История развития образования людей с инвалидностью насчитывает несколько столетий. Первоначально образование инвалидов носило сегрегационный и утилитарный характер. Первое упоминание об обучении детей с инвалидностью относится к концу XVI века. Испанский монах Педро Понсе де Леон обучал глухих детей. В это же время в странах Западной Европы начинают издаваться первые пособия по обучению детей-инвалидов, а с середины XVII века открываются специальные школы.
До середины XX века активно развиваются в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения, в которых дети с психофизическими нарушениями обучались изолированно от обычных детей.
До настоящего времени во всем мире существуют три модели получения образования детьми с особыми образовательными потребностями: сегрегационная, интеграционная и инклюзивная. Данные модели могут иметь историческую привязку.Обусловлено это тем, что образование конкретно-историческое явление, реализующее государственный и общественный заказ. Таким образом, историю организации обучения детей с особыми образовательными потребностями в системе образования стран Западной Европы и Америки можно представить в виде трех периодов:
|
|
- сегрегационная («медицинская») модель с середины XVII века по 60-е год XX века;
- интеграционная («модель нормализации») с середины 60-х по 80-е годы;
- инклюзивная («модель включения») с 80-х годов по настоящее время.
Все три модели имеют свои характерные черты, обусловленные взглядами на причины инвалидности, стереотипы отношения к людям с инвалидностью и распространенными методологическими подходами к образованию инвалидов.
Сегрегационная, или медицинская, модель организации процесса обучения детей с психофизическими нарушениями развития основана на представлении о том, что особому ребенку для успешного обучения необходимы особые условия, которые невозможно создать в обычной школе. Сегрегация означает отделение, отсоединение. Отсюда проистекает необходимость обучения детей-инвалидов отдельно от других детей:
· специальные материально-технические средства (возможность обучения по системе Брайля незрячими детьми; звукоусиливающая аппаратура для детей с нарушениями слуха);
· наличие специальных педагогов (сурдопедагоги для глухих детей, тифлопедагоги для слепых детей, олигофренопедагоги для детей с интеллектуальными нарушениями);
· специальные программы, рассчитанные на возможности ребенка;
· специальное медицинское сопровождение, коррекционная, реабилитационная работа;
· предпрофессиональная и профессиональная подготовка.
|
|
На определенном этапе исторического развития подобные условия возможно было создать только в специальной школе. Данная система имела свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести ее передовой характер в момент складывания, так как да этого периода обучение детей-инвалидов считалось нерезультативным и нецелесообразным.
Кроме этого, безусловно, все вышеперечисленное можно отнести в плюсам данной модели.
Но существуют несомненные минусы сегрегационной модели. К ним относится целенаправленная изоляция ребенка от нормально развивающихся сверстников и от семьи. Следствием этого является интернатная форма обучения. Это разрывает семейные связи, не формирует соседские, общинные связи, что нарушает социализацию ребенка-инвалида.
Собственно говоря, невозможно сказать, что данная модель полностью изжила себя на сегодняшний момент. Она присутствует в той или иной мере в образовательных системах многих стран. Причиной перехода к следующей модели стали процессы гуманизации, борьбы за права различных социальных групп, в том числе и инвалидов.
Модель нормализации (интеграции) получила распространение вследствие понимания необходимости нормальной социализации детей-инвалидов. Основой ее стала потребность в интеграции особенных детей в социум. Отсюда и название – модель «интеграции». Это понятие получило распространение в США и Канаде и легло в основу «паттернов культурно нормативной жизни» тех, кто ранее был исключен из общества»[2]. Первоначально это касалось о пациентов психиатрических больниц и домов-интернатов, в том числе и детских домов системы социальной защиты населения. Далее эти процессы вовлекли и детей-инвалидов, живущих в семьях.
Понятие «нормализации» (интеграции) появилось в Норвегии. Нормализация рассматривается как необходимость включения детей с особенностями в социальную среду, овладение ими культурными нормами, принятыми в данном сообществе.
Интеграционные процессы модели «нормализации» базируются на следующих принципах:
- ребенок с особенностями развития способен к овладению различными навыками, развивается, а значит обучаем;
- общество создает нормальные условия для жизни и развития.
Переход к модели «нормализации» обеспечил необходимость изменения государственной политики в отношении людей с инвалидностью через подписание международных конвенций и изменение законодательных баз государств. Но, главное, изменилась сама позиция человека с инвалидность: он перестал быть объектом влияния общества и государства; он стал субъектом права.
Но у модели интеграции «нормализации» имелся неоспоримый минус – понятие нормы. Что такое «норма»? Кто и как определяет норму? Постепенно эта концепция тоже перестала отвечать требованиям изменяющегося общества. Медленно, но общество пришло к пониманию того, что интеграция требует от ребенка с овз превращение его «нормального». Между тем, система образования оставалась прежней. Осознание такого дисбаланса привело к зарождению и распространению модели инклюзии.
В англоязычных странах термин «включение» стал заменять термин «интеграция». Эти термины при их похожести имеют различный этимологический смысл. Слово integrate означает объединять в единое цело, а include – как содержать, включать, охватывать, иметь в своем состав е. Тогда слово "inclusion" представляется термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.
80-е года XX века время принятия ряда «революционных» нормативно-правовых актов, обосновывающих права людей с инвалидностью.
Но самое эпохальное событие этого периода – это принятие в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка, которую, на сегодняшний день, подписали 193 страны, в том числе и Россия.
|
|
Следующим не меньшим по важности событием явилась Всемирная конференция «Образование для всех», проходившая в марте 1990 года в Джомтьене (Тайланд), положила начало международному движению по обеспечению базового образования для всех детей, молодежи и взрослых. К ключевым аспектами и принципам Джомтьенской Конвенции относят: всеобщий доступ к обучению; содействие обеспечению равенства; привлечение внимания к учебным результатам; расширение средств и масштабов базового образования; улучшения условий для образования и укрепления партнерских связей.
Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» в 1994 году.
Данные принципы провозглашают:
- каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
- каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
- необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
- лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей;
- обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех;
- более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования и предложившей тактику повлиянию на политику и практику обучения, для того, чтобы они действительно соответствовали этим декларациям.
|
|
Еще два важных документа, составляющих нормативно-правовую базу инклюзивного образования. 13 декабря 2006 года Генеральная ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов (Российская Федерация подписала ее 24 сентября 2008 года). Каждая статья Конвенции направлена на защиту от дискриминации и на включение лиц с инвалидностью в общество.
Инклюзивная модель основана на идеях: каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию; необходимо создавать в школах и в системе основного образования среды, позволяющей детям получать знания и способствовать этому; образовательная среда должна быть инклюзивной по духу, то есть эффективной и дружественной, здоровой и безопасной.
Современные исследователи отмечают, что на сегодняшний день среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Исландию, Индию, Мальту, Нидерланды, Норвегию, ЮАР, Испанию, Швецию, Уганду, США и Великобританию.