В заключение следует сделать пять выводов

Во-первых, идея обретения силы и власти через привлекательность не нова, однако впервые эта идея на уровне полноценной политологической концепции была четко осмыслена и сформулирована только в 1990 году. Авторство концепции «мягкой силы» принадлежит американскому ученому и политику Дж. Наю-младшему. Именно Най предложил делить ресурсы государства на те, в основе которых лежит принуждение и/или подкуп («жесткая сила»), и те, которые опираются на убеждение («мягкая сила»).

Во-вторых, «мягкая сила» – это возможность достигать целей на внешнеполитической арене путем убеждения и привлечения симпатий других акторов, способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, путем притягательности, а не с помощью подачек или принуждения. Это особая форма силового взаимодействия, отличительной чертой которой становится направленность на достижение долгосрочных стратегических целей путем косвенного, неявного воздействия на объект. «Мягкая сила» – сила привлекательности высокой культуры, образования, талантливой дипломатии, логической убедительности аргументов в ходе переговоров, научно-технических достижений, спортивных успехов и т.д. В основе же «жесткой силы» лежит, в первую очередь, военная сила и экономическая мощь.

В-третьих, основой и «жесткой силы», и «мягкой силой» субъекта международных отношений выступает способность достичь поставленной цели путем воздействия на поведение других акторов. Разница между ними заключается в инструментах: «жесткая сила» использует «палку» и «морковку», а «мягкая сила» – соблазн. «Жесткая сила» важна, порой критически, но без «мягкой силы» невозможно добиться реальных результатов на международной арене для любой суверенной державы.

В-четвертых, практику применения «мягкой силы» в зависимости от ее целеполагания, содержания и направленности применяемых технологий целесообразно разделить на два вида. Позитивная «мягкая сила» нацелена на социо-культурное и гуманитарное взаимодействие и сотрудничество. Реализация же механизмов и технологий «мягкой силы» деструктивного характера ведет к подрыву духовных, культурных, социально-экономических и политических основ государства. Такая «мягкая сила» направлена на разрушение реального суверенитета государства–объекта воздействия.

Наконец, ключевым инструментом реализации стратегии «мягкой силы» государства является публичная дипломатия, в задачи которой входит оказание влияния на общественное мнение зарубежных стран посредством различных каналов коммуникации и путем популяризации отечественных продуктов высокой и массовой культуры, включая искусство, литературу, спорт, музыку, кино- и телеиндустрию, туризм, высокую моду, национальную кухню и даже молодежные субкультуры. Публичная дипломатия – это комплекс внешнеполитических мер, направленных на изучение, информирование и формирование позитивного зарубежного общественного мнения в отношении страны субъекта-воздействия.

На современном этапе «мягкая сила» становится одним из ключевых факторов влияния государств на международной арене. Как справедливо заметил экс-глава Россотрудничества, а ныне председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачев, «XXI век – эпоха инструментария «мягкой силы», и в выигрыше будет тот, кто им овладел раньше и лучше других». Особую актуальность использование ресурсов «мягкой силы» приобретает на фоне изобретения новых способов, методов и технологий информационно-психологического воздействия на международное сообщество, мировые элиты, национальные правительства и целые общества. «Мягкая сила» уже оказала существенное влияние на развитие международных процессов и ход мировой истории, особенно в последние четверть века. Она сыграла важнейшую роль в крушении СССР, а затем породила концепции «демократических интервенций», «ответственности по защите» и «человеческой безопасности», стала ядром сценария «цветных революций» и «арабской весны». Целый ряд государств активно использует «мягкую силу» в интересах собственной внешней политики и транслирования своих ценностей другим акторам международных отношений, усиливая свои геополитические позиции на международной арене. «Мягкая сила» может быть действительно эффективной только в руках сильного государства. Любой державе, претендующей на определенный статус в международных делах, необходимо обладать стратегией «мягкой силы», постоянно совершенствовать систему применения «мягкой силы», искать оптимальные формы деятельности на этом направлении, учитывающие как международный опыт, так и национальную специфику.


[1] https://www.project-syndicate.org/commentary/china-soft-and-sharp-power-by-joseph-s--nye-2018-01?a_la=english&a_d=5a4df74d78b6c708a41fae77&a_m=&a_a=click&a_s=&a_p=%2Farchive&a_li=china-soft-and-sharp-power-by-joseph-s--nye-2018-01&a_pa=&a_ps=&barrier=accesspaylog.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: