Принципиально новые черты искусства в XVIII в. Искусство Петровской эпохи. Архитектура, скульптура, живопись, гравюра (Д. Трезини, Б.-К. Растрелли, И. Никитин, А. Матвеев, А. Зубов), россика.
Палаты Аверкия Кириллова в Москве, Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) в Москве. Строительство Санкт-Петербурга. Палаты Кикина; Здание Адмиралтейства (арх. И. Коробов), типовые проекты «образцовых домов» (Ж. Леблон, Д. Трезини); Петропавловская крепость.
Д. Трезини: Петропавловский собор в Петропавловской крепости, Петровские ворота в Петропавловской крепости, Здание 12-ти коллегий, Летний дворец Петра I в Летнем саду; Меншиковский дворец на Васильевском острове (Дж. М. Фонтана, Г.И. Шедель); Кунсткамера (Г. Маттарнови, Н.-Ф. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов); Загородные резиденции: дворцово-парковый ансамбль в Петергофе.
Гравюра. А.Ф. Зубов.
Живопись. Портреты «Преображенской серии» как памятник переходного периода.
И.Н. Никитин: Портреты царевны Натальи Алексеевны, царевны Прасковьи Иоанновны и царевны Анны Петровны, «Напольный гетман»; «Пётр I на смертном ложе»; «Портрет канцлера Г.И. Головкина».
А.М. Матвеев: «Автопортрет с женой».
|
|
Россика:
Ж. Натье: портрет Екатерины I;
Луи Каравак: портрет Анны Иоанновны;
К. Ванлоо: Портрет Елизаветы Петровны;
Э. Виже-Лебрен: портрет И.И. Шувалова.
Скульптура. Б.-К. Растрелли. Барочные тенденции в его творчестве. Бюсты Петра I и А. Меншикова, Конный памятник Петру I, скульптурная композиция «Анна Иоанновна с арапчонком».
Архитектор Ф.-Б. Растрелли — выразитель русского варианта стиля барокко. Специфика стиля рококо в России.
Ф.-Б. Растрелли. Большой дворец в Петергофе; Большой Екатерининский дворец и дворцово-парковый ансамбль в Царском селе; Строгановский и Воронцовский дворцы в Санкт-Петербурге; Зимний дворец в Санкт-Петербурге; Ансамбль Смольного монастыря в Санкт-Петербурге; Андреевская церковь в Киеве.
Развитие портретного жанра в творчестве русских художников.
И.В. Вишняков: Портрет Сарры-Элеоноры Фермор.
И.П. Аргунов: портреты графов Шереметевых, архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых; «Портрет неизвестной в русском костюме».
А.П. Антропов. Портреты Петра III, Архиепископа Кулябки; статс-дамы А.М. Измайловой.
Искусство 2-й половины XVIII в. Основание Академии Художеств в 1757 г. и значение этого факта. Классицизм в русской архитектуре. Философские и эстетические основы стиля. Архитектурные сооружения Москвы и Петербурга. Периодизация классицизма. Ранний классицизм: творчество А. Ринальди, Ю.М. Фельтена, А.Ф. Кокоринова, Ж.-Б. Валлен-Деламота. Строгий классицизм: творчество Д. Кваренги, Ч. Камерона, И.Е. Старова, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова. Церковные сооружения. Особняки. Культура русской усадьбы.
|
|
Московская архитектура.
В.И. Баженов: Дом Пашкова, Ансамбль в Царицыно. Проект Большого Кремлевского дворца в Москве и влияние замысла Баженова на дальнейшее развитие архитектурной практики.
М.Ф. Казаков и его роль в формировании облика Москвы: Путевой Петровский дворец, Зал Дворянского собрания в Москве, Здание Сената в Московском Кремле, здания Голицынской и Павловской больниц, Дом-усадьба Демидовых, здание Московского университета, Дом Гагарина (Екатерининская больница); культовые постройки М. Казакова: церковь Филиппа Митрополита, церковь Вознесения на Гороховом поле и др.
Расцвет русской усадьбы во второй половине XVIII столетия: Останкино, Архангельское, Кусково.
Архитектура Санкт-Петербурга.
А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот: Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Ю.М. Фельтен: Решетка Летнего сада, Чесменский дворец и Чесменская церковь;
А. Ринальди: Мраморный дворец Китайский дворец в Ораниенбауме;
Дж. Кваренги: Смольный институт, здания Академии наук на Васильевском острове, Ассигнационного банка, Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе.
Ч. Камерон: Холодная баня с агатовыми комнатами и «Камеронова галерея» в Екатерининском парке в Царском Селе, Большой Павловский дворец и усадебный ансамбль в Павловске.
И.Е. Старов: реконструкция Александро-Невской лавры, Таврический дворец, ряд усадеб под Петербургом.
В.И. Баженов, В. Бренна: Михайловский замок.
Русская живопись второй половины XVIII в. Иерархия жанров в Академии художеств. Доминирующая роль портретного жанра. Творчество Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского. Исторический жанр. Творчество А. Лосенко, Г. Угрюмова. Бытовой жанр: М. Шибанов, И.И. Фирсов.
А.П. Лосенко. Портрет актера Ф.Г. Волкова.
Ф.С. Рокотов. Парадные портреты Екатерины II и Павла I; портреты Г.Г. Орлова, А.П. Струйской, В.Н. Суровцевой, В.Е. Новосильцевой, В.И. Майкова.
Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II в образе Афины; «Дама в голубом»; портреты П.А. Демидова, Дени Дидро, А.Ф. Кокоринова, Н.И. Новикова, воспитанниц Смольного института (Смолянки»); «Екатерина в храме богини правосудия».
В.Л. Боровиковский. Черты сентиментализма в работах Боровиковского. Портреты М.И. Лопухиной, А.Б. Куракина, «Екатерина II на прогулке в Царском селе», портрет Павла I.
Исторический жанр.
А.П. Лосенко. «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой».
Г.И. Угрюмов. «Взятие Казани», «Избрание Михаила Федоровича на царство».
Бытовой жанр.
М. Шибанов: «Крестьянский обед», «Празднество свадебного договора».
И.И. Фирсов: «Юный художник».
Русская скульптура второй половины XVIII в. Творчество Ф. Шубина, Э.-М. Фальконе, Ф. Гордеева, М. Козловского.
Ф.И. Шубин. Бюсты М.В. Ломоносова, А.А. Безбородко, П.А. Румянцева-Задунайского, А.М. Голицына, Павла I; «Екатерина II — законодательница».
Э.-М. Фальконе. «Медный всадник».
М.И. Козловский: Памятник полководцу А. Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге.
Надгробие как один из жанров скульптуры.
Ф.Г. Гордеев. Мраморные надгробия Н.М. Голицыной (1780), Д.М. Голицына (1799, оба в ГНИМА им. А.В. Щусева, Москва), А.М. Голицына (1788, Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург).