«Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики «Логика»
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Совместная деятельность | Региональный компонент | ||
октябрь | 1неделя
| «Найди клад» | Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. | Решение сказочных задач; Превращение квадрата «Домик». Лабиринты» Найди клад | Игра–путешествие по регионам нашего края по карте схеме Поиск клада | ||
«Угадай-ка» | Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.) | Д/и «На что похоже»; «Магазин посуды»; Игры со счетными палочками. | Д/игра «Флаг и герб ХМАО. «Собери из частей целое» | ||||
2неделя | «Домик» игра со счетными палочками. | Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу. | Выкладывание из палочек знакомых геометрических фигур. Превращение квадрата «Домик». | Конструирование из бумаги «ЧУМ оленевода» | |||
Ознакомление с понятиями «геометрическая фигура», «геометрическое место точек». | Формирование представления о геометрических фигурах; развитие памяти, логического мышления, умения работать с карандашом и бумагой. Воспитывать интерес к занятию. | Д/и: «Дорожные знаки». Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша: «Домино». Д/и: «Измени количество квадратов в фигуре», «Кубики для всех». | Игра: карточки с точками(геометрическими фигурами) Игры народов Севера. | ||||
| 3неделя | «Необычные фигуры» | Развитие способности к анализу, абстрагированию; умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм - «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения. | Д/и: «Дерево», Выкладывание из мозаики геометрических узоров. | «Найди свою пару(фигуру)». | ||
«Кошечка» игра-конструирование. | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. | Игра с палочками Х. Кюизенера. «Построй домик для кошечки» Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша | Игрушки народов Севера. Материалы для изготовления предметов «Что из чего?». | ||||
4неделя | «Поезда» | Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них. | Разучиваем стихотворения С. Маршака: Вот семерка – кочерга. У нее одна нога. Игра с палочками Х. Кюизенера-построить поезд из цветных палочек Кюизенера | Игра по карточкам: Найти животных Севера и поезд. На чем катались дети хантов? (Ответы) | |||
Решение логических задач. Выкладывание элементов узора одежды хантов. | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Познакомить детей с узорами хантыйской одежды | Дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор», «Назови одежду», «Изготовь нарты» | Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Чум» | ||||
ноябрь
| 1неделя
| «Дорожки» | Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. | Физкультминутка «Раз – согнулся, разогнулся». Превращение квадрата «Летучая мышь | По каким дорожкам ходили для охоты ханты-манси? М/игра: «Мы поедем, мы помчимся», «Северный олень" | ||
«Домино» | Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам | Д/игра: «Домино» "Исправь ошибку","Назови соседей" | Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Северные олени», | ||||
2неделя | «Собачка» игра-конструирование. | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. Закреплять умения составлять фигуры из частей | Игра «Архитекторы» Игра «Танграм» Красная книга Югры- Что значит собака для хантов? Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша | Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Загони оленей» Использование ездовых собак хантами в жизни | |||
Ознакомление с понятиями «замкнутая кривая». Выкладывание из счетных палочек элементов узора одежды народов манси. | Закрепление усвоения порядка следования чисел натурального ряда; развитие памяти, мышления, сообразительности, умения ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать интерес к занятию. Познакомить детей с элементами узора одежды народов манси. | Легенда: «Откуда северное сияние пошло», со стихами поэтов о Югре | Элементы узора одежды народов манси. Рассматривание альбома и иллюстраций одежды с орнаментами народов ханты и манси | ||||
3неделя
| «Поймай тройку». | Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр. | Игра «Посчитаем с гномами» «В гостях у Петрушки» Игра «Какой по счету?» | Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Оленья упряжка», | |||
Ознакомление с разными видами штриховки. | Развитие руки дошкольника, умения выполнять правила, практически применять знания о количественном составе числа из единиц в пределах 5-10 умений; умения использовать предметы при счете, сравнении и выполнять действия без предметов. Воспитывать интерес к математике. | Д/игра: «Найди и заштрихуй все цифры», “Волшебные лучики” «Найди котят и щенят обвести их по контуру и заштриховать прямыми вертикальными линиями, адругих горизонтальными линиями. | Д/игра: «Назови игрушки детей Севера», «Найти и заштриховать» | ||||
4неделя | «Веселый поезд» | Учиться строить все возможные комбинации из 3-х цветов с помощью перестановок. Упражнять ребенка в умении расставлять вагончики так, чтобы — каждый паровоз вез вагоны такого же цвета как он сам. Какой паровоз остался без вагонов? Сколько вагонов у каждого паровоза? | Игра с блоками Дьенеша. «Путешествие на поезде» Размести пассажиров по вагонам. Логическая задача «Детская железная дорога» | Чтение сказки народов Севера во время путешествий. | |||
Выкладывание из палочек Кьюизнера элементов узора одежды народов манси. | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Продолжить знакомство с элементами узора одежды народов манси. | Выкладывание из палочек Кьюизнера одежды народов Севера. | «Украшение хантыйским орнаментом одежды», Д/игра: «Соберём бисер» | ||||
декабрь
| 1неделя
| Работа в тетрадях. «Засели домик». | Развитие классификационных умений. Продолжать учить детей рисовать узоры одежды народов ханты и манси. | Д/игры: «Чей домик?»; Сколько было? Сколько стало? Сколько всего?» | Аппликация: «Дети Севера» Особенности жизни людей на Севере (жильё – чум, яранга) | ||
«У кого в гостях Вини-пух и Пятачок?» | Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать. Учить сравнивать и обобщать фигуры. | «Назови ласково»; «Узнай по описанию»; | «КТО ГДЕ ЖИВЁТ». | ||||
2неделя | «Цветы» игра со счетными палочками. | Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества. | Игра "Танграм"«Что изменилось?»; «Кто скорее соберёт?»; Составление геометрических фигур: Составить 2 равных треугольника из 5 палочек | Красная книга Югры «ЦВЕТЫ». «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ» | |||
«Загадки без слов». | Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Воспитывать инициативность и самостоятельность детей. | Выставка рисунков «Моя семья», «Край родной» Загадки, поговорки о нашем крае. | «Быт и традиции» народов манси. «Нгухукова – игра в куклы». | ||||
3неделя
| «Дом и мебель для матрешки» игра - конструирование. | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. | «Украшение хантыйским орнаментом одежды» | Д/материал: «Одежда и предметы быта народов Севера». “Прыжки через нарты”. | |||
«Угадай фигуру» | Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах. | Д/игра: «Забавные гимнасты» Игра «Подскажи словечко» Или "У бабушки на грядке выросли загадки" | В какие игры играли дети Севера “Ловкий оленевод”. Ловля оленей | ||||
4неделя | Рисуем цветными палочками. | Развивать художественные способности детей (уметь воплощать свой замысел в рисунке, уметь выбирать средства необходимые для этого). Учить детей отбирать палочки нужного цвета и значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать ориентацию детей в пространстве(«слева», «справа», «вверху», «внизу»), воображение, зрительный глазомер. | Игра «Палочки можно складывать», «Волшебные превращения», «Зашумления» | Схема построения чума. Строим чум из палочек или спичечных палочек | |||
Решение логических задач. | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. | Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». «Продолжи цепочку» | “Выручаем внучку Аркуту”. М/игра: «Олени и пастухи» | ||||
январь | 1неделя
| Работа в тетрадях. | Продолжить знакомство с элементами узора одежды народов ханты и манси. | Д/игра: «Путешествие по Югре» и выкладывание из палочек Кюизенера элементов узора народов ханты-манси | В стране узоров на одеждах ханты и манси, Графический диктант. | ||
«Построй дом». | Развитие логического мышления и внимания. Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. | Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» | Мнемотаблица: «Как построить чум»? | ||||
2неделя | «Белочка и ежик идут на день рождения» игровое упражнение. | Учить детей выбирать палочки указанного размера, составлять из палочек изображения предметов простой формы. Развивать зрительный глазомер детей. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Д/игра: «Путешествие по Югре», «К кому идем на день рождение». | Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Оленья упряжка», | |||
«Раздели блоки-2» | Развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Развивать доказательное мышление. | Д/игра: логические операции «не», «и», «или» (по карточкам) | Д/игра: «Важенка и оленята» (по карточкам) | ||||
3неделя
| «Пирамидка и лесенка» игра- конструирование. | Развивать у детей представление о цвете, представление о длине («длиннее-короче» и. т.д.) Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Д/игра: “Раз ступенька, два ступенька” Что изменилось? | ||||
Группирование по наличию/отсутствию одного свойства. | Убедиться, что блоки делятся только на две группы. Найти отличия. | ||||||
4неделя | Знакомство с понятиями» луч», «направление луча». | Развитие практической смекалки, памяти, логического мышления; осознание практической необходимости сравнения рядом стоящих чисел в пределах 10, установление связи и отношений между ними. Воспитывать интерес к занятию. | Мнемотаблицоа с направлениями луча. Использование наглядного моделирования д/игра: «Волшебные лучи» | М/игра: «Перетягивание палки», «Ловкий оленевод». | |||
Решение логических задач | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. | Д/игра: Что изменилось? | |||||
февраль | 1неделя
| «Зоопарк» | Учить подбирать палочки в соответствии цвета и длины. | Игра «Путешествие в зоопарк» | Животные и птицы нашего края. Красная книга нашего региона | ||
«Где чей гараж?». | Развитие умений классифицировать. | Графическая схема определения у кого? что? | |||||
2неделя | «Кошка и котенок» игра со счетными палочками. | Составлять различные фигуры из палочек и преобразовывать их. Развитие творчества. Учить выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур(квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб, трапеция). | Д/игра: Раздели фигуры | ||||
«Помоги муравьишкам». | Развитие устойчивой связи связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. | Игра «Волшебные дорожки» «Мы – строители» | Красная книга Югры. Насекомые нашего региона-муравьи | ||||
3неделя | Ознакомление с понятием «полуплоскость». | Развитие памяти, мышления, сообразительности, умение ориентироваться. Воспитывать интерес к занятию. | Д/игра: «А ну-ка, сосчитай!» | ||||
«Найти пару». | Развитие восприятия, внимания, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. | Использование наглядной модели (схемы) «Найти пару». «Домино» | |||||
4неделя | «Раздели блоки-1» | Развитие умений разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». | Д/игра: Найди нужный блок | ||||
Решение логических задач. | Продолжать учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. | Д/игра: Найди нужный блок | |||||
март | 1неделя
| «Помоги фигурам выбраться из леса». | Развитие логического мышления, умение рассуждать. | Использование мнемотаблицы с графическим планом: «Как выбраться из леса». Настольная игра «Непрерывная линия» | Деревья Югры-Щедрые дары природы | ||
«Найди свою дорожку». | Учить группировать блоки по наличию/отсутствию двух свойств. | Д/игра: «ДА ИЛИ НЕТ». | Работа со схемой микрорайона. Как дойти ло детского сада | ||||
2неделя | «Стрекоза» игра со счетными палочками. | Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу. | Работа с карточками Д/игра: «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ». | Игрушки хантов: В какие игры любили играть ханты-мансиРассматривание игрушек и способы игры с ними | |||
Ознакомление с понятием «угол». | Развитие умений ориентироваться в пространстве, вести счет, последовательно располагать элементы в ряд элементы разной величины, используя правило: «Выбирай каждый раз самый большой, самый длинный…».Воспитывать интерес к математике. | Д/игра: «ЧТО ЛИШНЕЕ?» «ИСПРАВЬ ОШИБКУ». | |||||
3неделя | «Автотрасса(построй дорожку)». | Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий(линейный алгоритм). | Загадки на движение «Отгадай, где я». | ||||
Ознакомление с понятием «прямой угол». | Развитие умения классифицировать множества и называть цвет, форму, размер, толщину; обучение навыку последовательного расположения в ряд в двух направлениях (по возрастанию и убыванию)элементов на глаз. Воспитывать интерес к математике. | Д/игра: «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?» «ПРИДУМАЙ САМ». | |||||
4неделя | «Где, чей гараж?» Построй дом. | Развивать способность к абстрагированию, анализу, декодированию. | Рассматривание иллюстраций «Транспорт на улицах нашего города». | ||||
Решение логических задач. | Учить детей решать логические задачи Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. | Д/игра: «ИГРА В ЗАГАДКИ». | |||||
апрель | 1неделя
| «Разноцветные вагончики». | Учить детей находить соответствие цвета с длиной и числом. | Д/игра: «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!». | |||
«Дружат – не дружат» (сходство-отличие). | Учить, что одни и те ж предметы могут иметь сходство и различие одновременно. | Д/игра: Дидактическая игра «Третий лишний» | Дружба народов ханты-манси | ||||
2неделя | «Бабочка» игра со счетными палочками. | Составление различных фигур из палочек(ОЛЕНЯ) и преобразование их. Развитие творчества. | Д/игра: «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА». «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО». | Красная книга Югры. Насекомые | |||
Ознакомление с понятием «острый угол». Сравнение чисел. | Развитие памяти, воображения, умений выявлять, абстрагировать и называть в предметах цвет, форму, размер, толщину; сравнивать числа, воспитывать интерес к занятию. | Дидактическая игра «Сравни и заполни» | |||||
3неделя | «Две дорожки». | Развитие умений выделять и абстрагировать свойства, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. | Д/игра: «ПРИДУМАЙ САМ». «НЕ ОШИБИСЬ!» | Сказка манси «Гордый олень» | |||
Ознакомление с понятием «тупой угол». | Развитие аналитической деятельности, умение классифицировать, работать с кодовыми карточками. Воспитывать интерес к занятию. | Дидактическая игра «Рассеянный художник» | |||||
4неделя | Закрепление понятий «острый угол», «прямой угол», «тупой угол».Сравнение чисел 6 и7. Решение логических задач. | Развитие творческого воображения, умение анализировать, сравнивать, обобщать; закрепление навыков счета до 10. Воспитывать интерес к математике. | Дидактическая игра «Где какие фигуры лежат» с блоками Воскобовича | ||||
Решение логических задач. Работа в тетрадях. | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Рисование узора одежды народов ханты и манси. | Дидактическая игра «Заполни пустые клетки» с блоками Воскобовича | |||||
май | 1неделя
| «Где спрятался Джерри». | Развитие логического мышления, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее. | Дидактическая игра «Муравьи» | Красная книга Югры. Насекомые | ||
Ознакомление с понятие «треугольник». Виды треугольников. Сравнение чисел 8и 9. | Развитие соображения, памяти, конструктивных способностей, умение преобразовывать одни математические объекты в другие. Воспитывать интерес к занятию. | Дидактическая игра «Сравни и заполни» | |||||
2неделя | «Аквариум» игра со счетными палочками. | Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества. | Д/игра: Построй из геометрических фмгур «Аквариум» | ||||
Ознакомление с понятие «квадрат», «прямоугольник». Сравнение чисел 9 и 10. Преобразование одной фигуры в другую. | Развитие сообразительности, воображения, логического мышления, памяти; закрепление навыков счета до 10.Воспитывать интерес к математике. | Д/игра: «Конструктор» «Где чей дом?» | |||||
3неделя | Действие «сложение». | Учить находить сумму с помощью палочек разного цвета.(Найти палочки равные сумме фиолетовых и розовых. Запись в цифрах 6+2=8). | Д/игра: «Сколько? Какой?» | ||||
Ознакомление с понятиями «пятиугольник», «многоугольник». | Развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их, следовать определенным правилам при решении практических задач; самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. Воспитывать интерес к математике. | Д/игра: «Почини одеяло» «Космонавты» | |||||
4неделя | «Раздели блоки -3». | Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», доказательности мышления. | Д/игра: с блоками Воскобовича | ||||
Решение логических задач. | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы | Д/игра: «Заполни квадрат» |
Используемая литература:
Литература:
1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
2. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009.
3. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.
4. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.
5. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», АКЦИДЕНТ, С-Петербург,1997.
6. Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.
7. План-программа образовательной воспитательной работы в детском саду.
Под ред. З. А. Михайловой, Спб., 2000г.
8. Никитин Б.А. «Развивающие игры», Спб., 1996г
9. Смоленцова А.А., Пустовой О.В. «Математика до школы» Спб., 2002г.
10. Воскобович В.В., «Сказка о малыше Гео, Вороне Метре и Я». Воскобович В.В., Детство-Экспресс, 1996г.
11. Чеплашкина И.И. «Математика – это интересно».
12. Паршина Л.А. Современная технология развития умственных и творческих способностей детей с помощью игры «Геоконт». Сборник ВОИПКРО.
13. Образовательная программа МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвиненок»
на 2014 – 2015 учебный год Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»
14. Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»
15. «Играя, развиваюсь».А.Н.Бурова
16. «Маленькие гении» В.В.Воскобович.Богуславская З. М., Смирнова Е. О.
Развивающие игры. – М.: Пр., 1991
17. Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей.
– Ярославль, Академия развития, 1998.
18. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников.- М.: Просвещение, 1973.М.:
19. Делай и играй. Обучающие игры, чтение и счет для детей младшего возраста.
- М., Росмэн, 1997
Ресурсы Интернета
- На сайте секции ТРИЗ БГИ
- Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.http://psylib.org.ua/books/ivina01/index.htm
- Попов Ю.П. Учебник по логике http://works.tarefer.ru/46/100036/index.html
- Челпанов Г.И. «Учебник логики» — Изд. 11-е, доп., М.: URSS, 2009 — 264 с.http://www.krotov.info/lib_sec/shso/37_chelpanov.html