Краткая характеристика и техника составления отчетности на ООО «Сельхозмонтаж»

 

Рассмотрим на примере ведения учета хозяйственных операций подготовку информации для формирования отчетности на ООО «Сельхозмонтаж». По состоянию на 1 января 2010 г.:

остаток товаров (счет 41) на сумму 35 000 руб.;

остаток расходов на продажу собственных товаров (транспортные расходы) (счет 44, субсчет 1) - 7 000 руб.;

остаток денежных средств (счет 51) - 31 00,0 руб.;

остаток по счету 19 - 8 600 руб.;

задолженность поставщикам (счет 60) -51 600 руб.;

задолженность учредителя - 15 000 руб.;

уставный капитал - 45 000 руб.

В течение 2010 г. были совершены операции, представленные в журнале хозяйственных операций.

Для достижения определенной аналитичности учета учет издержек, связанных с торговлей собственным товаром, и связанных с посреднической деятельностью к счету 44 открыты три субсчета: 44-1 «Издержки по торговле собственным товаром», 44-2 «Издержки по посреднической деятельности» и 44-3 «Косвенные расходы по продажам».

Проанализируем совершенные хозяйственные операции, дадим корреспонденцию счетов, подсчитаем финансовые результаты фирмы и составим бухгалтерскую отчетность.

Итак, приобретено товаров на сумму 195 000 руб., продано товаров на 181 000 руб.

Остаток нереализованных товаров - 49 000 руб. (35 000 + 195 000 - 181 000).

Далее, необходимо рассчитать сумму издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров. Такой расчет выполнен в Справке бухгалтерии № 1.

 

Таблица 2.1 - Журнал хозяйственных операций № 1 ООО «Сельхозмонтаж» за 2010 г.

№ п. / п. Содержание хозяйственной операции Сумма, тыс. руб. Дебет счета Кредит счета
1 Образован уставный капитал (Учредительные документы). 45 75-1 80
2 Внесено в счет вклада в уставный капитал(Выписка банка). 30 51 75-1-1
3 Внесено в счет вклада в уставный капитал торговое оборудование(Акт приемки-передачи основных средств, акт независимой оценки). 15 08 75-1-1
4 Проведен монтаж оборудования, внесенного в уставный капитал НДС, предъявленный исполнителем работ (Акт приемки выполненных работ.) 5 1 08 19 60 60
5 Оприходованы основные средства (Акт приемки-передачи основных средств (ф. № ОС - 1). 20 01 08
6 Получен кредит банка под 24% годовых сроком на 3 месяца(Выписка банка с расчетного счета). 240 51 66
7 Перечислено поставщику товара по договору (Выписка банка). 224,2 60-1 51
8 Оприходован товар, поступивший от поставщика на дату перехода прав собственности - на дату поступления на станцию назначения НДС (Железнодорожные квитанции, счет-фактура). 190 34,2 41 19 60-2 60-2
9 Начислена задолженность посреднику за поиск покупателей товара НДС(Акт выполненных работ, отчет посредника, счет-фактура). 5 1 41 19 60 60
10 Начислены проценты за кредит Уплачены проценты за кредит (Кредитный договор, выписка банка). 24 24 91-2 66 66 51
11 Отгружен товар покупателю, переход прав собственности - на складе поставщика по продажной цене НДС (Товаросопроводительные документы, счет-фактура). 127,2 19,4 62-3-3 90-3 90-1 76-НДС
12 Списана покупная стоимость реализованного товара(Товаросопроводительные документы, счет-фактура). 76 90-2 41
13 Отгружен товар покупателю, переход прав собственности - на складе поставщика по продажной цене (Товаросопроводительные документы, счет-фактура). 20,296 62-3-1 90-1
  НДС 3,096 90-3 76-НДС
14 Списана покупная стоимость реализованного товара(Товаросопроводительные документы, счет-фактура). 10 90-2 41
15 Отгружен товар покупателя на условиях перехода прав собственности - склад покупателя (Товарно-транспортная накладная с отметкой покупателя). 212,4 62-3-2 90-1
  НДС 32,4 90-3 76-НДС
16 Списана покупная стоимость товара(Товарно-транспортная накладная с отметкой покупателя). 95 90-2 41
17 Погашена задолженность покупателя(Выпискабанка). 59 51 62-3-3
18 Погашена задолженность покупателя путем передачи векселя банка(Акт передачи. Вексель банка "ВТБ", на котором сделана передаточная надпись на ООО "Сельхозмонтаж"). 212,4 58 62-3-2
19 Начислена заработная плата сотрудников, занятых продажей собственных товаров(Расчетно-платежные ведомости). 18,94 44-1 70
20 Начислен социальный налог (Расчетно-платежные ведомости). 7 44-1 69
21 (Товарно-транспортные накладные, счет-фактура).      
  Оплачены расходы по доставке реализованного товара 23 44-1 60
  НДС 4,6 19 60
22 (Справка бухгалтерии. Выписки банка, счета-фактуры).      
  Начислен НДС в бюджет с оплаченной выручки 46 76-НДС 68
23 Зачтен аванс, уплаченный поставщику 228 60-2 60-1
24 (Справка бухгалтерии № 1).      
  Списаны издержки отчетного периода, приходящиеся на реализованные товары 49,57 90-2 44-1

бухгалтерский учет отчет баланс

Таблица 2.2 - Справка бухгалтерии № 1

Справка бухгалтерии № 1 по расчету суммы издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров: 1. Сумма транспортных расходов - 7 000 +23 000-30 000руб. 2. Сумма товаров реализованных и остатка товаров на конец месяца: 181 000руб. + 49 000руб. = 230 000руб. 3. Средний процент издержек - 30 000руб.: 230 000руб. * 100% = 13%. 4. Сумма издержек (транспортных расходов), приходящихся ни остаток нереализованных товаров, - 6 370руб. (49 000руб. *13 / 100). Остальная сумма издержек обращения - 49 570 руб. (7 000 + 48 940руб. - 6 370 руб.) списывается в дебет счета 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж», и оформляется бухгалтерская запись: Д-т сч.90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»: 49 570 руб. К-т сч. 44, субсчет 1 «Прямые расходы по торговле и приобретенным товарам»: 49 570 руб.
Бухгалтер: ____________/Колобова Н.В./

 

Как отмечалось выше, ООО «Сельхозмонтаж» ведет посредническую деятельность, в частности выступает в роли комиссионера. ООО «Сельхозмонтаж» заключило договор комиссии с оптовой фирмой ОАО «Старт». В соответствии с договором комитент поручает комиссионеру продать от его имени, но за счет комитента партию краски по цене не ниже 100 000 руб. + 18 000 руб. (НДС). За реализованный товар комиссионер получает комиссию в размере 18% стоимости передаваемого товара, т.е. 20 000 руб. + 3 600 руб. (НДС). В случае если комиссионер сможет реализовать товар дороже, все превышение цены реализации над ценой, указанной в накладной, делится между сторонами договора поровну.

Покупная цена товара, переданного ОАО «Старт» на комиссию, указана в накладной и составляет 70 000 руб. плюс 12 600 руб. НДС.

Комиссионер, ООО «Сельхозмонтаж», выполняя указание комитента, реализовало товар по цене выше, чем было указано в договоре, а именно за 177 000 руб. (150 000 руб. + 27 000 руб. (НДС)).

Вся полученная сумма выручки за минусом комиссионного вознаграждения и причитающейся ему части превышения продажной цены над покупной была перечислена комитенту.

Корреспонденция счетов, отражающая совершенные операции, приведена в журнале хозяйственных операций № 2. Для наглядности в журнале представлена корреспонденция счетов, которую должен выполнить комитент ОАО «Старт».

 

Таблица 2.3 - Расчет вознаграждения комиссионера

Расчет вознаграждения комиссионера. Продажная цена - 177 000 руб. Предполагаемая цена - 118 000 руб. Превышение фактической цены продажи над предполагаемой - 59 000 руб. (177 000 - 118 000). Сумма, причитающаяся ООО «Сельхозмонтаж», равна 29 500 руб. (59 000: 2). Всего причитается к получению 53 100 руб. (23 600 + 29 500), включая НДС - 8 100 руб.
Бухгалтер: ____________/ Колобова Н.В /

 

Таблица 2.4 - Журнал хозяйственных операций № 2

№ п/п Содержание хозяйственной операции

Комиссионер ООО «Сельхозмонтаж»

Сумма, тыс. руб.

Комитент ОАО «Старт»

Сумма, тыс. руб.
    дебет счета кредит счета   дебет счета кредит счета  
1 Передан товар на комиссию у комитента по покупной цене у комиссионера по цене, указанной в накладной (Накладная). 004   118 45 41 70
2 (Товаросопроводительные документы).   004 118      
  Отгружен товар покупателю 62-2 76-5 177 76-6 90-1 177
3 Начислен НДС по отгруженному, но неоплаченному товару (Товаросопроводительные документы. Счет-фактура).       90-3 76-8 27
4 (Отчет комиссионера). Начислено вознаграждение 76-6 90-1 53,1      
  НДС 90-3 68 8,1      
5 Поступила выручка от покупателей комиссионного товара (Выписка банка). 51 62 177      
6 Перечислено комитенту за реализованный товар(Выписка банка). 76-6 51 123,9 51 76 123,9
7 Списано комиссионное вознаграждение, уплаченное комиссионеру (Акт, отчет).       44 76-6 45
          19 76-6 8,1
  Зачтен НДС по комиссионному вознаграждению       68 19 8,1
8 Списана покупная стоимость реализованного товара (Отчет комиссионера).       90-2 45 70
9 Списаны расходы по продаже товара (Отчет комиссионера)       90-2 44-2 45
10 Определен результат от продажи у комитента (Справка бухгалтерии).       90-9 99 25
11 (Справка бухгалтерии).            
  Начислена заработная плата менеджера, выполняющего указанный договор 44-2 70 2,5      
  Начислен социальный налог 44-2 69 1      
  Списаны издержки, связанные с выполнением договора 90-22 44-2 3,95      

 

В ООО «Сельхозмонтаж» за истекший период имели место расходы, сгруппированные в журнале хозяйственных операций № 3. Это косвенные издержки, которые нельзя сразу отнести на тот или иной вид деятельности. Чтобы определить результаты хозяйственной деятельности по двум видам деятельности, необходимо распределить между ними косвенные издержки. В соответствии с учетной политикой эти издержки учитываются на счете 44, субсчет 3.

 

Таблица 2.5 - Журнал хозяйственных операций № 3

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, тыс.руб. Дебет счета Кредит счета
1 Начислена заработная плата администрации фирмы(Расчетно-платежная ведомость). 7 44-3 70
2 Начислен социальный налог(Расчетно-платежная ведомость, свод заработной платы). 2,6 44-3 69
3 Оплачены телефонные переговоры (Выписка банка, счет-фактура). 0,5 44-3 51
4 НДС с телефонных переговоров (Выписка банка, счет-фактура). 0,1 19 51
5 Начислена амортизация основных средств(Справка бухгалтерии). 1,5 44-3 02
6 Начислена аренда офиса НДС с аренды (Договор, счет-фактура). 3 0,54 44-3 19 60 60
7 Начислена арендная плата за складское помещение НДС с аренды (Договор аренды, счет-фактура). 14 2,5 44-3 19 60 60
8 Проведен ремонт арендованного помещения НДС (Акт приемки работ, справка формы № КС-3, счет-фактура). 15 2,7 44-3 19 60 60
9 Оплачены аренда офиса Ремонт помещения (Выписка банка). 3,54 16,5 60 60 51 51
10 Списаны косвенные расходы(Справка бухгалтерии). 43,6 90-2 44-3
11 Определен результат от продажи товаров и посреднической деятельности(Справка бухгалтерии № 3). 71,88 90-91 99
12 Списаны прочие расходы(Справка бухгалтерии № 3). 24 99 91-9
13 Начислен налог на прибыль (Справка бухгалтерии). 18,906 99 68
14 Списан в зачет перед бюджетом НДС, оплаченный поставщикам(Справка бухгалтерии). (0,1+2,5+0,54+34,2) 37,34 68 19

 

Сумма косвенных издержек составляет 43 600 руб.

 

Таблица 2.6 - Справка бухгалтерии № 2

Справка бухгалтерии № 2 по расчету финансового результата от продажи товаров и посреднической деятельности Сумма расходов, связанных с продажей, составила 278,12 тыс. руб., в том числе: стоимость проданных товаров - 181 тыс. руб. издержки обращения -49,57 тыс. руб. Сумма расходов по посреднической деятельности - 3,95 тыс. руб. Сумма косвенных издержек - 43,6 тыс. руб. Сумма выручки от: торговли собственным товаром - 359,896 тыс. руб. посреднической деятельности - 53,1 тыс. руб. НДС к начислению всего - 62,996 тыс. руб. Финансовый результат - 71,88 тыс. руб. (359,896+53,1-62,996-278,12).
Бухгалтер: ____________/Колобова Н.В./

 

После того как начислены налоги, рассчитаны остатки по счетам, были составлены основные формы отчетности: баланс, отчет о прибылях и убытках. Процессы учета и формирования отчетности на предприятии автоматизированы. Данные годовые формы ООО «Сельхозмонтаж» представленные в приложениях №3 и № 4 соответственно.


 





Заключение

 

В рамках настоящей работы были рассмотрены вопросы состава, содержания и техники составления годовой бухгалтерской отчетности на примере ООО «Сельхозмонтаж». По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

. В зависимости от охватываемого периода деятельности организации различают промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточной бухгалтерской отчетностью считается отчетность, составленная на внутригодовую дату (месячная, квартальная). Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчет по итогам за год является годовым бухгалтерским отчетом. При этом согласно ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отчетным годом для всех организаций считается календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, разрешается считать первым отчетным годом период с даты их регистрации по 31 декабря следующего года. По степени обобщения отчетных данных выделяют индивидуальную бухгалтерскую отчетность и консолидированную финансовую отчетность.

. Основные требования составления бухгалтерской отчетности регламентируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Качественными признаками отчетной информации, прежде всего, являются: понятность, полнота, достоверность, существенность, нейтральность, сопоставимость.

. После завершения всех подготовительных работ и отражения в бухгалтерском учете результатов проведенной инвентаризации имущества и финансовых обязательств составляют бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности. Основой для составления бухгалтерской отчетности являются остатки по счетам Главной книги и данные учетных регистров. Процедура заполнения отчетных форм представляет собой перенос из учетных регистров предварительно сгруппированных и обобщенных в упорядоченную систему данных.

Бухгалтерскую отчетность организации могут составлять по формам, приведенным в приложении к приказу Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.03 № 67н. Однако если при составлении отчетности выявляется недостаточность данных, предусмотренных в o6pазцах отчетных форм, но необходимых для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность разрешается включать соответствующие дополнительные показатели или давать расшифровки к соответствующим статьям в виде приложений к отчетным формам, а по отдельным показателям - в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности.

. В целом система учета на предприятии отвечает требованиям законодательства и ведется с применением современных информационных технологий. Но, к сожалению, она не лишена некоторых недостатков.

. Для устранения выделенных недостатков можно предложить следующее:

использовать метод списания по стоимости единицы товара;

изложить в приказе об утверждении учетной политики фактически сложившийся порядок включения транспортно-заготовительных расходов в учетную стоимость товаров;

предусмотреть более короткие отчетные периоды для кладовщиков, например, десять дней или неделю.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: