Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Всех лиц, заинтересованных в годовой бухгалтерской отчетности, можно разделить на две основные группы: внешние пользователи информации и внутренние пользователи. Принадлежность пользователя информации к группе определяет цели использования им данных годовой бухгалтерской отчетности.
Внешние пользователи информации, которая представлена в годовой бухгалтерской отчетности, - это контролирующие и учетные государственные органы, предприниматели и физические лица, связанные деловыми отношениями с компанией, представляющей годовую бухгалтерскую отчетность. Также к внешним пользователям информации, которая представлена в годовой бухгалтерской отчетности, можно отнести банковские структуры, для которых крайне важно иметь представление о стабильности компании.
Внутренние пользователи информации, которая представлена в годовой бухгалтерской отчетности, - это руководство юридического лица, его акционеры и вкладчики. Все они крайне заинтересованы в финансовой стабильности юридического лица, и именно сведения годовой бухгалтерской отчетности позволяют им либо укрепиться в своей уверенности, либо срочно предпринимать меры, направленные на повышение стабильности компании.
Согласно п.6 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом № 67н, в формах, представляемых организацией, обязательно наличие следующих данных:
. наименование составляющей части бухгалтерской отчетности (например, "Бухгалтерский баланс»);
. отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность (например, "Баланс на 31 декабря 2010г.");
. полное наименование организации (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);
. идентификационный номер налогоплательщика (присвоенный налоговыми органами в установленном порядке);
. вид деятельности (который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документом порядке Госкомстата России);
. организационно-правовая форма/ форма собственности (указывается организационно-правовая форма согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) и код собственности по классификатору форм собственности (ОКФС);
. единица измерения (формат представления числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ 384; млн. руб. - код по ОКЕИ 385);
. местонахождение (полный почтовый адрес организации);
. дата утверждения (установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);
. дата отправки/принятия (дата почтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).
. бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и валюте РФ. Инвентаризация является первым этапом подготовки составления годовой отчетности.
Инвентаризация - это способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств организации данным бухгалтерского учета. Основными целями инвентаризации, согласно п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее - Методические указания), являются:
. выявление фактического наличия имущества;
.сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
. проверка полноты отражения в учете финансовых обязательств.
При этом под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Кроме того, инвентаризации подлежат и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе:
. председателя комиссии - руководителя организации или его заместителя;
. членов комиссии - главного бухгалтера, начальников структурных подразделений, представителей общественности.
Бухгалтерская отчетность содержит систему показателей, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность организации, благодаря укрупненной группировке объектов учета по видам, соответствующим их экономическому содержанию. Такие группы объектов учета составляют элементы бухгалтерской отчетности. (15;с. 157)
Основными элементами, характеризующими состав имущества и источники его формирования, а также непосредственно относящиеся к измерению финансового положения предприятия, являются его активы, обязательства и собственный капитал (пассивы). К элементам, характеризующим эффективность работы организации, относятся прибыли и убытки, а к элементам, непосредственно относящимся к измерению прибыли, - доходы и расходы. При составлении отчетности указанные элементы размещаются так, чтобы полученная отчетная информация была пригодна для пользователей при принятии экономических решений. В этой связи все элементы отражаются в соответствующих формах бухгалтерской отчетности.
В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:
. бухгалтерский баланс
. отчет о прибылях и убытках
. отчет об изменениях капитала, отражающий данные о наличие и движении капитала и его составляющих элементов: уставного (складочного) капитала организации; добавочного капитала; резервного капитала; нераспределенной прибыли;
. отчет о движении денежных средств, содержащий показатели, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств;
. приложение к бухгалтерскому балансу, где приводятся показатели, представляющие собой детализацию имеющихся и бухгалтерском балансе данных либо содержащие качественную сторону (движение дебиторской и кредиторской задолженности и расшифровку амортизируемого имущества и финансовых вложений и другие показатели);
. пояснительная записка, где раскрывается учетная политика организации, основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты, и другая информация, полезная для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации за отчетный период;
. аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, по результатам обязательного аудита по законодательству Российской Федерации.
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности «Отчет о целевом использовании полученных средств» (ф. № 6), содержащий данные об остатках средств на начало и конец отчетного года, поступлении средств в качестве вступительных, членских, добровольных взносов и прочих поступлений; расшифровки использования средств.
Субъекты малого предпринимательства и общественные организации (объединения), не осуществляющие коммерческую деятельность, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств», а при отсутствии соответствующих данных - «Отчет об изменениях капитала» и «Приложение к бухгалтерскому балансу». (13; с. 92)
Общеметодологические принципы формирования бухгалтерской отчетности, как уже отмечалось, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99. Образцы форм бухгалтерской отчетности, рекомендуемые организациям при разработке ими отчетных форм, указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, порядке ее составления и представления утверждены приказом Минфина России от 22.07,03 № 67н. Кроме того, в целях правильного формирования показателей бухгалтерской отчетности в обязательном порядке следует руководствоваться действующими в настоящее время положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету формирования информации по отдельным объектам учета (отдельные виды активов, пассивов, доходов, расходов, хозяйственных операций), а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению.
Соблюдение требований нормативных документов позволяет унифицировать экономические показатели, формируемые в процессе деятельности организации, и делает отчетную информацию сопоставимой с информацией отчетов, составленных другими организациями.
Для обеспечения составления в короткие сроки экономически достоверной бухгалтерской отчетности организация проводит определенную подготовительную работу, позволяющую путем последовательного выполнения совокупности действий и методологических приемов сформировать отчетную информацию.
Процесс формирования информации для составления бухгалтерской отчетности включает несколько этапов подготовительной работы, последовательность осуществления которых определяется заранее разработанным в организации и доведенным до исполнителей графиком представления необходимых сведений. Основными этапами подготовительной работы формирования информации для составления бухгалтерской отчетности являются:
. проверка полноты и правильности отражения в учетных регистрах хозяйственных операций;
. уточнение оценки активов и обязательств, отраженных в бухгалтерском учете;
. выявление и отражение финансового результата деятельности организации;
. оценка информации о последствиях событий после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;
. формирование информации об аффилированных лицах, по сегментам и прекращаемой деятельности;
. заполнение отчетных форм и подготовка пояснительной записки к бухгалтерской отчетности;
. формирование информации о консолидации финансовой отчетности с дочерними и зависимыми обществами;
. подтверждение достоверности и утверждение бухгалтерской отчетности и ее оформление к представлению в соответствующие адреса (заинтересованным пользователям).
Завершающим этапом всей работы, связанной с составлением отчетности, являются процедура представления бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям и ее публикация. Следует подчеркнуть, что указанный перечень этапов подготовительной работы составления бухгалтерской отчетности не является исчерпывающим. Он может быть дополнен либо изменен организацией исходя из необходимости соблюдения действующих правил бухгалтерского учета и повышения качества отчетной информации.
Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами:
. учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества;
. территориальным органам государственной статистики по месту регистрации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации бухгалтерская отчетность представляется другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.