Общие социально – психологические закономерности профессионального общения

Лекция. Культура общения с лицами пожилого возраста

 

1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста

2. Общие социально – психологические закономерности профессионального общения

3. Наиболее распространенные ситуации профессионального общения сотрудника социальной службы

4. Культура общения с лицами пожилого возраста

Понятие, структура, виды профессионального общения юриста

Процедура процессуально регламентированного общения, его формализованный, своего рода ритуальный характер применительно к различным коммуникативным ситуациям, обязательные условия, при которых такое профессиональное общение может осуществляться, никем не могут быть нарушены.

Эти процедуры детально описаны в законе, начиная с оснований, без которых не может состояться сам акт общения, и, кончая процессуальными формальностями, завершающими диалог сторон с его особым порядком протоколирования, которое отражает не только содержание, но и весь ход общения, соблюдение сопутствующих ему различных формальностей процессуального характера, игнорирование которых может послужить основанием для признания недействительными результатов, полученных в ходе общения, и даже повлечь правовые санкции к тем, кто нарушил предусмотренный порядок общения, произвольно упростил его и т.п.

В психологии в структуре общения выделяются три его непременные составные части:

Коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;

Перцептивная сторона, то есть процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними взаимопонимания;

Интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнёров общения

 

Общие социально – психологические закономерности профессионального общения

 

Знание и учёт закономерностей, свободное владение навыками общения составляет профессионально важное качество личности работника социальной службы.

Таблица 18. Психологическая характеристика речи.

 

Лица с завышенной самооценкой более склонны к конфликтным отношениям, особенно в тех случаях, когда они оценивают складывающуюся ситуацию как посягающую на сформированную Я-концепцию. Поэтому в целях предотвращения конфликтных отношений необходимо прогнозировать поведение партнёра по общению, не допуская подмены ролевого взаимодействия статусным. Иногда борьба (особенно на первых порах общения) за лидерство различными, в том числе и невербальными, средствами коммуникации (поза, манера говорить, жестикуляция) может способствовать взаимному отчуждению сторон, исключающему всякую возможность установления психологического контакта.

Оценка уровня конфликтности личности

 

При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов отве­та выберите один и запишите его. Например: 1-а, 2-6, 3-в и т. д.

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воле других:

а) нет; б) когда как; в) да?

2. Есть ли в Вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а, возможно, и ненавидят:

а) да; б)ответить затрудняюсь; в)нет?

3. Кто вы в большей степени:

а) конформист; б) принципиальный; в) предприимчивый?

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями:

а) часто; б) периодически; в) редко?

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив:

а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убе­дил бы коллектив в ее целесообразности; б) изучал бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами; в) чаще бы советовался с людьми?

6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно:
    а) пессимизм; б) плохое настроение; в) обида па самого себя?

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива:

а) да; б) скорее всего, да; в) нет?

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать:

а) да; б) скорее всего, да; в) нет?

9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:

а) раздражительность; б) обидчивость; в) нетерпимость критики других?

10. Кто вы в большей степени:

а) независимый; б) лидер; в) генератор идей?

11. Каким человеком считают вас ваши друзья:

а) экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчивым?

12.Против чего вам чаще всего приходится бороться: а) несправедливости; б) бюрократизма; в) эгоизма?

13.Что для вас наиболее характерно:

а) недооцениваю свои способности; б) оцениваю свои способности достаточно объективно; в) переоцениваю свои способности?

14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего:
а) излишняя инициатива; б) излишняя критичность; в) излишняя

прямолинейность?

 

Под коммуникативной стороной общения понимается собственно сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с её богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом.

В речи выражаются социально-психологические особенности человека, особенности его мышления, направленность, отношение к объективной реальности, в том числе и к использованию самого языка.

Речь всегда мотивирована. За любыми высказываниями стоят, как правило, определённые мотивы. Выявление этих мотивов по тем фразам, которые произносятся, часто помогает во многом понять мысли, поступки и поведения людей.

Как отмечал А.Р. Лурия, наиболее простой формой устной речи является аффективная речь, состоящая из отдельных восклицаний, привычных речевых штампов. Побудительным моментом такой речи является аффективное напряжение говорящего. В ней зачастую отсутствует чёткий замысел, осознанный мотив. Поэтому, анализируя подобные аффективно окрашенные высказывания, можно в какой-то мере судить о психическом состоянии лица. О возрастании у него состояния тревоги, враждебного отношения к тому, с кем он говорит, о его отношении к предмету разговора в целом. Юристам постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц.

Допрашиваемый, будучи в состоянии эмоциональной напряжённости, реагирует на реплики следователя, часто не дослушав их до конца, не вникнув порой глубоко в смысл сказанной фразы. Внимательно относясь к речи допрашиваемого, следователь имеет возможность всесторонне изучить его. В речи проявляются: направленность личности человека, его потребности, интересы, убеждения, интеллект, волевые качества.

Особенности речевого поведения работника социальной службы. Эти особенности непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом.

Поэтому речь сотрудника социальной службы должны отличать:

· Грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой критерии граждан;

· Последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

· Соответствие нравственно–эстетическим правилам и нормам поведения;

· Экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия – от подчёркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально–выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;

· Вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации. К ним, в частности, относятся: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон, различные средства вокализации речи (качество голоса, его диапазон, тональность), темп речи, паузы, смех, покашливание и т.п.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнёрами, существенно дополняющий вербальную коммуникацию, помогающий раскрытию ими своего «Я». Установлено, что с помощью взгляда производится своеобразный информационный поиск, привлечение внимания собеседника, демонстрация своего отношения к нему, своей заинтересованности в общении. Напротив, свёртывание визуальных контактов, нежелание кого-либо из участников диалога «общаться глазами» косвенно может свидетельствовать о неприятии им своего партнёра, стремление побыстрее завершить встречу.

Важную роль среди средств невербальной коммуникации играют жесты, жестикуляция, усиливающие, а иногда и подменяющие собой отдельные слова и фразы. Среди различных жестов, сопровождающих речь, особое смысловое значение приобретают акцентирующие, указательные, описывающие, замещающие жесты.

Существенную роль в системе средств невербального общения играют: позы участников диалога (как они стоят, сидят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга. Например, небольшой наклон корпуса во время диалога в сторону собеседника, лёгкие кивки головой свидетельствуют о внимании, заинтересованности в поддержании разговора, располагают к беседе. В таких случаях участник разговора всем своим внешним видом как бы показывает: «я весь внимание». Напротив, весьма неловко чувствует себя человек в разговоре с тем, кто, сидя за столом, небрежно (важно) откинулся назад, невольно демонстрируя этим несколько отстранено – высокомерное, а, следовательно, неуважительное отношение к партнёру, свою низкую культуру поведения. Полезно помнить: если хотите, чтобы с вами было легко общаться другим, ведите себя естественно, непринуждённо, не допуская манерности, самолюбия. Относитесь к участнику диалога так же, как хотели бы, чтобы относились к вам.

Планируя предстоящую встречу, не следует забывать, что вокруг общающихся людей образуются своеобразные пространственные зоны, очерчиваются некие невидимые границы, которые следует соблюдать в зависимости от одной или иной коммуникативной ситуации, отношений сторон, социального статуса партнёров и т.п.

Считается, что интимную зону составляет пространство вокруг субъекта радиусов примерно 45 см. В это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие.



Личную или персональную зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. Обычно оно используется во время общения в официальной или в неофициальной обстановке со знакомыми людьми.

Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона радиусом от 120 до 400 см. Она чаще всего соблюдается при общении с людьми, которыми мы мало знаем, во время деловой встречи, в официальной обстановке, при приёме посетителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: