Повторная диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 в экспериментальной группе. В соответствии с поставленными задачами I этап эксперимента разбит на 2 серии:
серия - направлена на изучение коммуникативных особенностей испытуемых.
серия - направлена на изучение личностных особенностей испытуемых.. Методики исследований.
. Методика "Тест Кеттеля" (сокращенный вариант). /29/
Тестирование особенностей характера. Испытуемому предлагается в каждом вопросе выбрать один из трех вариантов ответа и указать буквы (a,b,c) выбранного ответа около номера вопроса. Располагать ответы на вопросы по указанному образцу, строго придерживаться предложенного расположения номеров вопросов.
a | b | c | 79. | Итог | Среднее значение | Пояснение | ||||||
Вопросы.
|
|
. Если бы я сказал, что небо находится "внизу" и зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника:) бандитом;) святым;) тучей.
. Когда я ложусь спать, я:) засыпаю быстро;) нечто среднее;) засыпаю с трудом.
. Если бы я вел машину по дороге, где много других машин, я предпочел бы:) пропустить вперед большинство машин;) не знаю;) обогнать все идущие впереди машины.
. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:) верно;) трудно сказать;) неверно.
. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть:) верно;) иногда;) нет.
. Я скорее занимался:) фехтованием и танцами;) затрудняюсь сказать;) борьбой и баскетболом.
. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:) да;) иногда;) нет.
. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и вовсе не обижаюсь:) да;) не знаю;) нет.
. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:) верно;) не знаю;) неверно.
. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:) верно;) не знаю;) неверно.
|
|
. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:) верно;) иногда;) нет.
. Я думаю, что я менее чувствительный и менее возбужденный, чем большинство людей:) верно;) затрудняюсь сказать;) неверно.
. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:) верно;) не знаю;) неверно.
Конец первого столбца.
. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова "неточный" - это:) небрежный;) приблизительный;) неверно.
. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:) да;) трудно сказать;) нет.
. Меня больше раздражают люди, которые:) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;) затрудняюсь ответить;) создают неудобство для меня, опаздывая на условленную встречу.
. Я думаю, что:) не все надо делать одинаковой тщательно;) затрудняюсь сказать;) любую работу надо выполнять одинаково тщательно, если вы за нее взялись.
. Мне всегда приходится преодолевать смущение:) да;) возможно;) нет.
. Мои друзья чаще:) советуются со мной;) делают и то и другое поровну;) дают мне советы.
. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:) да;) иногда;) нет.
. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:) верно;) затрудняюсь ответить;) неверно.
. Меня волнуют прошлые поступки и ошибки:) да;) не знаю;) нет.
. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:) играть в шахматы;) трудно сказать;) играть в городки.
. Мне нравятся общительные компанейские люди:) да;) не знаю;) нет.
. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:) да;) трудно сказать;) нет.
. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:) да;) иногда;) нет.
Конец второго столбца.
. Какое слово не связано с другим:) кошка;) близко;) солнце.
. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:) раздражает меня;) нечто среднее;) не беспокоит меня совершенно.
. Если бы у меня было много денег, то я:) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти;) не знаю;) жил бы, не стесняя себя ни в чем.
. Люди должны делать больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:) да;) иногда;) нет.
. Мне говорили, что ребенком я был:) спокойным и мог остаться один;) не знаю;) живым и подвижным.
. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:) да;) не знаю;) нет.
. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если нелегко для них:) да;) трудно сказать;) нет.
. Я стараюсь смеяться над шуткам не так громко, как это делает большинство людей:) верно;) не знаю;) неверно.
. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:) верно;) не знаю;) неверно.
. В музыке я наслаждаюсь:) маршами в исполнении военных оркестров;) не знаю;) скрипичным соло.
. Я бы скорее предпочел провести летний месяц:) в деревне с одним или двумя друзьями;) затрудняюсь сказать;) возглавляя группу в туристическом лагере.
. Усилия, затраченные на составление планов:) никогда не лишние;) трудно сказать;) не стоят этого.
. Необходимые поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают меня и не огорчают:) верно;) не знаю;) неверно.
Конец третьего столбца.
. Дом так относится к комнате, как дерево:) к лесу;) растению;) листу.
. То, что я делаю, у меня не получается:) редко;) иногда;) часто.
. В большинстве дел я:) предпочитаю рискнуть;) не знаю;) предпочитаю действовать наверняка.
. Мне больше нравится человек:) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;) трудно сказать;) со средними способностями, но зато умеющих противостоять всяким соблазнам.
|
|
. Я принимаю решения:) быстрее, чем большинство людей;) не знаю;) медленнее, чем другие люди.
. На меня большое впечатление производят:) мастерство и изящество;) трудно сказать;) сила и мощь.
. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:) да;) нечто среднее;) нет.
. Я предпочитаю:) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам;) затрудняюсь ответить;) советоваться с друзьями.
. Если человек не отвечает сразу после того, как я что-нибудь сказал, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:) верно;) не знаю;) неверно.
. В школьные годы я больше всего получил знаний:) на уроках;) трудно сказать;) читая книги.
. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:) верно;) иногда;) неверно.
. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:) заняться другими вопросами;) затрудняюсь ответить;) еще раз попытаюсь решить этот вопрос.
. У меня возникают сильные эмоции, тревога, гнев, приступы смеха и т.д. казалось бы, без всякой причины:) да;) иногда;) нет.
Конец четвертого столбца.
. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5 будет:) 10;) 5;) 7.
. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:) да;) иногда или не знаю;) нет.
. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство.) да;) иногда;) нет.
. На вечеринке мне нравится:) принимать участие в интересной работе;) затрудняюсь ответить;) смотреть, как люди отдыхают и просто отдыхать самому.
. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:) да;) иногда;) нет.
. Если бы смог перенести в прошлое, я бы больше хотел встретиться:) с Колумбом;) не знаю;) с Пушкиным.
. Я вынужден удерживать себя, чтобы не улаживать чужие дела:) да;) иногда;) нет.
. Если люди думают обо мне плохо, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:) да;) трудно сказать;) нет.
|
|
. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:) сразу же думаю, что у него плохое настроение;) не знаю;) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.
. Все несчастья происходят из-за людей:) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов;) не знаю;) которые отвергают новые, многообещающие предложения.
. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:) да;) иногда;) нет.
. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:) верно;) иногда;) нет.
. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:) верно;) не знаю;) неверно.
Конец пятого столбца.
. Если стрелки часов встречаются ровно через 65 минут, отмеренные по точным часам, то эти часы:) отстают;) идут правильно;) спешат.
. Мне бывает скучно:) часто;) иногда;) редко.
. Люди говорят, что мне нравится делать все своими оригинальными способами:) верно;) иногда;) нет.
. Дома в свободное время я:) болтаю и отдыхаю;) затрудняюсь ответить;) занимаюсь интересующими меня делами.
. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:) да;) иногда;) нет.
. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно точно также выражать прозой.) да;) иногда;) нет.
. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:) да, в большинстве случаев;) иногда;) нет, редко.
. Я думаю, что было бы интереснее быть:) натуралистом, работать с растением;) не знаю;) страховым агентом.
. Я подвержен беспричинному страх и отвращению по отношению к некоторым вещам, некоторым животным:) да;) иногда;) нет.
. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:) да;) трудно сказать;) нет.
. Я предпочитаю игры:) где надо играть в команде и иметь партнера;) не знаю;) где каждый играет сам за себя.
. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:) да;) иногда;) нет.
. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:) да;) иногда;) нет.
. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?:) двоюродным братом;) племянником;) дядей.
Проверка результатов (в баллах)
b1 | c1 | b1 | c1 | a1 | c1 | 79. | b1 | ||||||
a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | ||||||||
b1,c2 | b1,c2 | b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | ||||||||
a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | ||||||||
a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | ||||||||
a2,b1 | a2,b1 | a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | ||||||||
a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | b1,c2 | a2,b1 | a2,b1 | ||||||||
b1,c2 | a2,b1 | a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | ||||||||
b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | ||||||||
a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | b1,c2 | a2,b1 | ||||||||
a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | ||||||||
a2,b1 | a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | b1,c2 | ||||||||
a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 |
Примечание: читать, b − 1 балл, с − 2 балла, баллы суммировать
отдельно по каждому фактору и сравнивать со средними значениями.
Обозначения | Среднее значение | На 1-1,5 балла ниже среднего значения. | На 1-1,5 балла выше среднего значения |
B | 4,05 | Интеллект: конкретный | Абстрактное мышление |
C | 7,5 | Эмоциональная неустойчивость | Эмоциональная стабильность, зрелость |
E | 5,5 | Подчиненность, застенчивость | Доминантность, самоуверенность, авторитарность |
G | 7,8 | Приспособляемость, беспринципность, подвержен влиянию случая, асоциальным действиям. | Принципиальность, придерживается правил поведения, морали |
H | 7,7 | Робость, осторожность, сдержанность | Смелость, склонность к риску, легко переносит жизненные препятствия |
J | 7,6 | Жесткость, самоуверенность, практичность | Мягкость, зависимость, чувствительность, мечтательность, непрактичность |
L | 4,5 | Доверчивость, уживчивость, легко ладит с людьми | Подозрительность, эгоистичность, осторожность |
N | 5,5 | Прямолинейность, естественность, простота, сентиментальность | Хитрость, расчетливость, искушенность, проницательность, изысканность |
O | 6,58 | Спокойствие, уверенность в себе, жизнерадостность, нервы не расшатаны | Тревожность, депрессивность, тяготится дурными предчувствиями |
Q1 | 8,1 | Консерватизм, придерживается установившихся понятий, принимает их на веру | радикализм (тяга к новому), экспериментирующий, критически настроенный, аналитически мыслящий |
Q2 | 5,7 | Конформизм, зависимость от группы, компанейский, следует общественному мнению. | Независимость, предпочитает собственные решения, не считается с общественным мнением |
Q3 | 6,3 | Недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинен собственным страстям | Высокий контроль своих эмоций и поведения, точность в выполнении соп. требований |
Q4 | 6,0 | Расслабленность, вялость, спокойствие, лень, низкое рабочее напряжение. | Высокая активность, напряженность, деятельный, взвинченный, высокое рабочее напряжение. |
Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) /6,7/
Цель исследования: выявить уровень коммуникативных и организаторских способностей и их соответствие требованиям избранной школьниками будущей профессии.
Инструкция по применению методики.
Учащимся предлагается ответить на 40 вопросов:
. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения?
. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?
. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?
. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отступать от них?
. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?
. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?
. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы исполнить сегодня?
. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашими планами, мнением?
. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
. Нравится ли вам находиться среди людей?
. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей.
. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своих прав?
. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
. Принимаете ли вы участие в общественной работе, в школе (классе)?
. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
. Верно ли, что вы стремитесь отстаивать свое мнение, если оно не сразу принято вашими товарищами?
. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?
. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
. Верно ли, что у вас очень много друзей?
. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Если ответ положителен, то в соответствующей клетке бланка школьник должен поставить "+", если отрицательный - знак "-".
Бланк
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||||||||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||||||||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |