Информационная часть программы

Структура авторской разработки

 Воспитатель: Григорьева З.М

Авторская разработка -  вариант рабочей программы

дополнительных образовательных услуг «Ло­гика» учитывающей

Региональные, этнокультурные особенности и потребности обучающихся

1. Пояснительная записка
1.1   Актуальность
1.2   Цель программы
1.3  Задачи программы.

2. Методическое обеспечение
 2.1    Паспорт программы

  2.2   Сроки реализации программы

  2.3.  Ожидаемые результаты

2.4.   Учебный план

2.5.   Используемые методы и приемы

3. Приложение
3.1. Перспективно-тематический план кружка «Развитие логического мышления

       у детей на основе занимательной математики «Логика

 4. Картотека логических игр
4.1 Картотека игр на развитие внимания
4.2 Картотека игр на развитие познавательных процессов
4.3 Картотека игр с блоками Дьенеша, палочками  Кюизенера
4. 5 Картотека проблемных ситуаций
4.6 Лабиринты

4.7 Игры со спичками или счетными палочками

4.8 Картотека логических игр Воскобовича.











Используемая литература

 

 

Пояснительная записка.

Программа дополнительных образовательных услуг «Ло­гика» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и  разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова; «Маленькие гении» В.В. Воскобовича. Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 64 «Пинг­виненок», в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.

Основные принципы:

      - самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;

- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка

в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями

  и склонностями;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий

ребёнка через его включение в различные виды деятельности,

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.

Стандарт позволяет решить основную цель - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

ФГОС нацеливает на решение следующих задач:

· сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;

· формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

· обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

· Учитывает основные задачи развития образования в регионе, этнокультурные особенности и потребности обучающихся

В соответствии с ФГОС программа дополнительных образовательных услуг разработана с учётом требований к образовательной программы и направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы дополнительных образовательных услуг «Ло­гика» направлена на освоение детьми задач образовательных областей:

· коммуникативно-личностное развитие;

· познавательно-речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позво­ляют легко осваивать новое. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисле­ния по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и про­странственные отношения, преобразуют предметы различных форм и разме­ров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую матема­тическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и за­висимости на предметном и числовом уровнях. У детей расширяется общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются предпосылки для развития логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.

Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток. В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

 

Актуальность.

Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Занимаясь с детьми, нами было замечено, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами.

В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что  начинать работу по становлению  высших психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Детей необходимо учить, не только лепить, рисовать, считать, но и рассуждать, это и побудило создать кружок «Развитие логического мышления у детей  на основе занимательной математики «Логика»

Цель программы: Развитие у детей элементарного логического мышления используя современные педагогические технологии.


Задачи

1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

 

Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:

· здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

· проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

· технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);

 · ИКТ

 

                          

                                            Паспорт программы.

1 Наименование дополнительной образовательной услуги. Программа по дополнительной образовательной услуге «Развитие логического мышления у детей  на основе занимательной математики «Логика»  
2 Основание для разработки программы. 1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) 3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»  5. Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 05.02.2014 №112 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» 6. Приказ департамента образования администрации города Нижневартовска от 24.02.2014 № 67 «Об утверждении "дорожной карты" по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательные организации), города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок» 7 Образовательная программа МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвиненок» на 2014 – 2015 учебный год Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок» 8 Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок» 9. «Играя, развиваюсь».А.Н.Бурова «Маленькие гении» В.В.Воскобович.
3 Заказчик программы. Родители, педагоги коллектива МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок».
4 Организация-исполнитель. Педагоги коллектива МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок».
5 Целевая группа. Старший дошкольный возраст.
6 Составители программы. Воспитатель Григорьева З.М.
7 Цель программы. Развитие логического мышления, формирование навыков учебной деятельности; подготовка к обучению в школе. Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (ФГОС ДО пункт 2.4)
8 Задачи программы. • Учить оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру. • Учить сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычле­нять закономерности чередования и следования, оперировать в плане пред­ставлений, стремиться к творчеству • Учить проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата. • Учить рассказывать о выполнении или выполненном действии, со­ставлять диалог с взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия. • Формировать умение проявлять коммуникативные навыки, стремле­ние к преодолению трудностей, уверенность в себе,  желание вовремя прийти на помощь сверстникам. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  
9     Ожидаемый результат.     Дети должны уметь:  · выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам; · сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам); 6· ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;  · разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством; · сопоставлять части и целое для предметов и действий;  · называть главную функцию (назначение) предметов; · расставлять события в правильной последовательности; · выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;  · применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;  · описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;  · находить ошибки в неправильной последовательности простых действий; · проводить аналогию между разными предметами;  · запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. · работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.  
10 Срок реализации программы. Учебный год.

 

 

Учебный план.

 

Временной период Количество занятий (длительность занятия 30 мин.)
В неделю 2
В месяц 8
В год 72

Информационная часть программы

 Тип программы – авторская.

 Вид программы – развивающая

 Период обучения – 1 год.

 Состав обучающихся воспитанников – постоянный

Используемые методы и приемы: - практические (игровые);

 - развития;

- исследования;

- экспериментирование;

 - моделирование;

- воссоздание;

- преобразование;

- конструирование.

1. Игровые приемы:

· манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;

· побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).

2. Практические приемы:

· манипуляция,

· превращение,

· складывание,

· выбор,

· складывание,

· показ,

· совместные действия,

· сравнение.

3. Словесные приемы:

· диалог с игровыми персонажами,

· объяснение,

· описание,

· рассказ,

· сказка,

· уточнение,

· стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия);

· игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).

Формы организации работы с родителями:

  • консультации о подборе развивающих игр для детей 4 -5 лет;
  • индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
  • развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания с показом фрагментов деятельности детей;
  • совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
  • подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
  • организация «Домашней игротеки»;
  • разъяснительная и образовательная работа.

 


Календарно-тематическое планирование по разделу «Математическое развитие»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: