Задание 1. Найдите однородные члены предложения, укажите, какую синтаксическую функцию они выполняют в предложении

1. Быстрой вереницей проходят кудреватые батюшки, чернобородые церковные старосты, короткие задыхающиеся генералы и девочки в белых платьицах (Бабель). 2. На добротный и широкоплечий американский сундук с металлическими скобами и ручками в торцах девочки побросали потертые ледяными горками шубы, скукоженные варежки, скрученные шарфы… (Улицкая). 3. В одном месте на прогалину выбежал белый ушкан (заяц), сел на задние лапки, повел длинными ушами с черными отметинами на концах и стал умываться, делая Макару самые дерзкие рожи (Короленко). 4. В доме, в саду, в людской кухне ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию (Чехов). 5. В нем (голосе) была и неподдельная глубокая страсть, и молодость. И сила, и сладость и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь (Тургенев).

 

Задание 2. Найдите в предложениях обособленные определения, охарактеризуйте способ их выражения.

1. Туманный, не в своей тарелке, он правильно, как автомат, вздымал, как залпы перестрелки, злорадство ледяных громад (Пастернак). 2. Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, с неистовой злобой стучит в окна и в кровли (Чехов). 3. Необыкновенно тощий, он страшно много ел (Фадеев). 4. Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке (Чехов). 5. Ты б слушала и молодела, большая, смелая, своя, о человеке у предела, которому не век судья (Пастернак). 6. Один, довольно плотный и высокого роста, в темно-зеленом опрятном кафтане и пуховом картузе, удил рыбу; другой – худенький и маленький, в мухояровом, заплатанном сюртучке и без шапки – держал на коленях горшок с червями (Тургенев).

 

Задание 3. Найдите вводные и вставочные конструкции.

1. За дверями хранилось богатство Попковых, собираемое (грабленное, должно быть) веками и развеянное теперь по базарам, по отделам утилизации и комунхоза (Пильняк). 2. Он стал, наконец, отпрашиваться домой, но таким ленивым и вялым голосом, как будто бы, по русскому выражению, натягивал клещами на лошадь хомут (Гоголь). 3.По его убеждениям, самая лучшая жизнь была деревенская (Л. Толстой). 4. Конечно, мудрена женская половина человеческого рода, но, почтенные писатели, надо признаться, бывают еще мудрее (Гоголь). 5. Я, наверное, не прав, я ошибся, я ослеп, я лишился ума (Пастернак). 6. Однажды – дело было утром, часу в двенадцатом – не успел я выйти в переднюю…, как незнакомый звонкий голос раздался в зале (Тургенев). 7. В одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом (Пушкин). 8. Григорий Александрович, я уже это говорил, страстно любил охоту (Лермонтов). 9. Кстати сказать, этот тон и эти выражения до крайности ненавистны солдатам (Казакевич). 10. Печальное нам смешно, смешное – грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя (Лермонтов).

 

Задание 4. Выделите обращения, укажите их морфологическое выражение. Выделите конструкции, омонимичные обращению.

1. Раззудись, плечо. Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня! (Кольцов). 2. Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя… (Пушкин). 3. Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга. Человек! Надо уважать человека (Горький). 4. Москва, Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). 5. Песни, песни, о чем Вы кричите? (Есенин). 6. Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать? (Лермонтов). 7. Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (Пушкин). 8. Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям (Паустовский). 9. Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных (Есенин). 10. «Прощай! – вдруг воскликнула она звенящим голосом. – Прощай, мое счастье, мое недолгое счастье!» (Куприн).

 

Задание 5. Выделите в предложениях, извлечённых из текстов различных авторов, осложняющие конструкции. Охарактеризуйте их.

1. Дом стоял одиноко. Дальше, как говорили местные жители, до самой границы тянулись одни только леса и алтайские горы. 2. Вопреки обыкновению, Гарта радовало, что не он один ждет ветра, а ждет вместе с ним весь город. 3. Как человек мастеровой, Филипп Петрович обратил внимание только на то, что деревянный крашеный пол сбит не из продольных половиц, а из широких, плотных, коротких досок. 4. Вот мы свернули налево и кое-как, после многих хлопот, добрались до скудного приюта, состоявшего из двух саклей.

Вариант № 4

Задание 1. Выделите определенно-личные предложения.

1. Сами заварили кашу, сами и расхлебывайте (Абрамов). 2. Отчего мне грустно… сам не пойму… Убеждаю, браню, смеюсь… подпеваю своей музыке, но саднит мою душу, как-то особенно саднит (Чехов). 3. «Садитесь, садитесь – подгоняет ученый, нетерпеливо потирая руки, – Несносный Вы человек… Знаете, что работа срочная, и так опаздываете. Поневоле браниться станешь. Ну, пишите. На чем мы остановились?» (Чехов). 4. Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши, и тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши (Некрасов). 5. Стою один среди равнины голой (Есенин). 6. Я люблю до прилета зябликов, когда еще не трогался снег в лесу, ходить на кряж и чего-то ждать (Пришвин).

 

Задание 2. Выделите неопределенно-личные предложения.

1. В три часа утра, когда еще было совершенно темно, с меня сдернули обогретый тулуп, и багровый огонь свечки неприятно поразил мои заспанные глаза (Л. Толстой). 2. За стол садились не по старшинству и не по богатству. Подкладка тяжелого кошелька сшита из слез (Бабель). 3. О вас так много говорят здесь. Зачем вы пришли сюда? Расскажите мне, как Вам жилось? (Горький). 4. Наконец, к барышне привезли лекаря. Лекарь дал много пилюль. Боясь, что её отравят, барышня заставила перепробовать эти пилюли и капли Наташку – и та без отказа перепробовала их все подряд (Бунин).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: