История развития образования инвалидов

 

 

История развития образования людей с инвалидностью насчитывает несколько столетий. Первоначально образование инвалидов носило сегрегационный и утилитарный характер. Первое упоминание об обучении детей с инвалидностью относится к концу XVI века. Испанский монах Педро Понсе де Леон обучал глухих детей. В это же время в странах Западной Европы начинают издаваться первые пособия по обучению детей-инвалидов, а с середины XVII века открываются специальные школы.

До середины XX века активно развиваются в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения, в которых дети с психофизическими нарушениями обучались изолированно от обычных детей.

До настоящего времени во всем мире существуют три модели получения образования детьми с особыми образовательными потребностями: сегрегационная, интеграционная и инклюзивная. Данные модели могут иметь историческую привязку.Обусловлено это тем, что образование конкретно-историческое явление, реализующее государственный и общественный заказ. Таким образом, историю организации обучения детей с особыми образовательными потребностями в системе образования стран Западной Европы и Америки можно представить в виде трех периодов:

- сегрегационная («медицинская») модель с середины XVII века по 60-е год XX века;

- интеграционная («модель нормализации») с середины 60-х по 80-е годы;

- инклюзивная («модель включения») с 80-х годов по настоящее время.

Все три модели имеют свои характерные черты, обусловленные взглядами на причины инвалидности, стереотипы отношения к людям с инвалидностью и распространенными методологическими подходами к образованию инвалидов.

Сегрегационная, или медицинская, модель организации процесса обучения детей с психофизическими нарушениями развития основана на представлении о том, что особому ребенку для успешного обучения необходимы особые условия, которые невозможно создать в обычной школе. Сегрегация означает отделение, отсоединение. Отсюда проистекает необходимость обучения детей-инвалидов отдельно от других детей:

· специальные материально-технические средства (возможность обучения по системе Брайля незрячими детьми; звукоусиливающая аппаратура для детей с нарушениями слуха);

· наличие специальных педагогов (сурдопедагоги для глухих детей, тифлопедагоги для слепых детей, олигофренопедагоги для детей с интеллектуальными нарушениями);

· специальные программы, рассчитанные на возможности ребенка;

· специальное медицинское сопровождение, коррекционная, реабилитационная работа;

· предпрофессиональная и профессиональная подготовка.

На определенном этапе исторического развития подобные условия возможно было создать только в специальной школе. Данная система имела свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести ее передовой характер в момент складывания, так как да этого периода обучение детей-инвалидов считалось нерезультативным и нецелесообразным.

Кроме этого, безусловно, все вышеперечисленное можно отнести в плюсам данной модели.

Но существуют несомненные минусы сегрегационной модели. К ним относится целенаправленная изоляция ребенка от нормально развивающихся сверстников и от семьи. Следствием этого является интернатная форма обучения. Это разрывает семейные связи, не формирует соседские, общинные связи, что нарушает социализацию ребенка-инвалида.

Собственно говоря, невозможно сказать, что данная модель полностью изжила себя на сегодняшний момент. Она присутствует в той или иной мере в образовательных системах многих стран. Причиной перехода к следующей модели стали процессы гуманизации, борьбы за права различных социальных групп, в том числе и инвалидов.

Модель нормализации (интеграции) получила распространение вследствие понимания необходимости нормальной социализации детей-инвалидов. Основой ее стала потребность в интеграции особенных детей в социум. Отсюда и название – модель «интеграции». Это понятие получило распространение в США и Канаде и легло в основу «паттернов культурно нормативной жизни» тех, кто ранее был исключен из общества»[2]. Первоначально это касалось о пациентов психиатрических больниц и домов-интернатов, в том числе и детских домов системы социальной защиты населения. Далее эти процессы вовлекли и детей-инвалидов, живущих в семьях.

Понятие «нормализации» (интеграции) появилось в Норвегии. Нормализация рассматривается как необходимость включения детей с особенностями в социальную среду, овладение ими культурными нормами, принятыми в данном сообществе.

Интеграционные процессы модели «нормализации» базируются на следующих принципах:

- ребенок с особенностями развития способен к овладению различными навыками, развивается, а значит обучаем;

- общество создает нормальные условия для жизни и развития.

Переход к модели «нормализации» обеспечил необходимость изменения государственной политики в отношении людей с инвалидностью через подписание международных конвенций и изменение законодательных баз государств. Но, главное, изменилась сама позиция человека с инвалидность: он перестал быть объектом влияния общества и государства; он стал субъектом права.

Но у модели интеграции «нормализации» имелся неоспоримый минус – понятие нормы. Что такое «норма»? Кто и как определяет норму? Постепенно эта концепция тоже перестала отвечать требованиям изменяющегося общества. Медленно, но общество пришло к пониманию того, что интеграция требует от ребенка с овз превращение его «нормального». Между тем, система образования оставалась прежней. Осознание такого дисбаланса привело к зарождению и распространению модели инклюзии.

В англоязычных странах термин «включение» стал заменять термин «интеграция». Эти термины при их похожести имеют различный этимологический смысл. Слово integrate означает объединять в единое цело, а include – как содержать, включать, охватывать, иметь в своем состав е. Тогда слово "inclusion" представляется термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.

80-е года XX века время принятия ряда «революционных» нормативно-правовых актов, обосновывающих права людей с инвалидностью.

Но самое эпохальное событие этого периода – это принятие в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка, которую, на сегодняшний день, подписали 193 страны, в том числе и Россия.

Следующим не меньшим по важности событием явилась Всемирная конференция «Образование для всех», проходившая в марте 1990 года в Джомтьене (Тайланд), положила начало международному движению по обеспечению базового образования для всех детей, молодежи и взрослых. К ключевым аспектами и принципам Джомтьенской Конвенции относят: всеобщий доступ к обучению; содействие обеспечению равенства; привлечение внимания к учебным результатам; расширение средств и масштабов базового образования; улучшения условий для образования и укрепления партнерских связей.

 Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» в 1994 году.

Данные принципы провозглашают:

- каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

- каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

- необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

- лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей;

- обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех;

- более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования и предложившей тактику повлиянию на политику и практику обучения, для того, чтобы они действительно соответствовали этим декларациям.

Еще два важных документа, составляющих нормативно-правовую базу инклюзивного образования. 13 декабря 2006 года Генеральная ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов (Российская Федерация подписала ее 24 сентября 2008 года). Каждая статья Конвенции направлена на защиту от дискриминации и на включение лиц с инвалидностью в общество.

Инклюзивная модель основана на идеях: каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию; необходимо создавать в школах и в системе основного образования среды, позволяющей детям получать знания и способствовать этому; образовательная среда должна быть инклюзивной по духу, то есть эффективной и дружественной, здоровой и безопасной.

Современные исследователи отмечают, что на сегодняшний день среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Исландию, Индию, Мальту, Нидерланды, Норвегию, ЮАР, Испанию, Швецию, Уганду, США и Великобританию.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: