Операции присвоения устанавливают значение. В операциях присвоения участвуют два операнда, причем левый операнд может представлять только модифицируемое именованное выражение, например, переменную
Как и во многих других языках программирования, в C# имеется базовая операция присваивания =, которая присвоивает значение правого операнда левому операнду:
1 | int number = 23; |
Здесь переменной number присваивается число 23. Переменная number представляет левый операнд, которому присваивается значение правого операнда, то есть числа 23.
Также можно выполнять множественно присвоение сразу нескольких переменным одновременно:
1 2 | int a, b, c; a = b = c = 34; |
Стоит отметить, что операции присвоения имеют низкий приоритет. И вначале будет вычисляться значение правого операнда и только потом будет идти присвоение этого значения левому операнду. Например:
1 2 | int a, b, c; a = b = c = 34 * 2 / 4; // 17 |
Сначала будет вычисляться выражение 34 * 2 / 4, затем полученное значение будет присвоено переменным.
Кроме базовой операции присвоения в C# есть еще ряд операций:
+=: присваивание после сложения. Присваивает левому операнду сумму левого и правого операндов: выражение A += Bравнозначно выражению A = A + B
-=: присваивание после вычитания. Присваивает левому операнду разность левого и правого операндов: A -= B эквивалентно A = A - B
*=: присваивание после умножения. Присваивает левому операнду произведение левого и правого операндов: A *= Bэквивалентно A = A * B
/=: присваивание после деления. Присваивает левому операнду частное левого и правого операндов: A /= B эквивалентно A = A / B
%=: присваивание после деления по модулю. Присваивает левому операнду остаток от целочисленного деления левого операнда на правый: A %= B эквивалентно A = A % B
&=: присваивание после поразрядной конъюнкции. Присваивает левому операнду результат поразрядной конъюнкции его битового представления с битовым представлением правого операнда: A &= B эквивалентно A = A & B
|=: присваивание после поразрядной дизъюнкции. Присваивает левому операнду результат поразрядной дизъюнкции его битового представления с битовым представлением правого операнда: A |= B эквивалентно A = A | B
^=: присваивание после операции исключающего ИЛИ. Присваивает левому операнду результат операции исключающего ИЛИ его битового представления с битовым представлением правого операнда: A ^= B эквивалентно A = A ^ B
<<=: присваивание после сдвига разрядов влево. Присваивает левому операнду результат сдвига его битового представления влево на определенное количество разрядов, равное значению правого операнда: A <<= B эквивалентно A = A << B
>>=: присваивание после сдвига разрядов вправо. Присваивает левому операнду результат сдвига его битового представления вправо на определенное количество разрядов, равное значению правого операнда: A >>= B эквивалентно A = A >> B
Применение операций присвоения:
1 2 3 4 5 6 7 | int a = 10; a += 10; // 20 a -= 4; // 16 a *= 2; // 32 a /= 8; // 4 a <<= 4; // 64 a >>= 2; // 16 |
Лекция 5. Преобразования базовых типов данных
При рассмотрении типов данных указывалось, какие значения может иметь тот или иной тип и сколько байт памяти он может занимать. В прошлой теме были расмотрены арифметические операции. Теперь применим операцию сложения к данным разных типов:
1 2 | byte a = 4; int b = a + 70; |
Результатом операции вполне справедливо является число 74, как и ожидается.
Но теперь попробуем применить сложение к двум объектам типа byte:
1 2 | byte a = 4; byte b = a + 70; // ошибка |
Здесь поменялся только тип переменной, которая получает результат сложения - с int на byte. Однако при попытке скомпилировать программу мы получим ошибку на этапе компиляции. И если мы работаем в Visual Studio, среда подчеркнет вторую строку красной волнистой линией, указывая, что в ней ошибка.
При операциях мы должны учитывать диапазон значений, которые может хранить тот или иной тип. Но в данном случае число 74, которое мы ожидаем получить, вполне укладывается в диапазон значений типа byte, тем не менее мы получаем ошибку.
Дело в том, что операция сложения (да и вычитания) возвращает значение типа int, если в операции участвуют целочисленные типы данных с разрядностью меньше или равно int (то есть типы byte, short, int). Поэтому результатом операции a + 70 будет объект, который имеет длину в памяти 4 байта. Затем этот объект мы пытаемся присвоить переменной b, которая имеет тип byte и в памяти занимает 1 байт.
И чтобы выйти из этой ситуации, необходимо применить операцию преобразования типов:
1 2 | byte a = 4; byte b = (byte)(a + 70); |
Операция преобразования типов предполагает указание в скобках того типа, к которому надо преобразовать значение.
Сужающие и расширяющие преобразования
Преобразования могут сужающие (narrowing) и расширяющие (widening). Расширяющие преобразования расширяют размер объекта в памяти. Так, вернемся к первому листингу:
1 2 | byte a = 4; int b = a + 70; |
В операции сложения в данном случае участвуют два операнда типа int. Но один из операндов - переменная a представляет тип byte. Поэтому компилятор будет расширять переданное значение типа byte до типа int, то есть в памяти это значение получит 4 байта, а не 1.
Сужающие преобразования, наоборот, сужают значение до типа меньшей разядности. Во втором листинге статьи мы как раз имели дело с сужающими преобразованиями:
1 2 | byte a = 4; byte b = (byte)(a + 70); |
Полученное в результате операции значение типа int сужается до объекта типа byte и в памяти чместо 4 байт получает только 1. Несмотря на то, что сумма (число 10) укладывается в диапазон типа byte, Visual Studio все равно отобразит ошибку.