Слепые и слабовидящие дети проявляют те же чувства и эмоции, что и зрячие, хотя степень и уровень развития личностно-эмоциональной сферы могут отличаться от обычного.
Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4–5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Глубокое стрессовое состояние возникает при обретенной слепоте у взрослых людей. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны снижение самооценки, низкий уровень притязаний, выраженные депрессивные компоненты поведения. Наблюдаются различия в личностных особенностях слабовидящих и тотально слепых детей: слабовидящие более ранимы, более тревожны, для них характерна более низкая самооценка. Распространено мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем зрячие люди. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживания в мимике, жестах, позах. Однако речь их интонационно выразительна. Слепой человек хорошо ориентируется в эмоциональных состояниях собеседника по экспрессивным признакам речи; адекватно оценивает такие качества личности, как активность, доминантность, тревожность. Установка по отношению к себе имеет свои особенности. При оценке своей внешности слепые дети и подростки ориентируются как на собственные представления, так и на оценку окружающих. Самооценка слепых и слабовидящих детей в качестве высокозначимых компонентов включает коммуникабельность, дружелюбие, эмоциональность, а критерии ума, внешности обычно оказываются менее значимыми. Как правило, шкала «здоровье» оценивается низко, поскольку дети оценивают свои нарушения зрения как тяжелую болезнь. В целом, самооценка детей с нарушением зрения более завышенная, неадекватная по сравнению с самооценкой зрячих. На формирование личностных качеств у слепых и слабовидящих значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат (в семье, школе, ближайшем окружении), который часто характеризуется излишне сочувственным отношением, созданием щадящего режима, ограничением их деятельности и активности, гиперопекой. Это приучает детей к пассивности, инертности, зависимости, неверию в свои силы, осознанию себя инвалидами. Следствием этого становятся неадекватная требовательность к обществу, школе, семье, иждивенческие настроения. Особую заботу проявляет школа в решении проблемы эстетического воспитания. Слепые и слабовидящие с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности. В целом, развитие личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения зависит от их собственных усилий по преодолению неблагоприятного воздействия биологического дефекта и само по себе является условием успешной социальной адаптации.
|
|
|
|
Признаки тревожности у детей с нарушением зрения:
- повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;
- страх перед всем новым, необычным;
- неуверенность в себе, заниженная самооценка;
- ожидание неприятностей, неудач;
- стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;
- безынициативность, пассивность;
- склонность помнить больше плохое, чем хорошее;
- боязнь общения с новыми людьми;
- неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость