Описание и анализ полученных результатов

 

Мы использовали опросник «Сознательное родительство» в трех группах отцов с детьми разного возраста с целью выявления, существует ли разница в осознании родительства.

Результаты, полученные нами с помощью данной методики, мы представили в таблице.

 

Таблица 1 Результаты методики «Сознательное родительство»

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 группа 6 ч (40%) 6 ч (40%) 3 ч (20%)
2 группа 6 ч (40%) 5 ч (33%) 4 ч (27%)
3 группа 6 ч (40%) 6 ч (40%) 3 ч (20%)

 

Проанализировав полученные данные, мы можем сказать, что результаты первой и третьей групп абсолютно идентичны, т.е. высокий уровень в обеих группах у 40% испытуемых, средний уровень в обеих группах так же у 40% испытуемых, и соответственно у 20% испытуемых в обеих группах низкий уровень. Во второй группе результаты несколько отличаются, но, на наш взгляд, эта разница не настолько велика, чтобы сказать, что между этими группами есть различия.

Так же можно отметить, что во всех трех группах больше испытуемых с высоким и средним уровнем осознанности родительства. Таким образом, уже на данном этапе, мы можем предположить, что больших различий между тремя группами испытуемых нет. Для того, чтобы проверить эти результаты, мы использовали такой статистический метод как критерий Стьюдента (данные представлены в Приложении 3).

Сначала мы сравнили первую (мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет) и вторую (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет) группы испытуемых (таблица 2).

Результат: tЭмп = 1.5

Полученное эмпирическое значение t(1.5) находится в зоне незначимости.

Таким образом, мы можем говорить о том, что существенной разницы между осознанием родительства у отцов, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, и отцов, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет не наблюдается.

Далее, используя критерий Стьюдента, мы сравнили вторую (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет) и третью (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет) группы испытуемых. И получили следующий результат: tЭмп = 0.5 (Таблица 3).

Полученное эмпирическое значение t(0.5) находится в зоне незначимости.

Исходя из этого, можем сделать вывод, что осознание родительства в группе мужчин, имеющих ребенка от трех до семи лет, находится примерно на том же уровне, что и осознание родительства у мужчин, имеющих ребенка от семи до одиннадцати лет.

И на последнем этапе обработки данных по критерию осознания родительства мы сравнили, используя критерий Стьюдента, группу мужчин, имеющих ребенка до трех лет, и группу мужчин, имеющих ребенка от семи до одиннадцати лет. Вот какой результат мы получили: tЭмп = 0.6 (Таблица 4).

Полученное эмпирическое значение t (0.6) находится в зоне незначимости.

Таким образом, мы можем сказать, что существенной разницы между уровнем осознанности родительства у первой и у третей групп не наблюдается.

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что уровень осознанности родительства во всех трёх группах примерно одинаков. Следовательно, возраст ребенка никак не влияет на уровень осознания родительства отца.

Так же мы изучали уровень заботы в этих же трех группах. Родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания ребенка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция) (Эйдемиллер, Юстискис, 1999). При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, «привязывать» его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков (Захаров, 1988). Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви. Для диагностики уровня заботы мы воспользовались опросником «Меры заботы». Полученные результаты представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 Результаты опросника «Мера заботы»

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень      
1 группа 7ч (46.7%) 8ч (53.3%) 0ч (0%)
2 группа 2ч (13.3%) 13ч (86.7%) 0ч (0%)
3 группа 2ч (13.3%) 13ч (86.7%) 0ч (0%)

 

Проанализировав результаты опросника «Мера заботы», мы можем отметить следующее.

Во-первых, ни в одной из групп испытуемых нет мужчин с низким уровнем заботы. Это хороший результат.

Во-вторых, если посмотреть на результаты второй и третьей групп, то можно увидеть, что разницы между ними нет. А вот что касается первой группы, то явно видно, что тут больше мужчин с высоким уровнем заботы.

Таким образом, мы можем предположить, что у мужчин имеющих ребенка в возрасте до трех лет, уровень заботы выше, чем в двух других группах испытуемых.

Полученные данные мы проверили, используя критерий Фишера. Все результаты представили в таблицах, отображенных в Приложении 4.

Итак, статистическая обработка полученных данных была проведена нами в несколько этапов.

Сначала мы сравнили между собой результаты первой группы мужчин и второй группы мужчин. Нами были получены следующие результаты: j*эмп = 2.076 (Таблица 6).

Полученное эмпирическое значение j*эмп = 2.076 находится в зоне неопределенности.

Это значит, что мера заботы у мужчин первой группы (мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет) и мера заботы второй группы (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет) по встречаемости высокого уровня различаются с вероятностью 95%.

То есть, мы можем сделать вывод, что в первой группе доля испытуемых с высоким уровнем заботы выше, чем во второй группе.

Далее мы сравнили результаты диагностики испытуемых второй группы и испытуемых третьей группы. Результаты, которые мы получили, следующие: j*эмп = 0 (Таблица 7).

Полученное эмпирическое значение j*эмп =0 находится в зоне незначимости.

Таким образом, мы можем утверждать, что существенной разницы между мерой заботы испытуемых, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет, и испытуемых, имеющих ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет, по встречаемости высокого уровня, не наблюдается.

После мы сравнили данные опросника испытуемых первой (мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет) и третьей (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет) групп. Вот какие результаты мы получили: j*эмп = 2.076 (Таблица 8).

Полученное эмпирическое значение j*эмп = 2.076 находится в зоне неопределенности.

Это значит, что мера заботы у мужчин первой группы (мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет) и мера заботы у мужчин третьей группы (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет) по встречаемости высокого уровня различаются с вероятностью 95%. То есть, мы можем сделать вывод, что в первой группе доля испытуемых с высоким уровнем заботы выше, чем во второй группе.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что частота встречаемости отцов с высоким уровнем заботы о своих детях в первой группе выше, чем во второй и в третьей группах. Это говорит о том, что количество отцов, имеющие ребенка в возрасте до трех лет, у которых высокий уровень заботы, гораздо больше, чем отцов, имеющих ребенка в возрасте от трех до одиннадцати лет.

Тогда мы можем предположить, что с взрослением ребенка мера заботы о нем у отцов уменьшается.

Следует отметить, что высокий уровень заботы говорит о том, что такую семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив родительского поведения. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

Средний уровень заботы. Ребенку в такой семье не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку родители уделяют ему достаточное, но не чрезмерное внимание.

Низкий уровень заботы говорит нам о том, что родители явно недооценивают себя как воспитателя, слишком полагаются на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают внимание родителей от ребенка.

Получив такие результаты, мы решили посмотреть, есть ли различия по встречаемости среднего уровня заботы у мужчин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, от трех до семи лет, и от семи до одиннадцати лет.

Сравнив первую и вторую группы по встречаемости среднего уровня заботы, мы получили следующий результат: j*эмп = 2.076 (Таблица 9).

Полученное эмпирическое значение j*эмп = 2.076 находится в зоне неопределенности, что говорит нам о том, что по встречаемости среднего уровня мера заботы первой группы и мера заботы второй группы имеют различия с вероятностью 95%. То есть, мы можем утверждать, что в группе мужчин, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет, средний уровень заботы встречается чаще, чем в первой группе (мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет).

Далее мы сравнили вторую и третью группы испытуемых. Мы получили следующий результат: j*эмп = 1.706 (Таблица 10).

Полученное эмпирическое j*эмп = 1.706 значение находится в зоне неопределенности. Это говорит нам о том, что по встречаемости среднего уровня мера заботы второй группы и мера заботы третьей группы имеют различия с вероятностью 95%. То есть, мы можно говорить о том, что в группе мужчин, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет, средний уровень заботы встречается чаще, чем в третьей группе (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет).

И последним шагом нашей работы было то, что мы сравнили данные методики первой и третьей групп испытуемых. У нас получился следующий результат: j*эмп = 0.37 (Таблица 11).

Полученное эмпирическое значение j*эмп = 0.37 находится в зоне незначимости. отцовство развитие ребенок патернальный

Это значит, что различий по встречаемости среднего уровня заботы у испытуемых из первой и третьей групп нет. Таким образом, мы можем сделать вывод, что частота встречаемости отцов со средним уровнем заботы о своих детях во второй группе выше, чем в первой и в третьей группах. То есть количество отцов, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет, у которых средний уровень заботы, гораздо больше, чем отцов, имеющих ребенка в возрасте до трех лет и от семи до одиннадцати лет.

Учитывая тот факт, что низкий уровень заботы не встретился ни в одной из групп, можно предположить, что пока ребенок находится в возрасте до трех лет, у большинства отцов присутствует чрезмерная забота и опека. Но с взрослением ребенка она приходит в норму.

Итак, мы исследовали два компонента родительства в трех группах испытуемых.

Первая группа - мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

Вторая группа - мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет;

Третья группа - мужчины, имеющие ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет.

Для диагностики уровня заботы мы использовали опросник «Мера заботы». Для диагностики осознанности родительства мы взяли опросник «Сознательное родительство» Р.В.Овчаровой.

Мы провели методику «Сознательное родительство» Р.В.Овчаровой и после обработали полученные данные с помощью критерия Стьюдента.

Результаты исследования показали, что различий в осознании родительства между первой, второй и третьей группами испытуемых не наблюдается. То есть, уровень осознанности родительства в каждой из групп высокий, что говорит о том, что уровень осознанности не зависит от возраста ребенка.

Далее мы исследовали меру заботы. Полученные данные мы обработали и сравнили их с помощью критерия Фишера.

Для начала мы сравнили группы по частоте встречаемости высокого уровня заботы. Для этого мы поочередно сравнили результаты исследования первой и второй групп, потом второй и третьей групп и далее первой и третьей групп. Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что в группе испытуемых с ребенком до трех лет высокий уровень заботы проявляется гораздо чаще, чем во второй и в третьей группах, где дети в возрасте от трех до семи лет и от семи до одиннадцати лет.

Далее мы решили проверить, существует ли разница по частоте встречаемости отцов со средним уровнем заботы во всех трех группах испытуемых. Для этого мы, так же как и ранее, поочередно сравнили результаты исследования первой и второй групп, потом второй и третьей групп и далее первой и третьей групп.

По проведении данной работы мы можем сделать вывод, что частота встречаемости отцов со средним уровнем заботы о своих детях во второй группе выше, чем в первой и в третьей группах. То есть, можно сказать, что количество отцов, у которых есть ребенок в возрасте от трех до семи лет, и у которых средний уровень заботы, гораздо больше, чем отцов, имеющих ребенка в возрасте до трех лет и от семи до одиннадцати лет.



Заключение

 

Психология отцовства - одна из наиболее интересных и в то же время наименее исследованных областей психологии родительства. В современной психологической науке изучение родительства занимает особую нишу.

Целью нашего исследования было - выявить разницу развития у отцов, имеющих разновозрастных детей, таких качеств как забота и осознанность родительства. Для достижения данной цели мы поставили перед собой ряд задач.

Задача №1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отцовства.

Большинство исследований отцовства проводилось и проводится в рамках детской психологии с изучением влияния отца на развитие личности ребенка (Минияров В.М., 2005; Молоховская О.В., 2005). При этом изучается специфика влияния определенного поведения отца, выполняемых им функций и действий, на развитие личности ребенка. Например, по мнению W.L. Doherty (Doherty W.L., 1993), формирующаяся в США основа обсуждения проблемы отцовства отражает потребности ребенка в определенном минимуме предсказуемости, заботы, исходящей от отца и матери, так же как и в экономической безопасности и взаимодействии предпочтительно любящих отношениях между родителями (Hetherington Parke, 1993).

Кроме того, по его мнению, определенные потребности детей изменяются с их развитием, с более высоким уровнем физической заботы родителей, требующейся в период младенчества, тогда как когда дети становятся подростками, от родителей требуется больше умения разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, главное основание исследования и пропаганды ответственного отцовства - потребности детей.

Рассматривая феномен отцовства в рамках истории, в своей диссертации О.Г. Калина отмечает, что во всех рассмотренных ею обществах (первобытном, западном, восточном, латинском, американском и российском) изменение социокультурной ситуации может способствовать трансформации позиции отца в семье - от полного подчинения его воле до игнорирования и пренебрежения им.

Ряд исследователей полагают, что принципиальных различий в родительском уходе за ребенком между мужчиной и женщиной может и не быть, особенно в том, что касается операционально-технической стороны родительского отношения (забота и уход - кормление ребенка, переодевание, укачивание, обучение навыкам).

Тем не менее, отец играет существенную роль в развитии ребенка, равно (но не тождественно) как и любой другой значимый в жизни ребенка близкий взрослый человек. И, скорее всего, невозможно для всех мужчин обозначить какую-то одну, специфичную только для отцовства роль в развитии и воспитании ребенка, принципиально отличную от материнской.

Еще один вывод касается того, что индивидуальные свойства отцов, такие, как уровень маскулинности, интеллекта, эмоциональности и др., влияют на развитие ребенка в меньшей степени, чем характер взаимоотношений между ними и их детьми. Хотя следует признать, что сам характер взаимоотношений, которые строит отец со своим ребенком, зависит от индивидуальных особенностей личности мужчины.

Задача №2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения особенностей становления и изменения у отцов таких качеств как забота и осознанность родительства.

Мы исследовали меру заботы отцов по отношению к своим детям и осознание родительства. Для этого мы использовали две методики: опросник «Мера заботы» и опросник «Сознательное родительство» Р.В. Овчаровой.

Так же для обработки данных мы использовали такие статистические методы как критерий Фишера и критерий Стьюдента.

Задача №3. Исследовать особенности развития заботы и осознанности родительства у отцов разновозрастных детей.

В ходе исследования таких компонентов отцовства как осознание родительства и мера заботы, мы выявили следующие особенности:

.   По результатам исследования осознания родительства в трех группах испытуемых мы пришли к следующему выводу: по уровню осознания родительства во всех трех группах различий не обнаружено. Таким образом, мы можем говорить о том, что уровень осознания родительства не зависит от возраста ребенка.

.   Также мы изучили меру заботы в этих же трех группах испытуемых. Для начала мы сравнили по результаты по частоте встречаемости высокого уровня заботы. Мы получили следующие данные: в первой группе (отцы, имеющие ребенка в возрасте до трех лет) отцы с высоким уровнем заботы встречаются чаще, чем во второй и третьей группах. Существенной разницы между мерой заботы испытуемых, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет, и испытуемых, имеющих ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет (по встречаемости высокого уровня) не наблюдается.

.   И последним этапом нашей работы было то, что мы сравнили результаты опросника «Мера заботы» по частоте встречаемости среднего уровня заботы у испытуемых трех групп. На данном этапе работы мы можем сделать вывод, что во второй группе испытуемых (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет) частота встречаемости отцов со средним уровнем заботы выше, чем и в первой и в третьей группах испытуемых. В первой и третьей группах по частоте встречаемости среднего уровня заботы, различий не обнаружено.

Таким образом, мы можем говорить о том, что цель нашей работы достигнута.

Гипотеза данного исследования состоит в следующем: с развитием и взрослением ребенка уровень осознанности родительства, равно как и уровень заботы у отцов стабильно увеличивается.

По результатам исследования наша гипотеза не подтвердилась.

Уровень заботы действительно изменяется с взрослением ребенка, но не в сторону увеличения, а наоборот. Что же касается осознания родительства, то тут изменений не наблюдается, то есть, можно сказать, что уровень осознанности родительства не зависит от возраста ребенка.



Список литературы

 

1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М.: Профиздат, 1989. - С. 26-42. (1)

. Борисенко Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 2. С. 44-55. (5)

. Варга А. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 2. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

. Захарова Ю.С. Психологическая готовность к родительству в период ранней взрослости, -М. 2003.

. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002.

. Калина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и поло- ролевую идентичность подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007.

7. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1.

8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики, 2004.

. Кон И.С. Отцовство как компонент мужской идентичности. 2006. № 237-238.

10. Овчарова Р. В. Психология родительства. - М; “Академия”, 2005

.   Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Институт психотерапии, 2003.

.   Павлов И.В. Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» 2008 г. № 4.

13. Соломатина Е.В. Психология отцовства: обзор исследований и некоторые выводы о современном состоянии проблемы <http://www.otcovstvo.info/?p=2456>. -М., 2010.

.   Эйдемиллер Э.Г., Юцтискис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.

15. http//www.azps.ru

16. http//www.hpsy.ru

17. http//www/psichol-ok.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: