Основные принципы гештальт-терапии

КОНЦЕПЦИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Важнейшее отличие гештальт-подхода от других ввел Ф. Перлз в противовес психоанализу. Психоанализ исследует причинно-следственные связи и отвечает на вопрос «Почему?». Гештальт-терапевт занимается формой и ищет ответ на вопрос «Как?». Например: если человек кашляет, гештальт-терапевт не спросит, почему он простыл. Его интересует, как так получи­лось, что он простыл или даже как именно он кашляет.

Ф. Перлз говорил: «Если вы спрашиваете как, то вы смотрите на структуру, вы видите, что происходит сейчас, вы глубже понимаете процесс. Как — это все, что нам нужно, чтобы понять как мы, или мир, функционируем. Как дает нам пер­спективу, ориентацию. Как показывает, что один из основных законов — отождествление структуры и функции — обоснован. Если мы меняем структуру, меняется функция. Если мы меняем функцию, меняется структура» (Перлз, 1996).

В другой своей работе он писал: «Если сказать коротко, то сущность теории гештальт-терапии заключена в двух словах: сейчас и как. Сейчас охватывает все, что существует. Это баланс, восприятие, вовлечение, явление, осознавание. Как включает в себя структуру, поведение, процесс» (Перлз, 1998).

Центральное положение гештальт-терапии говорит о том, что организм стремится к сохранению баланса, гомеостазу. Гомеостаз постоянно нарушается потребностями организма и восстанавливается благодаря их удовлетворению или ограниче­нию. Жизнь и поведение управляются процессом гомеостаза, & проще — приспособлением или адаптацией. Это процесс, посредством которого организм поддерживает свое равновесие и, соответственно, здоровое состояние в изменяющихся усло­виях. Иными словами, гомеостаз — это процесс удовлетворения организмом своих потребностей. Любое нарушение баланса воспринимается как потребность восстановить этот баланс. Поскольку потребности у организма многочисленны и каждая из них угрожает его равновесию, то гомеостатический процесс продолжается непрерывно. Сама жизнь характеризуется этой постоянной игрой равновесия и неравновесия в организме.

Поэтому введенная 3. Фрейдом теория инстинктов с точки зрения гештальт-подхода становится ненужной. Врожденное стремление человека к социальному и психологическому рав­новесию, по-видимому, столь же тонко и точно, как его чувство физического равновесия. В каждый момент человек движется на социальном или психологическом уровне в направлении этого равновесия, устанавливая баланс между своими личными потреб­ностями и требованиями общества. Трудности человека возникают не из желания отвергнуть это равновесие, а из неправильности движений, устанавливающих и поддерживающих его.

В своем подходе Ф. Перлз использовал теорию холизма. С точки зрения этой теории, человека важно рассматривать как целое, а его поведение — как его выражения на явном уровне (физическая деятельность) и на скрытом уровне (психическая деятельность). Это дает возможность рассматривать психическую и физическую стороны человеческого поведения как созависи-мые сущности. Они не могут существовать независимо друг от друга и от самого человека (к чему логически неизбежно при­водили представления старой психологии). Ф. Перлз допустил, что мысли и действия состоят из одного и того же материала, и их можно переводить с одного уровня на другой. Таким обра­зом, введение в психологию теории холизма помогает составить представление о едином поле. Ученые всегда стремились создать подобную теорию. Сегодня она получила свое подтверждение и разработку в таком направлении, как психосоматика.

Рассматривая индивида как функцию поля, объединяющего организм и среду, и полагая, что поведение человека отображает его отношения в этом поле, гештальт-подход связывает между собой представления о человеке как об индивиде и как о соци­альном существе. Прежние психологические теории описывали человеческую жизнь как постоянный конфликт между индиви­дом и средой. Гештальт-подход рассматривает жизнь как взаимо­действие между ними в рамках постоянно изменяющегося поля. Постоянное изменение поля, вызываемое как его собственной природой, так и тем, что мы в нем делаем, требует гибкости и изменчивости форм и способов взаимодействия.

БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Контакт и уход

Под контактом понимается отношение организма к полю или, в более специфических терминах, отношение индивида со своей средой. К. Наранхо считает, что для термина «контакт с переживанием» полезно будет держать про запас слово «осо­знание» (Наранхо, 1995).

Для осмысления контакта Ф. Перлз оперирует также его диалектической противоположностью — уходом. На его взгляд, уход как таковой не является ни плохим, ни хорошим; это просто способ справиться с опасностью. Насколько уход па­тологичен, определяется тем, от чего, к чему и на какое время он осуществляется. То же относится и к контакту.

Существуют совершенно нездоровые формы контакта. Например, некоторые люди находятся в принудительном контакте с собственными застывшими идеями. Они столь же больны, как шизофреники, которые почти полностью уходят из любой ситуации. Следовательно, не каждый контакт свиде­тельствует о здоровье, так же как и не каждый уход. Одна из характеристик невротика состоит в том, что он не способен ни к хорошему контакту, ни к правильному уходу.

Контакт со средой и уход из нее, принятие и отрица­ние — наиболее важные функции целостной личности. Это позитивный и негативный аспекты психологических процессов нашей жизни. Это диалектические противоположности, части одного и того же — целостной личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: