1. Жил-был когда-то мальчик. Он жил в самой несправедливой стране на свете. Ею правили существа, которых по всем человеческим меркам следовало признать выродками. Чего, однако, не произошло.
И был город. Самый красивый город на свете. С огромной серой рекой, повисшей над своим глубоким дном, как огромное серое небо – над ней самой. Вдоль реки стояли великолепные дворцы с такими изысканно-прекрасными фасадами, что если мальчик стоял на правом берегу, левый выглядел как отпечаток гигантского моллюска, именуемого цивилизацией. Которая перестала существовать (Бродский).
2. Эти тени смущают меня постоянно, смущают они меня и сегодня. Во всяком случае, они не поощряют меня к красноречию. В лучшие свои минуты я кажусь себе как бы их суммой – но всегда меньшей, чем любая из них в отдельности. Ибо быть лучше них на бумаге невозможно: невозможно быть лучше них и в жизни, и это именно их жизни, сколь бы трагичны и горьки они ни были, заставляют меня часто – видимо, чаще, чем следовало бы – сожалеть о движении времени (Бродский).
|
|
Задание 3. Определите, какие типы текста (описание, повествование, инструктаж, рассуждение, объяснение) представлены в нижеследующих фрагментах, аргументируйте свой выбор. Выделите фрагменты, в которых совмещаются несколько видов текста.
I. Мандельштам читал у Анны Андреевны «Разговор о Данте» <…>. Его бытовые жесты поразительно непрактичны. В странной вежливости его поклонов под прямым углом, в неумелом рукопожатии, захватывающем в горсточку ваши пальцы, в певучей нежности интонаций, когда он просит передать ему спичку, – какая-то ритмическая и весёлая буффонада. Он располагает обыденным языком, немного богемным, немного вульгарным. Вроде того как во время чтения он, оглядываясь, спросил: «Не слишком быстро я тараторю?» Но стоит нажать на важную тему, и с силой распахиваются входы в высокую речь. Он взмахивает руками, его глаза выражают полную отрешённость от стула, и собеседника, и недоеденного бутерброда на блюде. Он говорит словами своих стихов: косноязычно (с мычанием, со словцом «этого…», беспрерывно пересекающем речь), грандиозно, бесстыдно. Не забывая всё-таки хитрить и шутить (Л. Гинзбург).
II. Становится всё яснее: писать для печати нельзя – можно только халтурить. Несомненны только две вещи: бескорыстное творчество и халтура. Во всяком случае ни то ни другое не унизительно. Наша сложная постройка из видов промежуточных между творчеством и халтурой – не оказалась ли она порочной?
Пушкинская формула «пишу для себя, печатаю для денег» разорвалась. Одни вещи пишу для себя, другие печатаю для денег.
|
|
Если зарезали стихи Заболоцкого, то Заболоцкий компенсирован тем, что он написал замечательные стихи. На какую компенсацию могу я рассчитывать, если у меня зарежут «Пинкертона»? (Л. Гинзбург).
Входной контроль
Задания по синтаксису и пунктуации медиатекста
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
Есть блаженное слово – провинция, есть чудесное слово – уезд. Столицами восторгаю_ся, восхищаю_ся, гордя_ся. Умиляет душу только провинция. Держался город на трех китах: вокзал, тюрьма, женская г_мназия... От вокзальной площади – самый вокзал, как некий форум стоял на возвышении, – причудливыми зигзагами разбегались в низ не повторимые не проходимые не пост_жимые то заходившие в тупички то друг дружку обгонявшие и пересекавшие, русские, южнорусские улицы. А на окраине города – Казенный сад, с высоким украинским тополем, а под сенью тополей выщербл_ные от времени скамейки и вырез_ные на них перочинным ножом дни, месяцы, годы, имена, инициалы и пронзенные стрелой отлюбившие перегоревшие испепеленные сердца. Достопр_мечательностью города была, конечно, деревянная каланча. И факт остается фактом: до степей Новороссии римские легионеры так и не дошли и никаких виадуков в наследи_ грядущим векам не оставили. А уж сколько пожаров вот этими самыми ведрами потушили – и не упомнить даже. Главных улиц в Новограде две. Одна – чинная, аристократическая, для праздного гуляния и взаимного лицезрения. Другая – торговая, шумная, не сдерж_ная и, не взирая на свое обещающее наименование, без всякого даже намека на перспективу. Из окрестных деревень тянулись возы с дровами – грабом, ольхой, березою. Въезжали во двор не маз_ные скрипучие телеги наполн_ные всяким добром, припасами и снедью. Обкладывали соломой и ставили в погреб разбухшие от рассола кадушки с кислыми яблоками, грибами, моч_ными арбузами, сливами, помидорами, кваш_ной капустой и соле_ыми огурцами. От всего этого изобилия и щедрот земных шел прелый душный и щекоч_щий об_няние запах. И ощущение уверенности незыбл_мости прочности и покоя безраздельно овл_девало душой.
(Дон-Аминадо)
Задание 2. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
Крышка чайника начала приподниматься и из-под нее выглянули свеженькие беленькие цветочки бузины, затем появились и длинные зеленые ветви. Они росли даже из носика чайника и скоро образовалось целое дерево; ветви доходили до самой постели и раздвинули занавески. Как славно цвела и благоухала бузина! Из зелени ее выглядывало приветливое лицо старушки, одетой в какое-то удивительное платье, зеленое, как листья бузины, и все усеянное крупными белыми цветочками. Сразу даже не разобрать было – платье ли это или просто зелень и живые цветочки бузины. Такое же точно большое, покрытое цветами дерево росло в углу одного бедного дворика в Новой Слободке (Х.К. Андерсен).