Русское искусство на рубеже XIX-XX вв

Основные стилевые тенденции и стиль модерн в русском искусстве и архитектуре рубежа веков. Новые приемы композиции зданий, элементы декорации фасадов. Поиски синтеза в искусстве.

Неорусский стиль.
В.М. Васнецов, В.Д. Поленов:
Церковь в Абрамцево,
В.М. Васнецов
: проект фасада Третьяковской галереи.

Модерн.
В.Ф. Валькотт
. Гостиница «Метрополь» в Москве.

Ф.О. Шехтель и московский модерн: Особняк 3.Г. Морозовой, Особняк А.Н. Рябушинского, здание Ярославского вокзала, Банк Рябушинских, Типография газеты «Утро России», Дом московскою купеческого общества.

Неоклассицизм.
И.А. Фомин. Дом Половцева на Каменном острове в Санкт-Петербурге.

Творчество В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, М. Нестерова. Художественные объединения рубежа XIX-XX вв. «Мир искусства», «Союз русских художников». Импрессионизм и символизм в русском искусстве.

Творчество В.А. Серова. Импрессионизм в творчестве В. Серова: «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Портреты В. Серова. Обращение к образу творческой личности: портреты К. Коровина, И. Левитана, М. Горького, М. Ермоловой, Ф. Шаляпина, Мики Морозова. Парадный портрет: портреты Николая II и других представителей императорской фамилии, портрет графини Орловой, портрет княгини Юсуповой. Исторические композиции в творчестве В. Серова: серия «царских охот», картина «Петр I». Интерес к античной мифологии: «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». Рисунки Серова.

Импрессионизм в творчестве К.А. Коровина: «Зимой», «Северная идиллия», «Париж», «Париж. Бульвар Капуцинок». Обращение к натюрморту: «Рыбы, вино и фрукты». Портрет: портрет Ф.И. Шаляпина.

Символизм. Творчество М.А. Врубеля. Реставрация фресок Кирилловской церкви и ряд самостоятельных работ в ней, эскизы росписей Владимирского собора: «Надгробный плач», «Воскресение». Формирование индивидуального стиля. «Тема Демона» в творчестве Врубеля. Картины «Демон (сидящий)», «Демон летящий» и «Демон поверженный». Иллюстрации к поэме М. Лермонтова «Демон». Фантазийные образы Врубеля в станковых картинах: «Сирень», «К ночи», «Пан», «Богатырь», «Царевна-лебедь», «Снегурочка», «Жемчужина». Портрет в творчестве М. Врубеля. Портреты С.И. Мамонтова и В.Я. Брюсова, «Автопортрет с раковиной». Монументально-декоративные работы. Панно «Венеция», «Испания», «Принцесса Греза», «Микула Селянинович». Скульптурные работы Врубеля. Керамика. «Царь Берендей», «Мизгирь», «Египтянка», «Волхова».

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова — воплощение идей символизма. «Водоем», «Гобелен», «Призраки», «Реквием», «Автопортрет с сестрой»; «Прогулка»; «Осенний мотив», «Мотив без слов».

Ретроспективный пейзаж и отношение к русской истории М.В. Нестерова: «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею».

«Мир искусства» — художественное объединение нового типа. «Мир искусства» в конце 1890-х — начале 1900-х гг. Возрождение «Мира искусства» в 1910-е гг. Основные направления деятельности. Многообразие тематики и жанровой ориентации художников этого круга. Художественный ретроспективизм. Стиль и стилизация.
А. Бенуа
— художник, историк искусства, критик, теоретик («Прогулка короля», «Парад при Павле I». Графика Бенуа. Иллюстрации к «Медному всаднику» А.С. Пушкина, эскизы декораций и костюмов к балету И. Стравинского «Петрушка»: эскиз декорации к балету «Пир Артемиды»);
К.А. Сомов
(«Дама в голубом», «Дама у пруда», «Осмеянный поцелуй», графические портреты поэтов А. Блока и М. Кузмина, художников Е. Лансере и М. Добужинского);
Е.Е. Лансере
(«Императрица Елизавета Петровна в Царском селе», «Петербург в начале XVIII столетия»);
М.В. Добужинский
(«Человек в очках», театрально-декорационные работы);
Л. Бакст
(«Античный ужас», живописный портрет С. Дягилева, графические портреты А. Белого и З. Гиппиус, театрально-декорационные работы: Эскизы костюмов к балету «Клеопатра» и «Пери»);
Б.М. Кустодиев
(«Купчихи», «Групповой портрет мирискусников», «Купчиха за чаем», «Масленица»); сатирическая графика и карикатура «мирискусников» 1905–1907 гг. — работы В. Серова, Е. Лансере. М. Добужинского. Б. Кустодиева и др.

«Союз русских художников»: работы И.Э. Грабаря («Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Неприбранный стол»); К.Ф. Юона «Мартовское солнце», Ф.А. Малявина «Вихрь», А.А. Рылова «Зеленый шум».

Развитие скульптуры на рубеже XIX–XX вв. Поиск новых средств художественной выразительности, стилистические особенности. Путь от импрессионизма к символизму. Творчество П. Трубецкого, А. Матвеева, С. Коненкова, А. Голубкиной. Памятник Н.В. Гоголю в Москве скульптора Н. Андреева.

П.П. Трубецкой: скульптурные портреты Л.Н. Толстого, С. Ю. Витте, Ф.И. Шаляпина, памятник Александру III в Санкт-Петербурге.
А.С. Голубкина: «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие».
С.Т. Коненков:
«Самсон, разрывающий цепи», «Лесовик», «Нищая братия», «Камнебоец», «А.П. Чехов».
А.Т. Матвеев
: «Сидящий мальчик», «Спящие мальчики», «Юноша», надгробие В.Э. Борисова-Мусатова в Тарусе («Спящий мальчик»).















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: