Становление социально обусловленного индивидуального сознания мальчиков и девочек, связанного с формированием структуры личности дошкольников и базовыми эмоциональными новообразованиями потребностно-мотивационной сферы, в том числе системы отношений и шкалы актуальных ценностей — именно эта проблема стала темой данного исследования.
Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и норм; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [Андреева Г. М., 1996]. Выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности — это деятельность, общение, самосознание.
На всех стадиях социализации осуществляется воздействие наличность непосредственно, а также опосредованно, через группы, в которых индивид живет, воспитывается, обучается и т. д.
|
|
Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.
На раннем этапе социализации (от 0 до 6—7 лет) такими институтами выступают семья и дошкольные образовательные учреждения. В ряде концепций семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, в том числе половые, осмысляют первые нормы и ценности. Здесь становление «образа Я» зависит от типа поведения родителей [Берне Э., 1986] и норм и ценностей общества. Несмотря на негативные тенденции современной семьи: неполные семьи, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины, роль семьи в процессе социализации личности остается значимой [Кон И. С., 1989].
Что касается дошкольных детских учреждений, то анализ их вклада в процессы социализации до сих пор не получил должной разработки в системе проблем социальной психологии в силу незрелости личности ребенка. Правомерность такого решения является предметом дискуссий, но надо отметить, что предложения о включении в социальную психологию раздела возрастной социальной психологии можно встретить все чаще [Коломинский Я. JI1972].
Однако до сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты, требующие изучения в традициях социально-психологического знания, не получают полного освещения. «Практическая необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюд- ных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве» (Г. М. Андреева).
|
|
В настоящее время в российской системе образования каждое образовательное учреждение получило определенную возможность осуществлять авторские воспитательные и образовательные программы. К существующим традиционным дошкольным образовательным учреждениям общеразвивающего типа добавились учреждения с математическими, компьютерными программами, учреждения дополнительного образования, осуществляющие подготовку дошкольников к обучению в школе. Имеется в виду готовность познавательной системы Детей и выработка необходимых навыков для овладения чтением и письмом. При этом выпускается из виду социально-психологическая готовность ребенка к более сложным формам обучения, и в частности готовность его эмоциональной и личностной сферы.
Вышесказанное указывает на новизну, актуальность и практическую ценность нашего исследования.
Возникла необходимость изучения уровня развития личностных новообразований дошкольного детства, связанных с формированием потребностно-мотивационной сферы, развитием самосознания и готовности детей к сложным формам осознанного поведения и познания в дошкольных учреждениях, осуществляющих различные образовательные программы.
Известно, что социально-регулятивная функция эмоций лежит в основе воспитания и... искусства. По мнению Ю. Я. Барабаш, искусство обладает поистине уникальной способностью преобразовывать общественный опыт в личный опыт каждого, превращать социальные идеи, моральные нормы, эстетические ценности в часть духовного мира личности, в органическую черту характера, внутреннего «я», приобщая индивида к общественному целому, «социализируя» его.
Именно поэтому в качестве экспериментального было выбрано дошкольное образовательное учреждение с приоритетным развитием эмоциональной сферы и шкалы духовных ценностей средствами искусства и контрольная группа детей, развивающихся по традиционным программам. В качестве основной диагностической методики был применен проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентацией «Домики». Использование данного теста оправдано, так как отношение и есть своеобразная предиспозиция личности, заложенная оценочной функцией эмоций предрасположенность к каким-либо объектам, которая позволяет ожидать раскрытия ее в реальных действиях человека.
Действительно, эмоции не развиваются сами по себе. По мнению Л. М. Фридман и И. Ю. Кулагиной, «социальные, они не имеют своей истории», то есть сами не развиваются. Изменяются установки личности, ее отношение к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.
Цель исследования — проследить различия в системе личностных отношений дошкольников, занимающихся по различным образовательным программам.
Для этого необходимо было определить различия:
□ в степени дифференциации эмоциональной сферы дошкольников;
□ в предпочтениях социальных эмоций и чувств детей;
□ в предпочтениях игровой, эстетической и познавательной деятельности;
□ проанализировать ценностные ориентации дошкольников.
Мы предположили, что художественные эмоции, имеющие социальный генезис и возникающие на занятиях искусством, формируют на личностном уровне дошкольника систему позитивных отношений. Таким образом, дети эстетического Центра продемонстрируют более высокий уровень дифференцированных, не омраченных, социальных и эстетических чувств, высокий уровень активности и зрелые ценностные ориентации, направленные на окружающий мир и ценности человеческой сущности.
|
|
Были обследованы 25 человек экспериментальной группы (дети 6-7 лет: 18 мальчиков и 7 девочек) и 55 детей контрольной группы (дети подготовительных групп других садов: 31 мальчик и 24 девочки).
После сбора ответных листов нами было проведено шкалирование и приписывание баллов. Подобная процедура дала возможность подсчитать предпочтение эмоций, отдельных видов деятельности каждого ребенка в отдельности, ценностные ориентации детей в баллах, а также подвергнуть полученные данные дальнейшей статистической обработке.
Разница между мальчиками и девочками при выполнении задания видна уже в способе раскрашивания. Девочки, подбирая цвета для второго и третьего задания, используют пять-шесть цветов, часто этого им не хватает, и девочки рисуют в домиках различные узоры. Мальчикам для выражения своего отношения бывает достаточно использования двух-трех цветов. Это может свидетельствовать о том, что у мальчиков более развиты процессы абстрагирования и обобщения и как следствие — символическая функция цвета. С другой стороны, именно мальчики подвержены влиянию искусства, имеющего социальный, исторический, этнографический и т. д. генезис.
Анализ результатов показал, что не все дети 6—7 лет способны продифференцировать социальные эмоции, раскрасив в соответствующие цвета позитивные и негативные полюса эмоций.
Чаще всего дошкольники объединяли одним цветом «Счастье—Скуку», «Счастье—Обиду», «Счастье—Злобу», «Справедливость», «Доброту», «Дружбу—Скуку». Один мальчик объединил красным цветом «Счастье—Ссору—Восхищение»! Это показывает, что не все безоблачно в дошкольном детстве, дети сталкиваются с правдой жизни и осмысливают ее. Однако у большей части ребят, занимающихся искусством, при встрече с негативом такие связи не закрепились, и среди них детей, продифференцировавших социальные эмоции по полюсам, в полтора- Два раза больше, чем в контрольной группе. Мальчики лучше дифференцируют социальные эмоции (72,2% мальчиков и 28,4% девочек).
|
|
Возможно, эти дети примитивны и разделяют мир только на черное и белое? Сравнительный анализ творческих работ амбивалентных и дифференцированных детей показал, что это не так. Наиболее показательно в этом случае определение способности ктворческому мышлению. У дифференцированных детей способности к творческому мышлению по Торренсу и уровень художественно-эстетических представлений по тесту «Цветы» (Т. П. Хризман, О. А. Орехова) высокие. Дифференцированные дети являются более творческими, а значит, более глубоко осмысливающими окружающий мир и более активными.
Анализ предпочтений социальных и эстетических эмоций показал, что дети Центра проявляют предпочтение позитивных социальных и эстетических чувств. Особенно это заметно на примере эмоционального отношения «Справедливость». Дети ДОУ № 12, занимающиеся по программе эстетического развития, чаще ставят ее на первое место, чем дети контрольной группы.
Таблица 10
Предпочтение эмоций (в баллах на одного ребенка)
Эмоции | ДОУ № 12 | контрольная группа | ||||
м. | Д. | ср. | м. | Д- | ср. | |
«Счастье» | 5,0 | 5 | 5 | 4,9 | 5,0 | 4,95 |
«Справедливость» | 5,1 | 6 | 5,55 | 4,3 | 4,1 | 4,2 |
«Дружба» | 5,1 | 6 | 5,55 | 5,0 | 4,6 | 4,8 |
«Доброта» | 5,3 | 5 | 5,15 | 4,1 | 3,7 | 3,9 |
«Восхищение» | 4,9 | 6 | 5,45 | 4,3 | 5,3 | 4,8 |
Средние по позитивным эмоциональным отношениям | 5,4 |
| 4,5 | |||
«Горе» | 1,8 | 1 | 1,4 | 2,2 | 2 | 2,1 |
«Обида» | 1,6 | 2 | 1,8 | 4,3 | 1,9 | 3,1 |
«Ссора» | 2,1 | 1 | 1,6 | 2,9 | 2,7 | 2,8 |
«Злоба» | 1,4 | 1 | 1,2 | 1,7 | 2,3 | 2,0 |
«Скука» | 1,9 | 2 | 1,95 | 5,0 | 2,9 | 4,0 |
Средние по негативным эмоциональным отношениям | 1,6 |
| 2,8 |
Здесь следует остановиться и вспомнить данные исследования нравственной самоидентификации у старших школьников. Согласно этому исследованию И. Б. Дермановой и А. Посаженниковой [1999], для старших школьников категория «Справедливость» также оказалась наиболее значимой. Кроме того, определились взаимосвязи этой социальной категории с познавательной сферой дошкольников. Наши исследования показали, что дети, для которых актуальна справедливость как ценность, лучше решают логические задачи.
2345 2345 2345
F: F: F:
4 5 6
Рис. 13. Гистограммы успешности решения логических задач в зависимости от предпочтения «Справедливости»
На рисунках видно, что начиная с 3 рисунка возрастает количество детей, решивших логические задания на 4 и 5 баллов (гистограммы 4 и 5). 3, 4, 5 и 6 гистограммы соответствуют 4, 3, 2 и 1 рейтинговому месту «Справедливости». В то время какдети, поставившие «Справедливость» на низкие рейтинговые места, решили эти задания лишь на 2 и 3 балла. Эти данные могут свидетельствовать о валидности новой методики и соответствии ее шкалам, примененным Дермановой и Посаженниковой, а также о том, что дошкольники, занимающиеся искусством по программе эстетического развития Т. П. Хризман, по уровню развития социальных эмоций и личности находятся на уровне старшеклассников. Это, несомненно, является свидетельством методологического и методического преимущества программы.
Искусство — универсальный способ выражения чувств, настроений, личностных отношений и достижения самореализации — одновременно является уникальным методом познания духовного наследия человечества, красоты и реальности окружающего мира, позволяющим не
ломать природную индивидуальность ребенка, а использовать его особенности на благо развития. Активация творчества и самовыражения, воспитание высших социальных эстетических и художественных эмоций составляют базис формирования структуры личности дошкольника, определяют осознанные формы его поведения и творчества.
И мальчики и девочки ДОУ № 12 значительно реже отмечают негативные чувства, это особенно заметно на примере категории «Скука». Дети включены в процессы самообразования и саморазвития, так как в ходе реализации программы эстетического развития дошкольников Т. П. Хризман педагоги Центра:
□ создали для детей предметную среду;
□ расширили «каталог» деятельности за счет занятий искусством в музее и в детском саду;
□ построили занятия таким образом, чтобы дети получали удовлетворение от полученных позитивных эмоций и собственного творчества;
□ включили механизмы саморазвития.
Кроме того, они реже выделяют категории «Обида» и «Ссора». Эти данные полностью подтвердили данные, полученные при помощи психофизиологических и психолингвистических исследований Т. П. Хризман, о том, что эстетические эмоции, имеющие социальный генезис, представляют защиту от негатива. Этот факт свидетельствует о надежности и валидности новой методики.
Анализируя предпочтения разных видов деятельности, мы пришли к выводу, что воспитанники ДОУ № 12 по сравнению с детьми контрольной группы проявляют более высокую активность, то есть ставят все виды познавательной, эстетической деятельности и игру на более высокие рейтинговые места. Из познавательных видов деятельности они предпочитают чтение и счет.
Таблица 11
Предпочтение видов деятельности (в баллах на одного ребенка)
ДОУ № 12 | контр, группа | |||||
Эмоциональные отношения | м. | Д. | ср. | м. | д. | ср. |
Игра | 4,7 | 4,0 | 4,35 | 4,4 | 3,5 | 3,9 |
Занятия («Считаю» и «Читаю» в среднем | 4,5 | 4,3 | 4,4 | 3,5 | 2,97 | 3,25 |
Эстетика | 4,4 | 3,55 | 3,98 | 4,05 | 3,4 | 3,73 |
4,28 | 3,62 |
Это говорит о сформированное™ познавательной потребностно- мотивационной сферы детей и готовности к следующему возрастному этапу.
Анализ актуальных ценностей (последний домик третьего задания) показал, что дета ДОУ №12 продемонстрировали высокий уровень социальной зрелости: позитивную направленность на окружающий мир, познавательную активность, творчество, эмоциональный мир человека, социальную значимость человеческой сущности (особенно мальчики, у которых эта направленность проявляется в два раза больше, чем у девочек). Примеры актуальных ценностей детей ДОУ № 12: «смелость — защищать девочек», «доброта», «растить сады», «лепить», «писать сказки», «художник рисует», «красный цветок», «театр», «животные в природе», «путешествия», «война» (окрашена в черный цвет), «белка орешки грызет» (эстетическая ассоциация). Средний балл — 6,45.
Средний балл контрольной группы — 4,64.
Выводы
1. Эстетическая программа способствует осознанию и дифференциации социальных и эстетических эмоций, в большей степени у мальчиков.
2. ДетиДОУ№12, занимающиеся искусством, предпочитают позитивные социальные эмоции (особенно выделяют «Справедливость»).
3. Дети ДОУ №12 значительно меньше испытывают негативные чувства, особенно скуки, что свидетельствует о высоком уровне самоорганизации.
4. Эстетическая программа способствует инициации познавательной деятельности у дошкольников и развитию познавательной потребности.
5. Эстетическая программа формирует ценностные ориентации мальчиков и девочек, направленные на окружающий мир и ценности человеческой сущности.