Образовательная область: «Познавательное развитие»

«Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики «Логика»

Месяц Неделя Тема Программное содержание Совместная деятельность Региональный компонент

октябрь

1неделя

 

«Найди клад» Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.   Решение сказочных задач; Превращение квадрата «Домик». Лабиринты» Найди клад   Игра–путешествие по регионам нашего края  по карте схеме Поиск клада  
«Угадай-ка» Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)   Д/и «На что похоже»; «Магазин посуды»; Игры со счетными палочками.   Д/игра «Флаг и герб ХМАО. «Собери из частей целое»

2неделя

«Домик» игра со счетными палочками. Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу.   Выкладывание из палочек знакомых геометрических фигур. Превращение квадрата «Домик».   Конструирование из бумаги «ЧУМ оленевода»
Ознакомление с понятиями «геометрическая фигура», «геометрическое место точек».   Формирование представления о геометрических фигурах; развитие памяти, логического мышления, умения работать с карандашом и бумагой. Воспитывать интерес к занятию. Д/и: «Дорожные знаки». Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша: «Домино». Д/и: «Измени количество квадратов в фигуре», «Кубики для всех».   Игра: карточки с точками(геометрическими фигурами) Игры народов Севера.

 

3неделя

«Необычные фигуры» Развитие способности к анализу, абстрагированию; умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм - «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения.   Д/и: «Дерево», Выкладывание из мозаики геометрических узоров.     «Найди свою пару(фигуру)».
«Кошечка» игра-конструирование. Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер.   Игра с палочками Х. Кюизенера. «Построй домик для кошечки» Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша   Игрушки народов Севера. Материалы для изготовления предметов «Что из чего?».

4неделя

«Поезда» Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них.   Разучиваем стихотворения С. Маршака: Вот семерка – кочерга.  У нее одна нога. Игра с палочками Х. Кюизенера-построить поезд из цветных палочек Кюизенера                                      Игра по карточкам: Найти животных Севера и поезд. На чем катались дети хантов? (Ответы)
Решение логических задач. Выкладывание элементов узора одежды хантов. Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Познакомить детей с узорами хантыйской одежды  Дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор», «Назови одежду», «Изготовь нарты»   Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Чум»

ноябрь

1неделя

 

«Дорожки» Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. Физкультминутка «Раз – согнулся, разогнулся». Превращение квадрата «Летучая мышь   По каким дорожкам ходили для охоты  ханты-манси? М/игра: «Мы поедем, мы помчимся», «Северный олень"
«Домино» Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам Д/игра: «Домино» "Исправь ошибку","Назови соседей"   Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Северные олени»,

2неделя

«Собачка» игра-конструирование.   Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. Закреплять умения составлять фигуры из частей   Игра «Архитекторы» Игра «Танграм» Красная книга Югры- Что значит собака для хантов? Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша   Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Загони оленей» Использование ездовых собак хантами в жизни
Ознакомление с понятиями «замкнутая кривая». Выкладывание из счетных палочек элементов узора одежды народов манси.   Закрепление усвоения порядка следования чисел натурального ряда; развитие памяти, мышления, сообразительности, умения ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать интерес к занятию. Познакомить детей с элементами узора одежды народов манси.   Легенда: «Откуда северное сияние пошло», со стихами поэтов о Югре Элементы узора одежды народов манси. Рассматривание альбома и иллюстраций одежды с орнаментами народов ханты и манси

3неделя

 

«Поймай тройку». Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр. Игра «Посчитаем с гномами» «В гостях у Петрушки» Игра «Какой по счету?»   Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Оленья упряжка»,
Ознакомление с разными видами штриховки. Развитие руки дошкольника, умения выполнять правила, практически применять знания о количественном составе числа из единиц в пределах 5-10 умений; умения использовать предметы при счете, сравнении и выполнять действия без предметов. Воспитывать интерес к математике.   Д/игра: «Найди и заштрихуй все цифры», “Волшебные лучики”  «Найди котят и щенят обвести их по контуру и заштриховать прямыми вертикальными линиями, адругих горизонтальными линиями.   Д/игра: «Назови игрушки детей Севера», «Найти и заштриховать»

4неделя

«Веселый поезд» Учиться строить все возможные комбинации из 3-х цветов с помощью перестановок. Упражнять ребенка в умении расставлять вагончики так, чтобы — каждый паровоз вез вагоны такого же цвета как он сам. Какой паровоз остался без вагонов? Сколько вагонов у каждого паровоза?   Игра с блоками Дьенеша. «Путешествие на поезде» Размести пассажиров по вагонам. Логическая задача «Детская железная дорога»   Чтение сказки народов Севера во время путешествий.
 Выкладывание из палочек Кьюизнера элементов узора одежды народов манси. Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Продолжить знакомство с элементами узора одежды народов манси. Выкладывание из палочек Кьюизнера одежды народов Севера. «Украшение хантыйским орнаментом одежды», Д/игра: «Соберём бисер»

декабрь

1неделя

 

Работа в тетрадях.        «Засели домик».  Развитие классификационных умений. Продолжать учить детей рисовать узоры одежды народов ханты и манси. Д/игры: «Чей домик?»; Сколько было? Сколько стало? Сколько всего?»     Аппликация: «Дети Севера» Особенности жизни людей на Севере (жильё – чум, яранга)
«У кого в гостях Вини-пух и Пятачок?» Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать. Учить сравнивать и обобщать фигуры. «Назови ласково»; «Узнай по описанию»;   «КТО ГДЕ ЖИВЁТ».

2неделя

«Цветы» игра со счетными палочками. Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества. Игра "Танграм"«Что изменилось?»; «Кто скорее соберёт?»; Составление геометрических фигур: Составить 2 равных треугольника из 5 палочек   Красная книга Югры «ЦВЕТЫ». «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ»
«Загадки без слов». Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Воспитывать инициативность и самостоятельность детей.   Выставка рисунков «Моя семья», «Край родной» Загадки, поговорки о нашем крае. «Быт и традиции» народов манси. «Нгухукова – игра в куклы».

3неделя

 

«Дом и мебель для матрешки» игра - конструирование. Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер.   «Украшение хантыйским орнаментом одежды» Д/материал: «Одежда и предметы быта народов Севера». “Прыжки через нарты”.  
«Угадай фигуру»  Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах. Д/игра: «Забавные гимнасты» Игра «Подскажи словечко» Или "У бабушки на грядке выросли загадки"   В какие игры играли дети Севера “Ловкий оленевод”. Ловля оленей  

4неделя

Рисуем цветными палочками. Развивать художественные способности детей (уметь воплощать свой замысел в рисунке, уметь выбирать средства необходимые для этого). Учить детей отбирать палочки нужного цвета и значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать ориентацию детей в пространстве(«слева», «справа», «вверху», «внизу»), воображение, зрительный глазомер. Игра «Палочки можно складывать», «Волшебные превращения», «Зашумления»   Схема построения чума. Строим чум из палочек или спичечных палочек
Решение логических задач. Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». «Продолжи цепочку»   “Выручаем внучку Аркуту”. М/игра: «Олени и пастухи»  

январь

1неделя

 

Работа в тетрадях. Продолжить знакомство с элементами узора одежды народов ханты и манси. Д/игра: «Путешествие по Югре» и выкладывание из палочек Кюизенера элементов узора народов ханты-манси В стране узоров на одеждах ханты и манси, Графический диктант. 
«Построй дом». Развитие логического мышления и внимания. Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»   Мнемотаблица: «Как построить чум»?
2неделя «Белочка и ежик идут на день рождения» игровое упражнение. Учить детей выбирать палочки указанного размера, составлять из палочек изображения предметов простой формы. Развивать зрительный глазомер детей. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Д/игра: «Путешествие по Югре», «К кому идем на день рождение». Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Оленья упряжка»,
  «Раздели блоки-2» Развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Развивать доказательное мышление. Д/игра: логические операции «не», «и», «или» (по карточкам) Д/игра: «Важенка и оленята» (по карточкам)

3неделя

 

«Пирамидка и лесенка» игра- конструирование. Развивать у детей представление о цвете, представление о длине («длиннее-короче» и. т.д.) Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Д/игра: “Раз ступенька, два ступенька” Что изменилось?    
Группирование по наличию/отсутствию одного свойства. Убедиться, что блоки делятся только на две группы. Найти отличия.    

4неделя

Знакомство с понятиями» луч», «направление луча». Развитие практической смекалки, памяти, логического мышления; осознание практической необходимости сравнения рядом стоящих чисел в пределах 10, установление связи и отношений между ними. Воспитывать интерес к занятию. Мнемотаблицоа с направлениями луча. Использование наглядного моделирования д/игра: «Волшебные лучи» М/игра: «Перетягивание палки», «Ловкий оленевод».
Решение логических задач Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Д/игра: Что изменилось?    

февраль

1неделя

 

«Зоопарк» Учить подбирать палочки в соответствии цвета и длины. Игра «Путешествие в зоопарк» Животные и птицы нашего края. Красная книга нашего региона
«Где чей гараж?». Развитие умений классифицировать. Графическая схема определения у кого? что?  

2неделя

«Кошка и котенок» игра со счетными палочками. Составлять различные фигуры из палочек и преобразовывать их. Развитие творчества. Учить выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур(квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб, трапеция). Д/игра: Раздели фигуры    
«Помоги муравьишкам». Развитие устойчивой связи связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. Игра «Волшебные дорожки» «Мы – строители» Красная книга Югры. Насекомые нашего региона-муравьи

3неделя

Ознакомление с понятием «полуплоскость». Развитие памяти, мышления, сообразительности, умение ориентироваться. Воспитывать интерес к занятию. Д/игра: «А ну-ка, сосчитай!»    
«Найти пару». Развитие восприятия, внимания, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.  Использование наглядной модели (схемы) «Найти пару». «Домино»    

4неделя

«Раздели блоки-1» Развитие умений разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». Д/игра: Найди нужный блок  
Решение логических задач. Продолжать учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Д/игра: Найди нужный блок  

март

1неделя

 

«Помоги фигурам выбраться из леса». Развитие логического мышления, умение рассуждать. Использование мнемотаблицы с графическим планом: «Как выбраться из леса». Настольная игра «Непрерывная линия»   Деревья Югры-Щедрые дары природы
«Найди свою дорожку». Учить группировать блоки по наличию/отсутствию двух свойств. Д/игра: «ДА ИЛИ НЕТ». Работа со схемой микрорайона. Как дойти ло детского сада

2неделя

«Стрекоза» игра со счетными палочками. Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу. Работа с карточками Д/игра: «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ». Игрушки хантов: В какие игры любили играть ханты-мансиРассматривание игрушек и способы игры с ними
Ознакомление с понятием «угол». Развитие умений ориентироваться в пространстве, вести счет, последовательно располагать элементы в ряд элементы разной величины, используя правило: «Выбирай каждый раз самый большой, самый длинный…».Воспитывать интерес к математике. Д/игра: «ЧТО ЛИШНЕЕ?» «ИСПРАВЬ ОШИБКУ».  

3неделя

«Автотрасса(построй дорожку)». Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий(линейный алгоритм). Загадки на движение «Отгадай, где я».  
Ознакомление с понятием «прямой угол». Развитие умения классифицировать множества и называть цвет, форму, размер, толщину; обучение навыку последовательного расположения в ряд в двух направлениях (по возрастанию и убыванию)элементов на глаз. Воспитывать интерес к математике. Д/игра: «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?» «ПРИДУМАЙ САМ».  

4неделя

«Где, чей гараж?» Построй дом. Развивать способность к абстрагированию, анализу, декодированию. Рассматривание иллюстраций «Транспорт на улицах нашего города».    
Решение логических задач. Учить детей решать логические задачи Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Д/игра: «ИГРА В ЗАГАДКИ».  

апрель

1неделя

 

«Разноцветные вагончики». Учить детей находить соответствие цвета с длиной и числом. Д/игра: «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!».  
«Дружат – не дружат» (сходство-отличие). Учить, что одни и те ж предметы могут иметь сходство и различие одновременно. Д/игра: Дидактическая игра «Третий лишний»   Дружба народов ханты-манси

2неделя

«Бабочка» игра со счетными палочками. Составление различных фигур из палочек(ОЛЕНЯ) и преобразование их. Развитие творчества. Д/игра: «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА». «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Красная книга Югры. Насекомые
Ознакомление с понятием «острый угол». Сравнение чисел. Развитие памяти, воображения, умений выявлять, абстрагировать и называть в предметах цвет, форму, размер, толщину; сравнивать числа, воспитывать интерес к занятию. Дидактическая игра «Сравни и заполни»    

3неделя

«Две дорожки». Развитие умений выделять и абстрагировать свойства, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Д/игра: «ПРИДУМАЙ САМ». «НЕ ОШИБИСЬ!» Сказка манси «Гордый олень»
Ознакомление с понятием «тупой угол». Развитие аналитической деятельности, умение классифицировать, работать с кодовыми карточками. Воспитывать интерес к занятию. Дидактическая игра «Рассеянный художник»    

4неделя

Закрепление понятий «острый угол», «прямой угол», «тупой угол».Сравнение чисел 6 и7. Решение логических задач. Развитие творческого воображения, умение анализировать, сравнивать, обобщать; закрепление навыков счета до 10. Воспитывать интерес к математике.  Дидактическая игра «Где какие фигуры лежат» с блоками Воскобовича    
Решение логических задач. Работа в тетрадях. Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Рисование узора одежды народов ханты и манси. Дидактическая игра «Заполни пустые клетки» с блоками Воскобовича    

май

1неделя

 

«Где спрятался Джерри». Развитие логического мышления, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее.  Дидактическая игра «Муравьи»   Красная книга Югры. Насекомые
Ознакомление с понятие «треугольник». Виды треугольников. Сравнение чисел 8и 9.  Развитие соображения, памяти, конструктивных  способностей, умение преобразовывать одни математические объекты в другие. Воспитывать интерес к занятию. Дидактическая игра «Сравни и заполни»    

2неделя

«Аквариум» игра со счетными палочками. Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества. Д/игра: Построй из геометрических фмгур «Аквариум»  
Ознакомление с понятие «квадрат», «прямоугольник». Сравнение чисел 9 и 10. Преобразование одной фигуры в другую. Развитие сообразительности, воображения, логического мышления, памяти; закрепление навыков счета до 10.Воспитывать интерес к математике. Д/игра: «Конструктор» «Где чей дом?»    

3неделя

Действие «сложение». Учить находить сумму с помощью палочек разного цвета.(Найти палочки равные сумме фиолетовых и розовых. Запись в цифрах 6+2=8). Д/игра: «Сколько? Какой?»    
Ознакомление с понятиями «пятиугольник», «многоугольник». Развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их, следовать определенным правилам при решении практических задач; самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. Воспитывать интерес к математике. Д/игра: «Почини одеяло» «Космонавты»    

4неделя

«Раздели блоки -3». Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», доказательности мышления. Д/игра: с блоками Воскобовича  
Решение логических задач. Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы Д/игра: «Заполни квадрат»  

 

 


 

Используемая литература:

Литература:

 

1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

2. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009.

3. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.

4. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.

5. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», АКЦИДЕНТ, С-Петербург,1997.

6. Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.

7.   План-программа образовательной воспитательной работы в детском саду.

 Под ред. З. А. Михайловой, Спб., 2000г.

8.  Никитин Б.А. «Развивающие игры», Спб., 1996г

9.  Смоленцова А.А., Пустовой О.В. «Математика до школы» Спб., 2002г.

10.  Воскобович В.В., «Сказка о малыше Гео, Вороне Метре и Я». Воскобович В.В., Детство-Экспресс, 1996г.

11. Чеплашкина И.И. «Математика – это интересно».

12.  Паршина Л.А. Современная технология развития умственных и творческих способностей детей с помощью игры «Геоконт». Сборник ВОИПКРО.

13. Образовательная программа МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвиненок»

      на 2014 – 2015 учебный год Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»

14. Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»

15. «Играя, развиваюсь».А.Н.Бурова

16. «Маленькие гении» В.В.Воскобович.Богуславская З. М., Смирнова Е. О.  

       Развивающие игры. – М.: Пр., 1991

17. Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей.

       – Ярославль, Академия развития, 1998.

18. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

     воспитанию дошкольников.- М.: Просвещение, 1973.М.:

19. Делай и играй. Обучающие игры, чтение и счет для детей младшего возраста.

    - М., Росмэн, 1997


Ресурсы Интернета

  1. На сайте секции ТРИЗ БГИ
  2. Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.http://psylib.org.ua/books/ivina01/index.htm
  3. Попов Ю.П. Учебник по логике http://works.tarefer.ru/46/100036/index.html
  4. Челпанов Г.И. «Учебник логики» — Изд. 11-е, доп., М.: URSS, 2009 — 264 с.http://www.krotov.info/lib_sec/shso/37_chelpanov.html

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: