Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.
Бюджетный механизм - это совокупность методов и форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления бюджетного контроля.
Можно выделить три звена бюджетного механизма:
. Методы аккумуляции средств в бюджете:
налоговый (налоги, налоговые платежи);
неналоговый (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер);
. Методы и формы выделения средств из бюджета:
бюджетное финансирование - выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности);
бюджетное кредитование - выделение средств из бюджета на принципах кредитования, т.е. возвратности, срочности, платности;
|
|
. Методы и формы межбюджетных отношений.
Бюджетный процесс РФ, задачи, принципы организации, направления совершенствования в рамках концепции реформирования бюджетного процесса
Бюджетный процесс - это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.
Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Задачи бюджетного процесса:
) максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов,
) определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития,
) установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема,
) согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и инфляционных тенденций в экономике,
) сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня,
|
|
) повышение роли бюджетного планирования (прогнозирования),
) контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.
Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:
глава государства;
органы законодательной власти;
органы исполнительной власти;
органы денежно-кредитного регулирования;
органы государственного и местного финансового контроля;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители бюджетных средств.
Основными принципами организации бюджетного процесса являются:
единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета, которые состоят в том, что бюджетная система России должна объединять все бюджетные доходы и расходы в федеральном бюджете, территориальных бюджетах и местных бюджетах в соответствии с законодательством,
реальность планируемых бюджетных доходов,
гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса проектные показатели подвергаются всестороннему обсуждению,
соблюдение бюджетной классификации выражается в том, что при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы,
периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год.
Бюджетирование, ориентированное на результат, содержание и внедрение
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), в публичных финансах Российской Федерации - методологический подход к планированию и исполнению государственного и местных бюджетов, реализуемый с середины 2000-х годов в рамках бюджетной реформы, при котором используются методы распределения бюджетных ресурсов в согласовании с целями, задачами и функциями государства и с учётом меняющихся приоритетов государственной политики.
БОР включает в себя следующие задачи:
) Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов.
) Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
) Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетных расходов, осуществляемых по сметному принципу, и др.