Психологическое сопровождение включает в себя:
- систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка (подростка);
- организацию жизнедеятельности ребенка (подростка) в социуме с учетом его психических и физических возможностей;
- систематическую психологическую помощь ребенку (подростку) в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки его родителям и родственникам.
Важным звеном в системе психологической помощи является психологическая поддержка, задачами которой является стабилизация и поддержание адаптации детей и подростков с соматическими заболеваниями в социуме, а также предотвращение рецидива эмоциональных и поведенческих расстройств.
Психологическая поддержка необходима не только детям и подросткам с соматическими заболеваниями, но и их родителям, особенно в семьях, где у детей наблюдаются тяжелые формы заболевания, наличие у ребенка эмоциональных, поведенческих и когнитивных расстройств.
Психологическая поддержка детей и подростков направлена на:
1) поддержание социально-психологического статуса ребенка и подростка в семье, школе, группе и пр.;
2) помощь ребенку и подростку в самореализации с ориентацией на формирование адекватной самооценки и саморегуляции поведения;
3) помощь ребенку и подростку в осознании и разрешении конфликтных ситуаций и проблем внутриличностного и межличностного характера.
Психологическая поддержка родителей направлена на:
1) снижение эмоционального дискомфорта родителей в связи с заболеваниями детей;
2) поддержание уверенности родителей в возможностях социальнопсихологической и психической адаптации детей;
3) формирование у родителей адекватного отношения к психологическим проблемам детей и к лечебному процессу;
4) сохранение адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.
Любое психологическое воздействие, а именно: консультирование, психологическая коррекция, психологическое сопровождение или поддержка детей и подростков с соматическими заболеваниями требует обязательного участия в процессе семьи ребенка в целом. Только при таком системном подходе возможны позитивные результаты психологического вмешательства. Эффективность психологической помощи зависит как от профессионального уровня психолога, так и от уровня психологических знаний педагогов, врачей и других специалистов, окружающих детей и подростков с соматическими заболеваниями. Только в процессе тесного профессионального сотрудничества возможно добиться успехов в адаптации и гармонизации личности детей с тяжелыми соматическими заболеваниями.
Функции психолога в медицинских учреждениях:
1. Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных.
2. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного.
3. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем.
4. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.
5. Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных, выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей.
6. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деантологии.
7. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий.
Медицинские учреждения соматического профиля.
- клинический психолог должен быть хорошо осведомлен и иметь достаточный опыт работы по изучению и коррекции внутренней картины болезни и отношения пациента к болезни;
- при проведении психодиагностики должен уметь анализировать роль психологического фактора в этиопатогенезе психосоматических и соматических расстройств, использовать психологические и психокоррекционные методы в работе с пациентами, которая предполагает необходимость продолжительного психологического воздействия в ситуации низкого осознания пациентом и медицинским персоналом психологических механизмов болезни;
- мероприятия по психологическому обеспечению лечебно-диагностического процесса должны быть в значительной мере ориентированы на проблемы самого персонала и специалистов клиник, действующих в условиях интенсивного взаимодействия с пациентами и их родственниками, сложностей в межперсональном общении, постоянного взаимодействия в диаде «врач-пациент», поскольку врачи общесоматических медицинских учреждений пока мало осведомлены в области коммуникации и недостаточно учитывают психологические факторы в этиопатогенезе соматических заболеваний.