ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕВРОЗЕ
Саморегуляции и развитию препятствуют самоограничение и контроль других людей. В понимании Ф. Перлза, контроль должен быть, но только со стороны ситуации (Перлз, 1998). Ситуация, в которой находится человек, контролирует его действия. Этим обеспечивается сотрудничество с жизнью. Трудности, возникающие между индивидом и обществом, нередко заканчиваются социальными отклонениями в поведении или неврозами. Неврозы характеризуются разнообразными формами избегания, в основном избегания контакта. Перлз считал, что в природе невроза лежит сложный психологический процесс, в котором присутствуют, во-первых, чувство вины и страх оказаться изгоем и, во-вторых, желание установить контакт, даже если это будет и псевдоконтакт. То есть к избеганию контакта гештальт-терапия добавляет избегание изоляции, когда человек обеспокоен тем, как бы не потерять контакт, и не может никому отказать в нем.
С точки зрения гештальт-подхода у невротика нарушен ритм контакта/ухода (Перлз, 1996). Он не может решить, когда ему принять участие в чем-либо, а когда уйти, поскольку незаконченные дела его жизни и прерывания текущих процессов исказили его способность ориентироваться в окружающем мире. По этой причине он уже не различает, какие объекты и люди ему нравятся, а какие — нет. Он потерял свободу выбора, не может найти подходящие средства для своих целей, потому что не видит возможности, которые перед ним открываются. Ф. Перлз великолепно описал потенциального невротика: «Современный человек живет на низком уровне жизненности. Хотя в общем он не слишком глубоко страдает, но при этом столь же мало знает об истинно творческой жизни. Он превратился в тревожащийся автомат... Он, кажется, потерял всю свою спонтанность, потерял способность чувствовать и выражать себя непосредственно и творчески...» (Перлз, 1996).
|
|
Таким образом, невроз — это состояние, при котором нарушается равновесие. Оно возникает у человека, когда его личная потребность, актуализированная в данный момент, расходится с потребностью группы, к которой он принадлежит, или когда он не в состоянии решить, какая из двух его потребностей доминирует. Если такого рода переживания повторяются часто, или если единичное переживание достаточно интенсивно, у человека нарушается чувство равновесия в поле, объединяющем его организм и среду. Он теряет способность определять и восстанавливать это равновесие.
Итак, можно сделать вывод, что неврозы возникают из неспособности индивида находить и поддерживать равновесие между собой и остальным миром. При этих затруднениях человек ощущает, что граница среды слишком приближена к его личному пространству. Невротик — это человек, на которого слишком сильно давит общество. Его невроз — этот защитный маневр, помогающий спастись от угрозы переполнения миром, который берет над ним верх. Эта защита — наиболее эффективный для него способ саморегуляции в ситуации, когда кажется, что все вокруг настроены против.
|
|
НЕВРОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ИХ РАЗВИТИЕ
Каждый человек или старается наладить контакт с окружающей средой, или сопротивляется этому контакту. Если он чувствует, что его усилия принесут успех, что он полон сил, а окружающая среда для него открыта и дружелюбна, — он будет смотреть на жизнь с радостью, доверием и даже отвагой. Но если усилия не приносят желаемого результата, у него возникают тяжелые переживания: гнев, смятение, неприкаянность, бессилие, разочарование и т. д. Тогда он вынужден направить свою энергию на поиск разных способов, снижающих вероятность его контакта со средой. Специфические способы прерывания взаимодействия со средой определяют стиль жизнь человека.
Ф. Перлз полагал, что невроз как сопротивление взаимодействию с окружающей средой первоначально вызывается действием четырех различающихся между собой механизмов (Перлз, Хефферлин, Гудмэн, 1993): 1)интроекция;
2) проекция;
3) ретрофлексия;
4) слияние (конфлюэнция). В более поздних работах по гештальт-терапии описываются еще два механизма сопротивления контакту — дифлексия и эготизм (Польстер И., Польстер М., 1997).
Интроекция
В первые месяцы ребенок безоговорочно принимает все, что получает извне, не сразу ощущая возможные отрицательные последствия. Пока не появились зубы, а с ними и навыки пережевывать пищу, он доверчиво глотает то, что ему дают. Точно так же он «глотает» и впечатления о мире.
Психологический процесс усвоения в значительной степени похож на физиологический. В нашем сознании нет ничего, что не пришло бы из среды, но в среде также нет ничего, для чего не существовало бы физической или психологической потребности живого организма. Понятия, факты, нормы поведения, мораль, этические, эстетические, политические ценности первоначально приходят к человеку из внешнего мира. Все это должно быть переварено и усвоено, чтобы стать подлинно нашим, частью нашей личности.
Часто человек принимает что-то на веру целиком, некритически, просто потому что кто-то так сказал, или потому что это модно, или безопасно, или соответствует традиции, или, наоборот, потому что это не в моде, опасно или революционно. Все эти несъедобные, чужеродные идеи откладываются в нем тяжелым грузом. Такие непереваренные установки, способы действия, чувства, оценки называются интроектами, а механизм, посредством которого эти чуждые образования попадают в личность, — интроекцией. Таким образом, интроекция — это невротический механизм, посредством которого человек усваивает нормы, установки, способы действия и мышления, в действительности не принадлежащие ему. При интроекции он сдвигает границу между собой и остальным миром так далеко внутрь себя, что от него самого почти ничего не остается.
Факты и установки, лежащие в основе личности человека, являются своего рода психологической пищей, которую предлагает ему внешний мир. Так же, как физическая пища, она должна быть усвоена — деструктурирована, проанализирована, а затем собрана вновь в наиболее ценной для человека форме. Если эту пищу просто проглотить целиком, она ничего не дает для развития личности, а только наполнит ее, как мусорную корзину, чуждой и ненужной информацией. Самое худшее, что этот материал имел бы огромную ценность для человека, если бы он обдумал его и трансформировал для себя.
|
|
У каждого человека есть своя долгая история интроеци-рования, так как это общепринятый способ обучения и воспитания. Ребенок учится, впитывая в себя окружающий мир. Языки и диалекты, чувство юмора — все это приходит как будто само. Ребенок просто воспринимает многие аспекты жизни по принципу «все как оно есть», и процесс обучения для него так же естественен, как движение крови по венам или дыхание. Восприятие вещей «как они есть» с трудом восстанавливается позже при осознанном обучении.
Человек, который «проглотил» ценности своих родителей, школы, среды, ждет, что в жизни и дальше будет так, как было. Когда мир вокруг него изменяется, он пугается и начинает защищаться. Свою энергию он использует для поддерживания инт-роецированных ценностей. В то же время он всеми возможными способами пытается вести себя в соответствии с установками, полученными от других. Даже за успешную интроекция (когда между ней и реальной жизнью царит согласие) человек платит высокую цену, потому что утрачивает чувство свободы выбора.
Таким образом, опасность интроекции двояка. Во-первых, интроектор упускает возможности развивать собственную личность, поскольку он занят удержанием в себе чуждых ему элементов. Чем больше интроектов он усвоил, тем меньше у него остается возможностей выразить себя или хотя бы обнаружить, что такое он сам. Во-вторых, интроекция способствует дезинтеграции личности. Интроецировав несовместимые понятия, человек может обнаружить, что разрывается на части при попытке согласовать их.
Проекция
Механизм интроекции превращает личность в поле битвы для воюющих между собой неассимилированных идей. Параллельно с ним существует механизм проекции, который делает мир ареной битвы-личностных конфликтов. Когда чрезмерно осторожный, мнительный человек говорит, что он хотел бы иметь друзей и быть любимым, при этом добавляя, что «никому нельзя верить, все только и ждут, как бы ухватить у вас что-нибудь», — это типичный пример проекции.
Если интроекция — это тенденция человека принять на себя ответственность за то, что в действительности является частью среды, то проекция — это стремление сделать среду ответственной за то, что исходит из самого человека.
|
|
В этом случае человек не признает какие-то свои качества, приписывая их среде. Если среда достаточно разнообразна, в каких-то случаях он, конечно, будет прав. Но чаще всего это будет серьезной ошибкой, исправить которую самостоятельно человек не способен.
Люди прибегают к проекции, когда не могут принять свои чувства и поступки, потому что «не должны» чувствовать или поступать так. Это «не должен» — не что иное как интроекция, вызывающая у человека глубинное неприятие этих чувств и поступков. Чтобы решить эту дилемму, он не признает свои собственные «проступки», а приписывает их другим. В результате возникают классические «ножницы» между настоящими чертами характера и тем, что человек знает о них. В таком случае бывает, что человек начинает находить эти черты в других людях. Например, подозрение, что кто-то желает ему зла или пытается заманить в ловушку, основано на неприятии того, что он сам так относится к другим людям.
Художественное творчество тоже во многом основано на проекциях. Писатель часто буквально проецирует своих героев на себя, становится ими, пока пишет о них. Но, в отличие от проецирующего невротика, он при этом не теряет представлений о самом себе. Он знает, где заканчивается он сам и где начинаются его герои, даже если в процессе творчества он и терял чувство границы и становился кем-то другим.
Невротик использует механизм проекции не только по отношению к внешнему миру, но и по отношению к самому себе. Он отчуждает от себя не только собственные импульсы, но и свои части, в которых возникают эти импульсы. Он наделяет их объективным существованием, игнорируя тот факт, что это части его самого. Вместо активного отношения к событиям собственной жизни, проецирующий субъект становится пассивным объектом, жертвой обстоятельств.
Таким образом, с помощью механизма проекции человек сдвигает границу между собой и остальным миром немного «в свою пользу». Это дает ему возможность снимать с себя ответственность, отрицая те аспекты своей личности, с которыми ему трудно примириться, которые кажутся непривлекательными или оскорбительными. Говоря о проекции, Ф. Перлз писал: «Мы сидим в доме с зеркальными стенами, а думаем, что смотрим наружу».
Проецирующий невротик, как и интроектор, не способен устанавливать границы между проявлениями собственной
целостной личности, которые действительно принадлежат ему самому, и тем, что навязано извне. Он рассматривает свои интроекты как себя самого. А те части себя, от которых он хотел бы избавиться, он считает непереваренными и несъедобными интроектами. Посредством проецирования он надеется освободить себя от воображаемых «интроектов». В действительности же они являются вовсе не интроектами, а аспектами его самого.