Задания для самостоятельной проверки

1. К какому направлению психотерапии относиться гештальт-

терапия?

а) психодинамическая психотерапия;

б) экзистенциальная психотерапия;

в) телесно ориентированная психотерапия.

2. В чем состоит основная идея гештальт-терапии?

а) формирование правильного мышления;

б) развитие креативности во взаимодействии с окружающим миром, восстановление способности к саморегуляции;

в) обучение саморегуляции.

3. Кто основоположник гештальт-подхода?

а) А. Маслоу;

б) М. Эриксон;

в) Ф. Перлз.

4. Что взято в основу гештальт-подхода?

а) процесс гомеостаза;

б) энергетические центры;

в) детско-родительские отношения.

5. Какие типы нарушений контактной границы, препятству­ющих психологическому развитию, описывал Ф. Перлз?

а) интроекция, проекция, ретрофлексия, конфлюэнция;

б) рационализация, искажение, вытеснение;

в) гиперкомпенсация, идентификация.

6. Какие основные вопросы задает гештальт-консультант в ходе терапии?

а) откуда? почему?

б) зачем? когда?

в) что? как?

7. В чем состоит роль терапевта в терапевтическом процессе?

а) он фрустрирует, оказывает клиенту помощь в расши­рении осознания и переживания контакта;

б) он формирует новые поведенческие навыки;

в) он помогает понять бессознательное психическое со­держание.

Правильные ответы: 16, 26, Зв, 4а, 5а, 6в, 7а.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М.: Смысл, 2000.

2. Перлз Ф. Гештальт семинары. М.: Ин-т Общегумани­тарных Исследований, 1998.

Список литературы

117

3. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. М.: Прогресс, 1996.

4. Перлз Ф., Хефферлж Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания. Практикум по гештальттерапии. М.: Ин-т Об­щегуманитарных Исследований, 1993.

5. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М.: Ин-т Общегуманитарных Исследований, 1996.

6. Наранхо К. Гештальт-терапия: отношение и практика атеоретического эмпиризма. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

7. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики. М.: Класс, 1997.

8. Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. Про­буждение от кошмара. СПб.: Центр гуманистических техно­логий «Человек», 1994.

9. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. М.: ПЕР СЭ, 2002.

 

Глава 4 ПСИХОДРАМА

ВВЕДЕНИЕ

Якоб Леви Морено (1889—1974) — автор психодраматиче­ской теории, в основе которой лежит ролевая теория, дающая представление об антропологии творческого человека и роли креативных процессов в его развитии.

Я. Морено использовал в лечении инсценирование пе­реживаемой человеком реальности. Он объединил способы организации этого процесса в систематический метод с разра­ботанными стратегиями и техниками, назвав его психодрамой. Первоначальный смысл психодрамы как психотерапевтического метода — «выгнать собственных демонов из укрытий». Главной целью психодрамы Морено считал эмпирическое исследование отношений человека с другими людьми и с космосом.

Основное развитие метод психодрамы получил благодаря жене Якоба Морено — Зерке Морено.

Психодрама— метод групповой психотерапии, наиболее приближенный к жизни, поскольку такие приемы, как испол­нение роли, постановка пьесы, диалог, монолог, дублирование, имеют те же цели и на театральной сцене, и в драматургии повседневности. Человек, желающий разобраться в трудной си­туации, инсценирует ее, причем в пространстве разворачивается не сама ситуация, а то, как человек ее представляет, и люди в ней действуют также в соответствии с его представлениями.

Психодраматический метод, как и многие другие методы психотерапии, невозможно освоить по книгам; необходимо последовательное практическое обучение под руководством опытных специалистов. Книг о психодраме на русском языке пока еще мало, хотя психодраматический подход во многом связан с традиционно присущими российской культуре ценностя­ми творчества и игры, жизненного драматизма, внутренней событийности, глубины переживания бытия.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДРАМЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: