По окончании работы ответные листы собираются, и к ним применяется шкалирование: всем цветам первого задания слева направо приписываются баллы от шести в первом выборе до одного балла в последнем. Таким образом, мы получаем цветовой градусник — балльные оценки цветовых выборов, каждый из которых получает балл в зависимости от степени предпочтения.
Цвет, выбранный ребенком первым, получает 6 баллов, вторым — 5 баллов, третьим — 4 балла, четвертым — 3 балла, пятым — 2 балла, шестым — 1 балл.
Процедура шкалирования отражена в таблице 2.
Таблица 2
Процедура шкалирования на примере цветовых обозначений эмоциональных отношений «Счастье—Горе»
№ | Эмоциональные категории | Обозначение цветом | Место цвета в цветовом градуснике | Баллы | Эмоциональные проявления |
1 | «Счастье» | Красный | 1 | 6 | Дифференциация |
«Горе» | Черный | 6 | 1 | эмоции | |
2 | «Счастье» | Красный | 1 | 6 | Амбивалентность |
«Горе» | Красный | 1 | 6 | эмоции | |
3 | «Счастье» | Желтый | 6 | 1 | Инверсия эмоций |
Далее, сопоставляя баллы цветовых выборов первого задания, мы приписываем соответствующие баллы эмоциональным отношениям, обозначенным соответствующим цветом во втором задании, и эмоциональным отношениям к различным видам деятельности в третьем задании. Таким образом, мы получаем балльные оценки эмоциональных отношений. При этом цветовой выбор от 5 до 6 баллов означает ярко выраженное предпочтение (актуализацию) эмоциональной категории или вида деятельности, цветовой выбор от 1 до 2 баллов — ярко выраженное их отвержение.
|
|
Это дает нам возможность увидеть, насколько предпочтителен (актуализирован) для ребенка один из полюсов и насколько неприятен другой. Таким образом, мы получаем степень предпочтения ребенком каждого полюса эмоциональных блоков или определенного вида деятельности (рис. 5).
Цветовой градусник | Синий | Зеленый | Красный | Желтый | Коричневый | Черный |
Баллы | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Рис. 5. Схема определения степени предпочтения ребенком определенного вида
деятельности
На основании анализа цветового обозначения при раскрашивании пяти пар эмоциональных категорий позитивного и негативного содержания у дошкольников и школьников были выявлены эмпирические критерии дифференциации, амбивалентности и инверсии.
Вид деятельности | «Я играю» |
Определение дифференциации эмоций
Дифференциация эмоций отличается выраженным предпочтением эмоциональных категорий позитивного и отвержением эмоциональных категорий негативного содержания. При раскрашивании дети обозначают эмоциональные категории цветом, находящимся в «цветовом градуснике» выше, чем цвет, которым обозначена эмоциональная категория негативного содержания.
|
|
Критерием дифференциации эмоций является предпочтение ребенком позитивных и отвержение негативных эмоций, выраженное цветом, соотнесенное со шкалой цветового градусника (рис. 6).
Цветовое обозначение эмоциональной категории | «Счастье» | «Горе» | ||||||
Цветовой градусник | Красный | Желтый | Зеленый | Синий | Коричневый | Черный | ||
Место цвета в цветовом градуснике | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Баллы | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Рис. 6. Схема определения дифференциации позитивных и негативных эмоций
Определение амбивалентности
Довольно часто дети обозначают одним цветом и позитивные, и негативные эмоциональные категории. Это может происходить при цветовом обозначении как одной пары эмоциональных категорий, так и двух, трех, четырех и всех пяти пар эмоциональных категорий. В этих случаях мы говорим о степени проявления амбивалентности, недифференцированной эмоциональной сферы ребенка.
Опыт определения субъективного опыта существует в практике цветовой диагностики: «обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства, то есть если два или несколько понятий человек обозначает одним цветом, то, видимо, в этих понятиях есть для человека что-то общее, и он относится к ним приблизительно одинаково» [Соломин И. Л., 2000].
Возможности методической процедуры теста «Домики» позволяет выделить у детей проявления амбивалентности, выраженные в двух— трех-, четырех- и пятикомпонентных эмоциональных цепочках типа «Счастье—Скука», «Справедливость—Обида—Восхищение», «Горе- Обида—Злоба—Восхищение».
Критерием амбивалентности эмоций является обозначение ребенком одним цветом позитивных и негативных эмоций, выраженное в баллах, полученных при шкалировании (рис. 7). Амбивалентность может быть выражена при цветовом обозначении как одной пары эмоциональных категорий, так и при обозначении этим же цветом других эмоциональных категорий. В этих случаях мы говорим о степени проявления амбивалентности или недифференцированное™ эмоциональной сферы ребенка.
Цветовое обозначение эмоциональной категории | «Счастъе» | «Горе» | ||||
Цветовой градусник | Красный | Желтый | Синий | Зеленый | Коричневый | Черный |
Место цвета в цветовом градуснике | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Баллы | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Рис. 7. Схема определения амбивалентности позитивных и негативных эмоций