Духовный этап психосинтеза

Примером упражнения, которое обычно относят к духов­ному этапу психосинтеза, является «Цветение розы» (Ассаджи-оли, 1994). С древних времен и на Востоке и на Западе опре­деленные цветы считались символами Высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете — лотос, в Европе и Персии — роза. Иллюстрациями этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров; «вечная роза», воспетая Данте; роза, изображенная в середине креста, — символ целого ряда духовных традиций.

Обычно «Духовное Я» изображается в виде уже распустив­шегося цветка, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и про­буждать силу. Но еще более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ розы — развитие от бутона до раскрывшегося цветка. Упражнение выполняется в следующем порядке.

Упражнение 4

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он находится в вашем сердце, в самой середине. Он еще совсем закрыт, нахо­дится в зеленой чашечке, но на самом верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре осознания.

3. Зеленая чашечка начинает очень медленно раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно отходят друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще ос­таются закрытыми. Чашелистики раскрываются, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Лепестки начинают медленно раскрываться, разворачи­ваться до тех пор, пока не превращаются в полностью распустившийся цветок... Почувствуйте, как пахнет роза, ощутите характерный, только ей одной присущий аромат. Вы глубоко вдыхаете его, он наполняет ваши легкие, и вам становится очень легко дышать, как будто вмес­те с ароматом вы вдыхаете чистый горный воздух. Вы дышите полной грудью, вам легко, и ваше настроение улучшается.

5. Теперь представьте, что на розу упал сверху, с небес, луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... Удержите в цен­тре внимания розу, освещенную солнцем. Она в вашем сердце, и вы чувствуете, как тепло оттуда разливается по вашему телу.

6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите, как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.

Может быть, тот, кто находится в центре розы, скажет вам что-то очень важное или вы сами спросите его о чем-либо. Внимательно выслушайте его слова.

7. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе, что вы стали этой розой. Осознайте, что мудрое существо всегда с вами, что вы в любое время можете обратиться к нему. Символически — вы и есть эта роза, этот цветок. Сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную, дает вам возможность развить в себе вашу истинную сущность.

8. Теперь представьте себе, что вы стали всем розовым кус­том... Ощутите, как ваши корни уходят глубоко в землю и питаются ее соками... Ваши листья и цветы тянутся к солнцу, получая энергию и тепло от его света.

9. Осознайте, что вокруг вас растут другие розовые кусты, другие растения и деревья, которые живут за счет той же энергии, являются частью той же планеты, частью чего-то большего. Сосредоточьтесь на этом переживании всеобщей гармонии... Потом, когда вы будете готовы, откройте глаза.

10. Возможно у вас возникнет желание записать свои впечат­ления. Вспомните разговор с все понимающим, любящим существом, все пережитые ощущения.

Главной целью духовного этапа психосинтеза является служение. Часто при практике развития личности понятие слу­жения ошибочно вводится еще до того, как завершается работа на личностном и трансперсональном уровнях. В результате человек начинает переживать служение как нечто навязанное, имеющее отношение к чувству вины и стыда, внутреннему или внешнему насилию, рационализации добра.

Истинное служение — это глубочайший инстинкт и по­требность «Духовного Я». По мере развития человека в нем постепенно зреет естественное стремление приносить пользу окружающим, всему миру, Богу.

Переживание служения коренится в самом бытии, в от­крытости человека жизни, в равновесии между полученной и отданной любовью, в признании, что любая жизнь священна (Бадхен, Коган, 1998).

Служение можно наблюдать у детей, еще не утерявших связи со своим естеством, и у взрослых, восстановивших эту связь. Состояние служения абсолютно естественно, но, к сожа­лению, у многих оно заблокировано. Тем не менее у человека есть возможность вспомнить свою истинную природу и цель в жизни. Психосинтез и психология духовного измерения напоминают нам об этом.

Находя Божественное Единое как внутри, так и за пре­делами себя, мы в очередной раз получаем подтверждение единого принципа:

Одна луна отражается в разных местах

на поверхности вод, и все луны, отражающиеся в воде,

соединяются в единой Луне.

Юнь-Чи Та-Ши

 

  ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

1. Выберите из перечисленного ниже то, что непосредственно относится к абстрактной модели психики Р. Ассаджиоли, и дайте характеристику этим понятиям: архетип, «Личное

Я», Супер-Эго, коллективное бессознательное, Самость, низшее бессознательное, высшее бессознательное, средний уровень сознания, «Духовное Я», среднее бессознательное, пространство сознания, центр «Я», поле сознания, личное пространство.

2. Нарисуйте абстрактную схему взаимоотношений психи­ки, личности, тела, высшего «Я» в контексте психологии духовного измерения.

3. Каковы отличия между личностным, трансперсональным и духовным этапами психосинтеза? Обоснуйте ответ.

а) Различаются количеством привносимой в сознание информации;

б) различаются качеством привносимой в сознание ин­формации;

в) различаются тем, что не на всех этапах происходит осознание новой информации.

4. Может ли человек жить без субличностей? Обоснуйте ответ.

а) Нет, так как человек в жизни всегда играет разные роли;

б) может, но после длительной работы над собой;

в) обычно люди живут без субличностей, пока не узнают об их существовании.

5. К психотерапевту пришли два пациента.

Первый сообщил следующее: «В течение трех недель у меня были странные переживания. Мое тело было заряжено невероятной энергией. Мне казалось, что она движется вдоль моей спины, временами это было очень болезненно. У меня были трудности с засыпанием, часто среди ночи необъяснимое беспокойство охватывало меня. Было такое ощущение, что я пришел откуда-то издалека, но я не знал, откуда именно. Меня посещали видения ситуаций, которые, как мне казалось, относились к другим культурам и временам. Иногда я видел сияющий свет или образы богов, демонов и других персонажей волшебных сказок. Мне кажется, что я какой-то особенный, что подобное больше ни с кем не происходило. Не сошел ли я с ума?»

Второй пациент рассказал следующее: «Мой сосед, види­мо, решил меня уничтожить. Он накачал отравляющий газ в мой подвал через трубу, которую тайно проложил. Он отравляет мою воду и пищу. Я перестал быть хозяином в своем доме, так как сосед везде расставил подслушивающие устройства. Я чувствую, что моя жизнь под угрозой. Все это часть сложного заговора, поддерживаемого мафией. Я мешаю им, потому что мои высокие моральные принципы портят их планы. Жаль, что мне никто не верит, может быть, хоть вы убедите моих родных, что я не сумасшедший?»

В каком случае можно предположить состояние духовного кризиса?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ассаджиолы Р. Психосинтез: теория и практика. М.: Рефл-бук, 1994.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997.

13. Бадхен А. А., Коган В. Е. Психосинтез и другие инте-гративные техники психотерапии. М.: Смысл, 1998.

4. Грофф С, Грофф К. Неистовый поиск себя. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.

5. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: учебное пособие. 2-е издание, Мн.: Высшая школа, 1997.

6. Роузен Д. Дао Юнг. Путь целостности. К.: София, 1997.

7. Томас Д. Практика психосинтеза: упражнения, направ­ленные на развитие личности и достижение духовного роста. Пер. Г. П. Хлуновской. СПб.: МНПО «Жизнь»; Ферро-логос, 1992.

8. Руффлер М. Игры внутри нас. Пер. с англ. Т. Чхеидзе. М.: Изд-во института психотерапии, 1998.

9. Федорова Г. М., Бажурина В. Б. Наше тело — наш учи­тель// Журнал практического психолога. 1999. №7—8.

Глава 3 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Фредерик (Фриц) Соломон Перлз родился в 1893 году в Германии в небогатой еврейской семье. Он не был наделен особыми талантами и способностями, но всегда отличался эксцентричностью. Ф. Перлз окончил медицинский институт в Берлине и, освоив психоанализ, практиковал индивидуальную психотерапию. После прихода к власти Гитлера эмигрировал в ЮАР. Там во время войны был призван на службу в госпи­таль. В этот период Ф. Перлз стал отходить от психоанализа и разрабатывать новое направление психотерапии.

В 1942 году в возрасте 49 лет Ф. Перлз написал свою первую книгу «Эго, голод и агрессия», в которой были зало­жены основы этого нового направления. Примечательно, что первоначально она имела подзаголовок «Пересмотр теории и метода Зигмунда Фрейда». Так что 1940-е годы можно считать временем появления концепции гештальт-терапии. В 1946 году в возрасте 53 лет Ф. Перлз эмигрировал в США. Официальное крещение гештальт-терапии произошло в 1953 году, когда в Нью-Йорке вышла книга «Гештальт-терапия». Широко извест­ным Ф. Перлз стал позже, во времена контркультуры конца 1960-х годов. Он и его последователи оказали огромное влияние на всю психотерапию. Умер Ф. Перлз в 1970 году.

Термин «гештальт-терапия» был выбран самим Ф. Перлзом. На этот счет среди специалистов есть два мнения. Первые счи­тают, что название точно отражает сущность концепции. Другое мнение: термин достаточно тривиален, подобран случайно и не стоит искать в нем глубокий смысл. «Гештальт» — немецкое слово, для которого трудно найти точный эквивалент в других языках. Гештальт — это и паттерн, и структура, и конфигурация, и определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность.

Следует отметить, что большинство идей гештальт-терапии не новы. Данный подход связан с другими теориями человече­ского поведения и психотерапевтическими практиками. В нем интегрированы некоторые идеи гештальт-психологии К. Коф-фки, понимание связи психики и тела В. Райхом, теория поля, экзистенциальная философия, восточные религиозные учения, медитации, психоделический опыт и многое другое. Только благодаря личностным особенностям Ф. Перлза и его опыту работы, гештальт-терапия приобрела такую весьма своеобраз­ную форму. В этом заключается основная предпосылка данного подхода, состоящая в том, что факты, восприятия, поведение или феномены приобретают свою специфику и определенное значение благодаря такой организации (Перлз, 1998).

Мастерство в «наведении мостов через переправы» имело решающее значение для синтеза терапии новой волны. В то же время сам Ф. Перлз утверждал, что он не является создателем метода. «Я лишь открыл то, что уже есть, что существует», — го­ворил он. Как психоанализ в свое время, гештальт-подход стал революцией в психотерапии. У специалистов появился новый инструментарий для решения затруднений человека. Теперь психотерапия стала короче по времени и эффективней, чем прежде.

Гештальт-терапию Ф. Перлз определяет как одно из трех направлений экзистенциальной терапии. Два других, по его словам, это дизайн-терапия Л. Бинсвангера и логотерапия В. Франкла (Перлз, 1998). Все эти школы занимаются вопро­сами экзистенции, то есть существования человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: