Понятие общения в психологической и педагогической теории

Введение

 

Развитие творческого подхода к школьному обучению один из самых разработанных теоретически и самый неразработанный практически вопрос. Трудно найти педагога, который не стремился бы развить в своих учениках не только определенные знания, умения и навыки, но и способность самостоятельно учится, добывая эти знания и на их основе решать творческие задачи, которые поставит жизнь. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом, творческим подходом к обучению и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
 В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Как учитель может повлиять на развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.?

Проблемы творчества и воображения широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.

Мастерство педагога проявляется прежде всего в сфере его общения с учащимися. Именно поэтому в последние годы усилился интерес педагогической и психологической науки к проблеме педагогического общения как сложному многоаспектному процессу взаимодействия в системе «учитель - ученик». Важным аспектом данной проблемы является вопрос о влиянии стиля педагогического общения учителя на разные сферы учебной деятельности учеников, а в частности на их развитие творческого воображения. Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему.

Цель исследования: выявить влияние уровня творческого воображения младших школьников на развитие их культурного общения.

Объект исследования: влияние уровня творческого воображения на уровень культурного общения младших школьников

Предмет исследования: влияние уровня творческого воображения на уровень культурного общения младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие всех компонентов культуры общения младших школьников будет более эффективным, если:

·   учитель обладает культурой общений

·   развивать у учащихся такие личностные качества, как воображение

Задачи исследования:

·   Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме.

·   Раскрыть сущность понятия «воображение» и выявить особенности воображения младших школьников.

·   Подготовить методический аппарат для диагностики уровня развития творческого воображения учащихся.

·   Подготовить программу развития творческого воображения и апробировать ее на практике.

·   Выявить влияние творческого воображения на уровень культуры общения младших школьников

Для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа литературы, эмпирические методы (наблюдение, беседы с учителем начальных классов, родителями), диагностические методы (тестирование), анализ творческих работ детей, педагогический эксперимент.


Методы исследования.

·   анкетирование

·   тестирование.

·   математические методы обработки

·   наблюдение

·   педагогический эксперимент



Теоретические основы формирования культуры общения, через развитие творческого воображения

Понятие общения в психологической и педагогической теории

 

Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных задач говорящего: «что сказать, где сказать, и как сказать» [21]. В то же время общение - совсем молодая проблема ХХ столетия. Если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то в наши дни проблема речевого общения, в частности педагогического, изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социальной и общей психологии, педагогики и педагогической психологии.

Речевое общение широко исследуется во всем мире, например, в США более 30 тысяч научных работников занимаются этой проблемой. Созданы специальные центры изучения общения (Центр Карнеги). В отечественной психологии обычно выделяют следующие периоды разработки названой проблемы:

. Исследования В.М. Бехтерева - он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека, о влиянии группы на включенного в нее индивида.

. До 70-х годов прошлого века в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Понятие общение использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности.

.В 70-е годы ХХ века общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования. Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

До сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия «общение», его форм и механизмов. Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к его изучению: коммуникативно-информационные, деятельностные и др. Деятельность - фактор развития личности, активная форма отношения субъекта к объекту. Если объектом действительности выступает другой субъект, то данную деятельность называют общением, а форму ее выстраивания - поведением.

Виды деятельности (познавательная, трудовая, художественная и др.), помимо общения, всегда имеют своим результатом непосредственный продукт: выученные стихи, вымытый пол и др. Поэтому эти виды деятельности принято называть предметной деятельностью. Общению не сопутствует предметный результат. Ценность общения в самом общении, в том исключительном удовлетворении, которое доставляет взаимное транслирование «Я» двух субъектов: обменяться улыбками, высказать мнение, выслушать впечатление другого. Общение наличествует там, где присутствует два «Я» как минимум и где происходит свободное взаимное транслирование этих разных «Я». Но нет общения там, где одно «Я» подавляет другое, выявляет свое мнение, свои переживания, утверждает свою волю в ущерб личности другого субъекта.

Общение - особый вид деятельности, оно сопровождает все разновидности ее, оно пронизывает деятельность прямо или опосредованно (читая книгу, мы общаемся с ее автором). По этому, если педагогу не удается правильно наладить общение с детьми, или одного ребенка не получилось общение с другим, то крайне редко предметная деятельность окажется плодотворной.

Начиная с рождения, человек живет среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок - это близкие взрослые, которых он хорошо знает. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники. Это тоже происходит довольно рано - некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становится человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.

Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивался человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.

Существует много определений общения. Например, общение - это взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера; или общение - это намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера.

По словарю С.И. Ожегова, общение - взаимные сношения, деловая или дружеская связь [20].

Общающийся человек называется субъектом общения. При этом, очевидно, что общение как психологический процесс помимо субъекта общения предполагает, как минимум, еще одного или нескольких людей, которые являются его партнерами по общению /коммуникантами/. Понятно также, что каждый из партнеров по общению, в свою очередь, также является субъектом общения. Следовательно, в общении всегда участвуют двое или более субъектов.

Таким образом, коммуникация - процесс обеспечения взаимопонимания людей [11]. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.

Общение представляет собой процесс, в котором могут быть выделены следующие его стороны, или функции:

коммуникация (обмен информацией);

интеракция (обмен действиями);

социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).

Функции общения дают представление о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми. Коммуникативная сторона общения отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми. При этом отдельный акт передачи информации от одного партнёра другому и её приёма называется коммуникативным актом.

В зависимости от разных критериев классификации коммуникативных актов выделяют следующие типы:

по содержанию: производственные, практически-бытовые, межличностно-семейные, научно-теоретические;

по форме контактирования: прямые, опосредованные. Например, переписка является опосредованной формой контактирования коммуникантов, а личная беседа - прямой формой контактирования;

по типу связи: однонаправленные, двунаправленные;

по степени взаимосоответствия коммуникантов: высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная;

по результатам: от негативного через нулевой к позитивному. Интеракция помимо обмена информацией предполагает также обмен определёнными действиями между партнёрами по общению. В процессах восприятия друг друга партнёрами по общению (перцептивная сторона общения) фиксируются отношение людей друг к другу, их взаимное влияние друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание.

Наиболее адекватно отражает природу общения определение, рассматривающее его как «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [14]. С этим перекликается определение, согласно которому «общение - это сложнейшее переплетение отношений обращающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга» [20].

Из рассмотренного можно сделать вывод: элементарной функцией общения является достижение взаимопонимания, причём для начала на самом внешнем, предварительном, формальном уровне.

Следующим узловым моментом любого общения является знание стадий общения.

Первая стадия - ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия - пространственная ориентировка. Не менее важна ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени выделить на общение) и социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, какую психологическую дистанцию занять при общении, каковы могут быть цели общения).

Вторая стадия - привлечение внимания собеседников. Внимание ребёнка возбуждается простым, интересным и близким к тому, что он переживал или испытывал.

Третья стадия - поиск совместимости собеседников по объёму общения (кто и сколько говорит), по темпам общения (частота слов, быстрота смены тем, мыслей, образов), по настроению, по позициям и дистанциям общения.

Здесь учитель должен обладать следующим рядом педагогических умений. Преподаватель должен владеть приемами, позволяющими поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные - создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению, а также приемами, которые способствуют достижению высокого уровня общения. К ним относятся:

умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);

умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком;

владение приемами риторики;

использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Напряженность прежней стадии сменяется расслабленностью. На этой фазе путём выжидания и маневрирования идёт поиск согласия. Это подготовительные стадии. На четвёртой стадии идёт обмен и оценка фактов, идёт поиск общей, совпадающей точки зрения, обнаружение приемлемой для обеих сторон темы общения. Пробуждается взаимный интерес. Идёт демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроений.

На пятой стадии возникает проблемная ситуация, конфликт, столкновение мнений. У собеседников появляется желание решения. Это в высшей степени творческое взаимодействие, поиск нового взгляда, решения, не существующего ни у одного из собеседников.

На шестой стадии собеседники принимают решение на основе разработок пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результата общения, собеседники выходят из контакта.

Таким образом, зная стадии общения, учитель может прогнозировать результаты взаимодействия.

В процессе взаимодействия учитель получает от ребенка обратную связь, и сам дает её. Какими средствами общения он пользуется? Субъект общения может просто сказать о своей реакции, о своем впечатлении или чувстве. Общение, когда люди обмениваются информацией с помощью слов, называется вербальным. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует человеческую речь. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации. Посредством речи не просто «движется» информация, но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. По этому коммуникативный процесс оказывается не полным, если происходит отвлечение от невербальных его средств.

Довольно часто в общении используются и другие средства, которые передают нашему партнеру по общению определенную информацию, наше переживание или впечатление иногда более ярко, чем слова. В наибольшей степени это относится именно к эмоциям и переживаниям. Такие средства общения, которые позволяют партнерам осуществлять обмен информацией без использования слов, называются невербальными. Определенное выражение лица, поворот головы, движение, манера поведения, взгляд, подмигивание могут сообщить очень много информации о состоянии партнера. Невербальные средства общения относятся к «языку тела», который присутствует в любом человеческом общении. Невербальное общение, как правило, сопровождает вербальное и дополняет его. При этом используется не только «язык тела», но и такие невербальные, но сопровождающие речь средства, как интонации, паузы, повышение и понижение тона, громкость.

Таким образом, чтобы получить наиболее полную информацию о состоянии ребенка, необходимо обращать внимание на невербальные составляющие его поведения в процессе взаимодействия. Наблюдая, учитель смотрит на ребенка и слушает его, отмечая интонацию, выражение лица, жесты. Эти невербальные (молчаливые) особенности поведения детей очень важны для наблюдателя, который хочет проникнуть во внутренний мир ребенка. Именно понимание ребенка, его состояния, уровня развития, настроения, его желаний и общих устремлений дает нам возможность построить процесс общения с ним таким образом, чтобы оно способствовало его развитию.

При изучении любого объекта проводят его классификацию. Классифицируют и общение. Вот одна из наиболее принятых схем [19].

. По положению коммуникантов в пространстве и времени различают общение контактное и дистантное. Контактное общение имеет опору на ситуацию, жестово-мимическое и интонационные сигналы. К видам дистантного общения относят все те, где коммуниканты разделены пространством и временем.

. По наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» различают общение непосредственное и опосредованное.

Понятие непосредственного общения, связанного с контактным, очевидно - это обычный разговор, беседа, доклад и т.д. К видам опосредованного общения относится и телефонный разговор, и письмо, и передача информации по радио, телевидению, через книгу.

. С точки зрения формы существования языка различают общение устное и письменное. Текст устный или письменный имеет свои особенности. Устное общение, как правило, связывается с признаками контактности и непосредственности, а письменное - с признаками дистантности и опосредованности.

. С точки зрения переменной постоянной позиции я - говорящего и ты - слушающего различают общение диалогическое и монологическое.

. С точки зрения количества участников общение: межличностное и массовое.

.С точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся различают частное и официальное.

В отличие от частного, официальное общение ограничено строгими правилами взаимного поведения и отношений коммуникантов как представителей организации, группы, поэтому текст официального общения содержит немало клишированных, стереотипных компонентов.

психологический общение воображение творческий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: