

Изложение – передача мыслей источника посредством косвенной речи.

Ректор ИНЭКА сообщил на последнем заседании Ученого совета, что наш вуз успешно прошел аттестацию и аккредитацию

Переосмысление – сообщение о том, что мысль автора входит в противоречие с мыслью источника сообщения.

Несмотря на то, что ректор сообщил об аттестации и аккредитации, у нас есть повод в этом сомневаться.

Апеллирование – ссылка на источник информации.

По сообщению информационного агентства «ПаРи-информ», ИНЭКА успешно прошел аттестацию и аккредитацию.

Словесная инкрустация – введение отдельных лексических единиц в виде вкраплений «инкрустирования» в текст. Наиболее часто словесная инкрустация используется в том случае, если источник сообщения понятен уже по цитате, нет необходимости приводить в тексте его фамилию и должность.

Например: Работа Госдумы в этом году была названа этим депутатом «однозначно» малопродуктивной.

К частным методам относятся экономический, культурологический, этический, искусствоведческий анализ, зависящие от специализации журналиста или от отдельных материалов на конкретные темы. В журналистике частные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию иным путем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: