Рассмотрим на примере ведения учета хозяйственных операций подготовку информации для формирования отчетности на ООО «Сельхозмонтаж». По состоянию на 1 января 2010 г.:
остаток товаров (счет 41) на сумму 35 000 руб.;
остаток расходов на продажу собственных товаров (транспортные расходы) (счет 44, субсчет 1) - 7 000 руб.;
остаток денежных средств (счет 51) - 31 00,0 руб.;
остаток по счету 19 - 8 600 руб.;
задолженность поставщикам (счет 60) -51 600 руб.;
задолженность учредителя - 15 000 руб.;
уставный капитал - 45 000 руб.
В течение 2010 г. были совершены операции, представленные в журнале хозяйственных операций.
Для достижения определенной аналитичности учета учет издержек, связанных с торговлей собственным товаром, и связанных с посреднической деятельностью к счету 44 открыты три субсчета: 44-1 «Издержки по торговле собственным товаром», 44-2 «Издержки по посреднической деятельности» и 44-3 «Косвенные расходы по продажам».
Проанализируем совершенные хозяйственные операции, дадим корреспонденцию счетов, подсчитаем финансовые результаты фирмы и составим бухгалтерскую отчетность.
|
|
Итак, приобретено товаров на сумму 195 000 руб., продано товаров на 181 000 руб.
Остаток нереализованных товаров - 49 000 руб. (35 000 + 195 000 - 181 000).
Далее, необходимо рассчитать сумму издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров. Такой расчет выполнен в Справке бухгалтерии № 1.
Таблица 2.1 - Журнал хозяйственных операций № 1 ООО «Сельхозмонтаж» за 2010 г.
№ п. / п. | Содержание хозяйственной операции | Сумма, тыс. руб. | Дебет счета | Кредит счета |
1 | Образован уставный капитал (Учредительные документы). | 45 | 75-1 | 80 |
2 | Внесено в счет вклада в уставный капитал(Выписка банка). | 30 | 51 | 75-1-1 |
3 | Внесено в счет вклада в уставный капитал торговое оборудование(Акт приемки-передачи основных средств, акт независимой оценки). | 15 | 08 | 75-1-1 |
4 | Проведен монтаж оборудования, внесенного в уставный капитал НДС, предъявленный исполнителем работ (Акт приемки выполненных работ.) | 5 1 | 08 19 | 60 60 |
5 | Оприходованы основные средства (Акт приемки-передачи основных средств (ф. № ОС - 1). | 20 | 01 | 08 |
6 | Получен кредит банка под 24% годовых сроком на 3 месяца(Выписка банка с расчетного счета). | 240 | 51 | 66 |
7 | Перечислено поставщику товара по договору (Выписка банка). | 224,2 | 60-1 | 51 |
8 | Оприходован товар, поступивший от поставщика на дату перехода прав собственности - на дату поступления на станцию назначения НДС (Железнодорожные квитанции, счет-фактура). | 190 34,2 | 41 19 | 60-2 60-2 |
9 | Начислена задолженность посреднику за поиск покупателей товара НДС(Акт выполненных работ, отчет посредника, счет-фактура). | 5 1 | 41 19 | 60 60 |
10 | Начислены проценты за кредит Уплачены проценты за кредит (Кредитный договор, выписка банка). | 24 24 | 91-2 66 | 66 51 |
11 | Отгружен товар покупателю, переход прав собственности - на складе поставщика по продажной цене НДС (Товаросопроводительные документы, счет-фактура). | 127,2 19,4 | 62-3-3 90-3 | 90-1 76-НДС |
12 | Списана покупная стоимость реализованного товара(Товаросопроводительные документы, счет-фактура). | 76 | 90-2 | 41 |
13 | Отгружен товар покупателю, переход прав собственности - на складе поставщика по продажной цене (Товаросопроводительные документы, счет-фактура). | 20,296 | 62-3-1 | 90-1 |
НДС | 3,096 | 90-3 | 76-НДС | |
14 | Списана покупная стоимость реализованного товара(Товаросопроводительные документы, счет-фактура). | 10 | 90-2 | 41 |
15 | Отгружен товар покупателя на условиях перехода прав собственности - склад покупателя (Товарно-транспортная накладная с отметкой покупателя). | 212,4 | 62-3-2 | 90-1 |
НДС | 32,4 | 90-3 | 76-НДС | |
16 | Списана покупная стоимость товара(Товарно-транспортная накладная с отметкой покупателя). | 95 | 90-2 | 41 |
17 | Погашена задолженность покупателя(Выпискабанка). | 59 | 51 | 62-3-3 |
18 | Погашена задолженность покупателя путем передачи векселя банка(Акт передачи. Вексель банка "ВТБ", на котором сделана передаточная надпись на ООО "Сельхозмонтаж"). | 212,4 | 58 | 62-3-2 |
19 | Начислена заработная плата сотрудников, занятых продажей собственных товаров(Расчетно-платежные ведомости). | 18,94 | 44-1 | 70 |
20 | Начислен социальный налог (Расчетно-платежные ведомости). | 7 | 44-1 | 69 |
21 | (Товарно-транспортные накладные, счет-фактура). | |||
Оплачены расходы по доставке реализованного товара | 23 | 44-1 | 60 | |
НДС | 4,6 | 19 | 60 | |
22 | (Справка бухгалтерии. Выписки банка, счета-фактуры). | |||
Начислен НДС в бюджет с оплаченной выручки | 46 | 76-НДС | 68 | |
23 | Зачтен аванс, уплаченный поставщику | 228 | 60-2 | 60-1 |
24 | (Справка бухгалтерии № 1). | |||
Списаны издержки отчетного периода, приходящиеся на реализованные товары | 49,57 | 90-2 | 44-1 |
бухгалтерский учет отчет баланс
|
|
Таблица 2.2 - Справка бухгалтерии № 1
Справка бухгалтерии № 1 по расчету суммы издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров: 1. Сумма транспортных расходов - 7 000 +23 000-30 000руб. 2. Сумма товаров реализованных и остатка товаров на конец месяца: 181 000руб. + 49 000руб. = 230 000руб. 3. Средний процент издержек - 30 000руб.: 230 000руб. * 100% = 13%. 4. Сумма издержек (транспортных расходов), приходящихся ни остаток нереализованных товаров, - 6 370руб. (49 000руб. *13 / 100). Остальная сумма издержек обращения - 49 570 руб. (7 000 + 48 940руб. - 6 370 руб.) списывается в дебет счета 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж», и оформляется бухгалтерская запись: Д-т сч.90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»: 49 570 руб. К-т сч. 44, субсчет 1 «Прямые расходы по торговле и приобретенным товарам»: 49 570 руб. |
Бухгалтер: ____________/Колобова Н.В./ |
Как отмечалось выше, ООО «Сельхозмонтаж» ведет посредническую деятельность, в частности выступает в роли комиссионера. ООО «Сельхозмонтаж» заключило договор комиссии с оптовой фирмой ОАО «Старт». В соответствии с договором комитент поручает комиссионеру продать от его имени, но за счет комитента партию краски по цене не ниже 100 000 руб. + 18 000 руб. (НДС). За реализованный товар комиссионер получает комиссию в размере 18% стоимости передаваемого товара, т.е. 20 000 руб. + 3 600 руб. (НДС). В случае если комиссионер сможет реализовать товар дороже, все превышение цены реализации над ценой, указанной в накладной, делится между сторонами договора поровну.
Покупная цена товара, переданного ОАО «Старт» на комиссию, указана в накладной и составляет 70 000 руб. плюс 12 600 руб. НДС.
Комиссионер, ООО «Сельхозмонтаж», выполняя указание комитента, реализовало товар по цене выше, чем было указано в договоре, а именно за 177 000 руб. (150 000 руб. + 27 000 руб. (НДС)).
|
|
Вся полученная сумма выручки за минусом комиссионного вознаграждения и причитающейся ему части превышения продажной цены над покупной была перечислена комитенту.
Корреспонденция счетов, отражающая совершенные операции, приведена в журнале хозяйственных операций № 2. Для наглядности в журнале представлена корреспонденция счетов, которую должен выполнить комитент ОАО «Старт».
Таблица 2.3 - Расчет вознаграждения комиссионера
Расчет вознаграждения комиссионера. Продажная цена - 177 000 руб. Предполагаемая цена - 118 000 руб. Превышение фактической цены продажи над предполагаемой - 59 000 руб. (177 000 - 118 000). Сумма, причитающаяся ООО «Сельхозмонтаж», равна 29 500 руб. (59 000: 2). Всего причитается к получению 53 100 руб. (23 600 + 29 500), включая НДС - 8 100 руб. |
Бухгалтер: ____________/ Колобова Н.В / |
Таблица 2.4 - Журнал хозяйственных операций № 2
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Комиссионер ООО «Сельхозмонтаж» | Сумма, тыс. руб. | Комитент ОАО «Старт» | Сумма, тыс. руб. | ||
дебет счета | кредит счета | дебет счета | кредит счета | ||||
1 | Передан товар на комиссию у комитента по покупной цене у комиссионера по цене, указанной в накладной (Накладная). | 004 | 118 | 45 | 41 | 70 | |
2 | (Товаросопроводительные документы). | 004 | 118 | ||||
Отгружен товар покупателю | 62-2 | 76-5 | 177 | 76-6 | 90-1 | 177 | |
3 | Начислен НДС по отгруженному, но неоплаченному товару (Товаросопроводительные документы. Счет-фактура). | 90-3 | 76-8 | 27 | |||
4 | (Отчет комиссионера). Начислено вознаграждение | 76-6 | 90-1 | 53,1 | |||
НДС | 90-3 | 68 | 8,1 | ||||
5 | Поступила выручка от покупателей комиссионного товара (Выписка банка). | 51 | 62 | 177 | |||
6 | Перечислено комитенту за реализованный товар(Выписка банка). | 76-6 | 51 | 123,9 | 51 | 76 | 123,9 |
7 | Списано комиссионное вознаграждение, уплаченное комиссионеру (Акт, отчет). | 44 | 76-6 | 45 | |||
19 | 76-6 | 8,1 | |||||
Зачтен НДС по комиссионному вознаграждению | 68 | 19 | 8,1 | ||||
8 | Списана покупная стоимость реализованного товара (Отчет комиссионера). | 90-2 | 45 | 70 | |||
9 | Списаны расходы по продаже товара (Отчет комиссионера) | 90-2 | 44-2 | 45 | |||
10 | Определен результат от продажи у комитента (Справка бухгалтерии). | 90-9 | 99 | 25 | |||
11 | (Справка бухгалтерии). | ||||||
Начислена заработная плата менеджера, выполняющего указанный договор | 44-2 | 70 | 2,5 | ||||
Начислен социальный налог | 44-2 | 69 | 1 | ||||
Списаны издержки, связанные с выполнением договора | 90-22 | 44-2 | 3,95 |
|
|
В ООО «Сельхозмонтаж» за истекший период имели место расходы, сгруппированные в журнале хозяйственных операций № 3. Это косвенные издержки, которые нельзя сразу отнести на тот или иной вид деятельности. Чтобы определить результаты хозяйственной деятельности по двум видам деятельности, необходимо распределить между ними косвенные издержки. В соответствии с учетной политикой эти издержки учитываются на счете 44, субсчет 3.
Таблица 2.5 - Журнал хозяйственных операций № 3
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, тыс.руб. | Дебет счета | Кредит счета |
1 | Начислена заработная плата администрации фирмы(Расчетно-платежная ведомость). | 7 | 44-3 | 70 |
2 | Начислен социальный налог(Расчетно-платежная ведомость, свод заработной платы). | 2,6 | 44-3 | 69 |
3 | Оплачены телефонные переговоры (Выписка банка, счет-фактура). | 0,5 | 44-3 | 51 |
4 | НДС с телефонных переговоров (Выписка банка, счет-фактура). | 0,1 | 19 | 51 |
5 | Начислена амортизация основных средств(Справка бухгалтерии). | 1,5 | 44-3 | 02 |
6 | Начислена аренда офиса НДС с аренды (Договор, счет-фактура). | 3 0,54 | 44-3 19 | 60 60 |
7 | Начислена арендная плата за складское помещение НДС с аренды (Договор аренды, счет-фактура). | 14 2,5 | 44-3 19 | 60 60 |
8 | Проведен ремонт арендованного помещения НДС (Акт приемки работ, справка формы № КС-3, счет-фактура). | 15 2,7 | 44-3 19 | 60 60 |
9 | Оплачены аренда офиса Ремонт помещения (Выписка банка). | 3,54 16,5 | 60 60 | 51 51 |
10 | Списаны косвенные расходы(Справка бухгалтерии). | 43,6 | 90-2 | 44-3 |
11 | Определен результат от продажи товаров и посреднической деятельности(Справка бухгалтерии № 3). | 71,88 | 90-91 | 99 |
12 | Списаны прочие расходы(Справка бухгалтерии № 3). | 24 | 99 | 91-9 |
13 | Начислен налог на прибыль (Справка бухгалтерии). | 18,906 | 99 | 68 |
14 | Списан в зачет перед бюджетом НДС, оплаченный поставщикам(Справка бухгалтерии). (0,1+2,5+0,54+34,2) | 37,34 | 68 | 19 |
Сумма косвенных издержек составляет 43 600 руб.
Таблица 2.6 - Справка бухгалтерии № 2
Справка бухгалтерии № 2 по расчету финансового результата от продажи товаров и посреднической деятельности Сумма расходов, связанных с продажей, составила 278,12 тыс. руб., в том числе: стоимость проданных товаров - 181 тыс. руб. издержки обращения -49,57 тыс. руб. Сумма расходов по посреднической деятельности - 3,95 тыс. руб. Сумма косвенных издержек - 43,6 тыс. руб. Сумма выручки от: торговли собственным товаром - 359,896 тыс. руб. посреднической деятельности - 53,1 тыс. руб. НДС к начислению всего - 62,996 тыс. руб. Финансовый результат - 71,88 тыс. руб. (359,896+53,1-62,996-278,12). |
Бухгалтер: ____________/Колобова Н.В./ |
После того как начислены налоги, рассчитаны остатки по счетам, были составлены основные формы отчетности: баланс, отчет о прибылях и убытках. Процессы учета и формирования отчетности на предприятии автоматизированы. Данные годовые формы ООО «Сельхозмонтаж» представленные в приложениях №3 и № 4 соответственно.
Заключение
В рамках настоящей работы были рассмотрены вопросы состава, содержания и техники составления годовой бухгалтерской отчетности на примере ООО «Сельхозмонтаж». По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
. В зависимости от охватываемого периода деятельности организации различают промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточной бухгалтерской отчетностью считается отчетность, составленная на внутригодовую дату (месячная, квартальная). Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчет по итогам за год является годовым бухгалтерским отчетом. При этом согласно ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отчетным годом для всех организаций считается календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, разрешается считать первым отчетным годом период с даты их регистрации по 31 декабря следующего года. По степени обобщения отчетных данных выделяют индивидуальную бухгалтерскую отчетность и консолидированную финансовую отчетность.
. Основные требования составления бухгалтерской отчетности регламентируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Качественными признаками отчетной информации, прежде всего, являются: понятность, полнота, достоверность, существенность, нейтральность, сопоставимость.
. После завершения всех подготовительных работ и отражения в бухгалтерском учете результатов проведенной инвентаризации имущества и финансовых обязательств составляют бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности. Основой для составления бухгалтерской отчетности являются остатки по счетам Главной книги и данные учетных регистров. Процедура заполнения отчетных форм представляет собой перенос из учетных регистров предварительно сгруппированных и обобщенных в упорядоченную систему данных.
Бухгалтерскую отчетность организации могут составлять по формам, приведенным в приложении к приказу Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.03 № 67н. Однако если при составлении отчетности выявляется недостаточность данных, предусмотренных в o6pазцах отчетных форм, но необходимых для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность разрешается включать соответствующие дополнительные показатели или давать расшифровки к соответствующим статьям в виде приложений к отчетным формам, а по отдельным показателям - в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности.
. В целом система учета на предприятии отвечает требованиям законодательства и ведется с применением современных информационных технологий. Но, к сожалению, она не лишена некоторых недостатков.
. Для устранения выделенных недостатков можно предложить следующее:
использовать метод списания по стоимости единицы товара;
изложить в приказе об утверждении учетной политики фактически сложившийся порядок включения транспортно-заготовительных расходов в учетную стоимость товаров;
предусмотреть более короткие отчетные периоды для кладовщиков, например, десять дней или неделю.