Лекция. Культура общения с лицами пожилого возраста
1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста
2. Общие социально – психологические закономерности профессионального общения
3. Наиболее распространенные ситуации профессионального общения сотрудника социальной службы
4. Культура общения с лицами пожилого возраста
Понятие, структура, виды профессионального общения юриста
Процедура процессуально регламентированного общения, его формализованный, своего рода ритуальный характер применительно к различным коммуникативным ситуациям, обязательные условия, при которых такое профессиональное общение может осуществляться, никем не могут быть нарушены.
Эти процедуры детально описаны в законе, начиная с оснований, без которых не может состояться сам акт общения, и, кончая процессуальными формальностями, завершающими диалог сторон с его особым порядком протоколирования, которое отражает не только содержание, но и весь ход общения, соблюдение сопутствующих ему различных формальностей процессуального характера, игнорирование которых может послужить основанием для признания недействительными результатов, полученных в ходе общения, и даже повлечь правовые санкции к тем, кто нарушил предусмотренный порядок общения, произвольно упростил его и т.п.
|
|
В психологии в структуре общения выделяются три его непременные составные части:
Коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;
Перцептивная сторона, то есть процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними взаимопонимания;
Интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнёров общения
Общие социально – психологические закономерности профессионального общения
Знание и учёт закономерностей, свободное владение навыками общения составляет профессионально важное качество личности работника социальной службы.
Таблица 18. Психологическая характеристика речи.
Лица с завышенной самооценкой более склонны к конфликтным отношениям, особенно в тех случаях, когда они оценивают складывающуюся ситуацию как посягающую на сформированную Я-концепцию. Поэтому в целях предотвращения конфликтных отношений необходимо прогнозировать поведение партнёра по общению, не допуская подмены ролевого взаимодействия статусным. Иногда борьба (особенно на первых порах общения) за лидерство различными, в том числе и невербальными, средствами коммуникации (поза, манера говорить, жестикуляция) может способствовать взаимному отчуждению сторон, исключающему всякую возможность установления психологического контакта.
|
|
Оценка уровня конфликтности личности
При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его. Например: 1-а, 2-6, 3-в и т. д.
1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воле других:
а) нет; б) когда как; в) да?
2. Есть ли в Вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а, возможно, и ненавидят:
а) да; б)ответить затрудняюсь; в)нет?
3. Кто вы в большей степени:
а) конформист; б) принципиальный; в) предприимчивый?
4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями:
а) часто; б) периодически; в) редко?
5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив:
а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности; б) изучал бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами; в) чаще бы советовался с людьми?
6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно:
а) пессимизм; б) плохое настроение; в) обида па самого себя?
7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива:
а) да; б) скорее всего, да; в) нет?
8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать:
а) да; б) скорее всего, да; в) нет?
9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:
а) раздражительность; б) обидчивость; в) нетерпимость критики других?
10. Кто вы в большей степени:
а) независимый; б) лидер; в) генератор идей?
11. Каким человеком считают вас ваши друзья:
а) экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчивым?
12.Против чего вам чаще всего приходится бороться: а) несправедливости; б) бюрократизма; в) эгоизма?
13.Что для вас наиболее характерно:
а) недооцениваю свои способности; б) оцениваю свои способности достаточно объективно; в) переоцениваю свои способности?
14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего:
а) излишняя инициатива; б) излишняя критичность; в) излишняя
прямолинейность?
Под коммуникативной стороной общения понимается собственно сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вербальная коммуникация предполагает использование речи с её богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом.
В речи выражаются социально-психологические особенности человека, особенности его мышления, направленность, отношение к объективной реальности, в том числе и к использованию самого языка.
Речь всегда мотивирована. За любыми высказываниями стоят, как правило, определённые мотивы. Выявление этих мотивов по тем фразам, которые произносятся, часто помогает во многом понять мысли, поступки и поведения людей.
Как отмечал А.Р. Лурия, наиболее простой формой устной речи является аффективная речь, состоящая из отдельных восклицаний, привычных речевых штампов. Побудительным моментом такой речи является аффективное напряжение говорящего. В ней зачастую отсутствует чёткий замысел, осознанный мотив. Поэтому, анализируя подобные аффективно окрашенные высказывания, можно в какой-то мере судить о психическом состоянии лица. О возрастании у него состояния тревоги, враждебного отношения к тому, с кем он говорит, о его отношении к предмету разговора в целом. Юристам постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц.
Допрашиваемый, будучи в состоянии эмоциональной напряжённости, реагирует на реплики следователя, часто не дослушав их до конца, не вникнув порой глубоко в смысл сказанной фразы. Внимательно относясь к речи допрашиваемого, следователь имеет возможность всесторонне изучить его. В речи проявляются: направленность личности человека, его потребности, интересы, убеждения, интеллект, волевые качества.
|
|
Особенности речевого поведения работника социальной службы. Эти особенности непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом.
Поэтому речь сотрудника социальной службы должны отличать:
· Грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой критерии граждан;
· Последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;
· Соответствие нравственно–эстетическим правилам и нормам поведения;
· Экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия – от подчёркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально–выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;
· Вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.
Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации. К ним, в частности, относятся: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон, различные средства вокализации речи (качество голоса, его диапазон, тональность), темп речи, паузы, смех, покашливание и т.п.
Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнёрами, существенно дополняющий вербальную коммуникацию, помогающий раскрытию ими своего «Я». Установлено, что с помощью взгляда производится своеобразный информационный поиск, привлечение внимания собеседника, демонстрация своего отношения к нему, своей заинтересованности в общении. Напротив, свёртывание визуальных контактов, нежелание кого-либо из участников диалога «общаться глазами» косвенно может свидетельствовать о неприятии им своего партнёра, стремление побыстрее завершить встречу.
|
|
Важную роль среди средств невербальной коммуникации играют жесты, жестикуляция, усиливающие, а иногда и подменяющие собой отдельные слова и фразы. Среди различных жестов, сопровождающих речь, особое смысловое значение приобретают акцентирующие, указательные, описывающие, замещающие жесты.
Существенную роль в системе средств невербального общения играют: позы участников диалога (как они стоят, сидят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга. Например, небольшой наклон корпуса во время диалога в сторону собеседника, лёгкие кивки головой свидетельствуют о внимании, заинтересованности в поддержании разговора, располагают к беседе. В таких случаях участник разговора всем своим внешним видом как бы показывает: «я весь внимание». Напротив, весьма неловко чувствует себя человек в разговоре с тем, кто, сидя за столом, небрежно (важно) откинулся назад, невольно демонстрируя этим несколько отстранено – высокомерное, а, следовательно, неуважительное отношение к партнёру, свою низкую культуру поведения. Полезно помнить: если хотите, чтобы с вами было легко общаться другим, ведите себя естественно, непринуждённо, не допуская манерности, самолюбия. Относитесь к участнику диалога так же, как хотели бы, чтобы относились к вам.
Планируя предстоящую встречу, не следует забывать, что вокруг общающихся людей образуются своеобразные пространственные зоны, очерчиваются некие невидимые границы, которые следует соблюдать в зависимости от одной или иной коммуникативной ситуации, отношений сторон, социального статуса партнёров и т.п.
Считается, что интимную зону составляет пространство вокруг субъекта радиусов примерно 45 см. В это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие.
Личную или персональную зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. Обычно оно используется во время общения в официальной или в неофициальной обстановке со знакомыми людьми.
Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона радиусом от 120 до 400 см. Она чаще всего соблюдается при общении с людьми, которыми мы мало знаем, во время деловой встречи, в официальной обстановке, при приёме посетителей.