Формирование и становление отцовства в истории развития человечества

Введение

 

В настоящее время существует огромное количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Эти исследования имеют достаточно широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные аспекты роли отца мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи.

Нам показалось, что будет интересно узнать, как с развитием и взрослением ребёнка изменяются забота и осознанность родительства у отца, проследить во время какого возрастного периода ребенка забота и осознанность родительства отца наиболее высока, а во время какого периода - на низком уровне.

В исследовании принимали участие 45 мужчин:

· 15 мужчин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет;

·   15 мужчин, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет;

·   15 мужчин, имеющих ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет.

Цель настоящей работы - выявить разницу развития у отцов, имеющих разновозрастных детей, таких качеств как забота и осознанность водительства.

Объектом исследования является отцовство как психологический феномен.

Предмет данного исследования - забота и осознанность родительства отцов разновозрастных детей.

В ходе исследования решались следующие задачи:

. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отцовства.

. Подобрать диагностический инструментарий для изучения особенностей становления и изменения у отцов таких качеств как забота и осознанность родительства.

. Исследовать особенности развития заботы и осознанности родительства у отцов разновозрастных детей.

Гипотеза исследования состоит в следующем: с развитием и взрослением ребенка уровень осознанности родительства, равно как и уровень заботы у отцов стабильно увеличивается.

Для изучения самосознания подростков были выбраны следующие методики:

· Сознательное родительство;

·   Мера заботы.

Из статистических методик был использован критерий Стьюдента.

Исследование проводилось на базе Тюкалинского ГОВД, службы занятости г.Тюкалинска и федеральной службы судебный приставов.

Сначала был подготовлен диагностический материал. Далее он был роздан сотрудникам, на следующий день мы собрали бланки с ответами.



Глава 1. Отцовство как психологический феномен

Формирование и становление отцовства в истории развития человечества

 

Работы социологов и историков по отцовству говорят о том, что отцовство - по существу, социальное явление. Каждое поколение формирует свой культурный идеал отца согласно своему времени и условиям.

На ранних этапах развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. Родительские функции распределялись между широким кругом родственников, и детей считали себя принадлежащими к общине как к целому. Привязанность между ребенком и его физическими родителями не развивалась. Поэтому говорить об отцовстве в современном понимании этого термина не приходится.

В первобытном обществе убийство ребенка не считалось таким преступлением, как убийство взрослого, похоронный обряд сводился к минимуму или отсутствовал. Но иметь детей считалось почетным. И не только родители и близкие родственники, но и другие взрослые члены общины обычно были ласковы и внимательны к детям.

Даже во времена античности забота о детях была весьма избирательна. Аристотель считал справедливым, что ребенка-калеку кормить не следует, Цицерон писал, что смерть ребенка нужно переносить «со спокойной душой». Маленькие дети не вызывали у античных народов чувства умиления, их по большей части не замечали. Ребенок рассматривался как низшее существо, которое принадлежит родителям как прочая собственность. Например, по данным Ш. Барта в Древнем Египте отношения отцов и детей строились на взаимовыгодном сотрудничестве: дети помогали по дому, отцы их кормили. Дети были полностью подчинены воле отца. И, хотя в позднем Египте уже существовали школы, тем не менее, в большинстве случаев, подчиняясь традиции, именно отцы обучали своих сыновей, в том числе и тому, что значит быть отцом.

В Древнем Риме отношения отца и детей строились как отношения владения вещью, а не на основе любви или заботы. У отца были более важные интересы, чем воспитание детей. Отец имел абсолютную власть над детьми, и даже сыновья не могли получить ничего, пока он был жив. Однако в последнее время исследователи поменяли свое мнение относительно отношений отца и детей в Древнем Риме. Раньше изучались только нормативные и юридические документы, которые действительно показывали такую картину отцовства, однако сейчас принимаются во внимание также и литературные источники, анализируя которые можно сделать вывод о том, что отец в Древнем Риме был не чужд милосердия и не был жесток к своим детям. Право же полновластного распоряжения жизнью и смертью детей было отобрано у отцов только около 390 г. н. э., инфантицид стал считаться преступлением только в 318 г. при императоре Константине, и только в 318 г. был приравнен к человекоубийству.

Раннее христианство привнесло изменения в отношения отца и детей, кроме того, стали четче разграничиться отцовская и материнская функции. В отношениях появилась эмпатия. Однако позже, в средние века, происходят значительные изменения: появляется новая социальная роль - священник, исповедник, который вмешивается во все внутренние дела семьи и берет на себя функцию отца. При этом сам дает обет безбрачия и не имеет права иметь детей. Таким образом, происходит ущемление отцовства как важнейшей роли в жизни мужчины. Данная тенденция еще более усиливается в двенадцатом-тринадцатом веках, когда отцовство связывается с женщиной и грехом. Только в четырнадцатом веке церковь начинает почитать материнство и позднее - отцовство, когда, согласно учению Фомы Аквинского, духовные наставления отца становятся важны для воспитания ребенка в духе почитания религии.

Однако формирование стойкой привязанности родителей к детям затруднялось, во-первых, из-за высокой смертности и высокой рождаемости - холодное отношение к смерти детей - своеобразная психологическая защита на то, что случалось очень часто. Во-вторых, обычай воспитывать детей вне семьи в среде феодальной знати приводил к тому, что взаимоотношения родителей и детей регламентировались не чувствами, а нормой и сознанием родственных обязанностей и правил этикета. В России зависимость детей от родителей была рабской: от отца - главы семьи - находились в зависимости и жена, и дети. Церковные предписания требовали строгости воспитания. Домострой запрещал даже смеяться и играть с ребенком [10].

Только во времена Ренессанса отношение к семейным функциям начинает меняться. Реформация сделала женские роли матери и хозяйки в доме главными и единственными в жизни женщины. Отцовские же функции не контролировались больше церковью, т.к. брак был теперь в ведении государства, таким образом, и отцовские функции регулировались обществом.

В конце восемнадцатого - начале девятнадцатого веков детоцентристская ориентация прочно утвердилась в общественном сознании и семья начала отстаивать свое «естественное право» заботиться о детях, экономические трудности доводили людей до полного отрицания нужности детей семье. Дети нужны были не семье, а государству, армии и т.д. В восемнадцатом веке мать берет на себя еще больше семейных функций, занимаясь только домом. Отец становится кормильцем, работает для того, чтобы мать занималась детьми. Тогда и появляется концепция материнской любви, о любви отца речи не идет [10]. Девятнадцатый век привнес юридические изменения статуса отца, который потерял свою абсолютную власть. Кроме того, провозглашается незаменимость матери в воспитании детей, появляется теория «материнского инстинкта». Отец постепенно теряет свои функции, так защиту и образование берет на себя государство. Становится возможным обеспечение семьи женщиной, развивается женское движение во многих западных странах [14].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: