Анализ внешней среды микроуровня

Анализ внешней среды макроуровня ПАО «Газпром» (PEST-анализ)

Наименование факторов Возможности (+) для бизнеса Угрозы (-) для бизнеса
1.Экономическая среда:    
Динамика ВВП Вследствие эпидемии ВВП упадет, но это не сильно отразится на компании  
Курсы валют Поставки за границу оплачиваются в валюте, поэтому при росте валюты прибыль увеличивается Из-за нестабильного курса рубля цена на нефть падает, что негативно сказывается на прибыли компании
Состояние рассматриваемой отрасли Является основным поставщиком газа и нефтепродуктов в России, может проложить газопровод в труднодоступные регионы ФАС контролирует деятельность компании и ограничивает возможности расширения
2. Социальная среда:    
Численность и средний возраст населения региона В России много людей в различных регионах, все они нуждаются в газе и нефтепродуктах Большинство жителей среднего возраста. Все, кто младше пенсионного возраста склонны к использованию в бытовых условиях электричества, а не газа
Доходы населения Зарплаты людей достаточны для покупки автомобилей, а, следовательно, и бензина В данный момент из-за эпидемии большинство людей сидят дома, из-за этого уменьшится спрос на бензин
Географическое распределение населения Россия – огромная по площади страна, Газпром, как лидер на рынке, может обеспечить даже самые отдаленные регионы, завоевав их рынок Много труднодоступных регионов для освоения
Организованность работников в регионе, сила профсоюзного движения Улучшение взаимоотношений между работодателем и сотрудниками Высокие затраты на защиту социально-трудовых интересов и прав работников
3. Политическая среда:    
Политическая конкуренция В зависимости от политической обстановки возможна потеря доли акций у государства В зависимости от политической обстановки возможна потеря доли акций у государства
Эффективность работы государственного аппарата Спонсирование государственных социальных и экологических проектов ФАС контролирует расширение организации
4.Технологическая среда:    
Степень распространения новшеств в рассматриваемой отрасли Повышения имиджа компании Трудозатратность, большие финансовые траты в создании новых технологий по добыче и переработке газохимии и нефтепродуктов
Инновации в сферах, связанных с деятельностью рассматриваемой организации Горизонтальные скважины Увеличение доли электротранспорта
5. Экологическая среда:    
Состояние физических ресурсов таких, как: земля, воздух, вода Строительство сооружений для очистки сточных вод, использование биологические технологии для восстановления качества нарушенных земель Добыча полезных ископаемых негативно сказывается на окружающей среде при авариях
Состояние флоры и фауны Программа по сохранению биологического разнообразия Из-за загрязнения почвы и воды при авариях погибают животные и растения поблизости
6.Институциональная среда:    
Транспортная инфраструктура: дороги, железнодорожные и водные пути Транспортная инфраструктура способствует обеспечению нефте- и газохимией удаленных регионов Обострение отношений с транзитными государствами
Коммуникации: почта, телефон, Internet и т.д. Возможность за счет рекламы повышать доверие потребителей, поиск поставщиков и партнеров -

 

 

Анализ внешней среды микроуровня

Наименование факторов Возможности (+) для бизнеса Угрозы (-) для бизнеса
1. Ресурсы:    
Наличие ресурсов требуемого качества Повышение качества производимой продукции Высокая цена на ресурсы высокого качества
Динамика цен на ресурсы Варьирование цен на продукции в зависимости от цен на ресурсы Повышение производственных затрат в связи с ростом цен на ресурсы
Наличие посредников Возможность снизить затраты на транспортные расходы Увеличение цен на ресурсы
2. Потребители:    
Структура спроса на продукцию рассматриваемой отрасли Повышение уровня жизни населения способствует повышению спроса Влияние политической ситуации в мире на поставки за рубеж
Наличие посредников Территориальная доступность и ценовая конкуренция Увеличение стоимости продукции для конечного потребителя
3. Конкуренция:    
Соперничество между имеющимися конкурентами Группа компаний показывает, что они лидеры по стране и одни из лучших по миру Политическое пособничество стран зарубежным конкурентам
4. Государственные законы и постановления:    
Программы поддержки данной отрасли, данного предприятия Часть акций принадлежит государству ФАС
5. Прочие характеристики отрасли:    
Потенциал роста отрасли Неограниченный Иссякаемые запасы газа и нефти
Будущее отрасли Расширение географии мировых поставок При изменении политической ситуации возможна приватизация государством

 

 

Исследование внешней среды организации

Анализ внешней среды макроуровня ПАО «Газпром»

  Наименование факторов   Содержание факторов Оценка влияния факторов

1. Экономическая среда:

Личный доход, операционные расходы. Чистая прибыль компании меняется с каждым годом. Так, в 2014 году она составила 157 млрд. рублей, в 2015-2016 годах – около 400 млрд. рублей, в 2017 году – 100 млрд. рублей, в 2018 году – 933 млрд. рублей. Компания стремится оптимизировать операционные расходы, однако с каждым годом они стабильно растут. В 2014 – 1,187 трлн. рублей, 2015 году – 1,246 трлн. рублей, в 2016 году – 1,307 трлн. рублей, в 2017 году – 1,555 трлн. рублей, в 2018 году – 1,937 трлн. рублей, в 2019 году – 1,967 трлн. рублей.   4
Инфляция. Инфляция имеет не столь высокое значение, ввиду оказания гос.помощи компании.   1  
Внешнеэкономическая деятельность компании. Одна из крупнейших в мире компаний ПАО «Газпром» располагает огромными запасами природного газа, которые в больших количествах экспортируются на мировой рынок.     5
Состояние банковского сектора. Компания имеет нестабильный доход.   3,5  
Состояние рассматриваемой отрасли. На данный момент компания является одним из лидеров на мировом рынке по поставкам природного газа.   5
Объемы добычи. На данный момент на долю «Газпрома» приходится около 69% российского объема добычи газа и около 12% всего добываемого газа в мире. В 2018 году компания добыла 497,6 млрд кубометров природного газа и 92,88 млн тонн углеводородов. В 2019 году – 500,3 млрд. кубометров природного газа и 39,15 млн тонн углеводородов.   5

 

2. Социальная среда:

Географическое распределение реализации продукции. На внутреннем рынке «Газпром» реализует более половины всего продаваемого газа, остальное уходит на экспорт. Компания действует во многих субъектах Российской Федерации. Основным регионом экспорта продукции является Европа.   4,5
Работа. На 31 декабря 2018 года в компании работает 466 100 человек. Компания предоставляет вакансии по самым разным профессиям и направлениям деятельности.     5
Возрастной характер. До 30 лет – 67,0 тыс. человек; 30-40 лет – 149,3 тыс. человек; 40-50 лет – 137,1 тыс. человек; Старше 50 лет – 112,7 тыс. человек.   5

3. Политическая среда:

Степень государственного вмешательства в экономику. Государство имеет больше 50% акций компаний. 5
Политическая среда. Политическая ситуация как в России, так и в мире значительно влияет на деятельность и состояние компании.   4

4. Экологическая среда:

Состояние воздуха и окружающей среды. Хотя компания и работает в сфере добычи природных ресурсов, включая нефть и газ, состояние воздействия ее на окружающую среду оценивается как удовлетворительное, но не плохое.     3
Жесткость компании в области охраны окружающей среды. Компания старается минимизировать свое отрицательное влияние на окружающую среду, однако до конца это невозможно.   3

5. Институциональная среда:

Транспортная инфраструктура. Для связи мест добычи с местами оптовой реализации продукции используются преимущественно трубопроводы, водный транспорт (танкеры), железнодорожный транспорт (вагоны-цистерны). Для доставки продукции на места розничной реализации используются автоцистерны.   5    
Электро-, энерго-, водоснабжение. «Газпром» использует услуги электроснабжения, энергоснабжения и водоснабжения как сторонних компаний, так и дочерних. Например, АО «Газпром теплоэнерго», АО «Газпром энергосбыт».     5
Коммуникации: телефон, адрес электронной почты, официальный сайт. Телефон: +7(495)719-30-01 Эл.почта: gazprom@gazproml.ru Оф.сайт: www.gazprom.ru   5

 

 

№ п/п

Ключевые факторы внешней среды

Оценки факторов

-5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5
1 Соперничество с конкурентами                    
2 Географическое распределение потребителей                    
3 Государственная поддержка                    
4 Динамика цен на услуги                    
5 Качество продукции                    
6 Клиенты                    
7 Доход                    
8 Самообеспечение ресурсами                    
9 Сезонность потребления                    
10 Качество транспортной инфраструктуры                    

 

Вывод: на данный момент состояние внешней среды предприятия благоприятное, но существуют отрицательные оценки некоторых факторов. Чтобы избежать в будущем проблем, компании следует обращать внимание и постоянно контролировать состояние внешней среды.

 

Морфологическая таблица возможных состояний внешней среды ПАО "Аэрофлот"

Ключевые факторы внешней среды

Возможные состояния факторов

Состояние 1 Состояние 2 Состояние 3
Соперничество с конкурентами Усиление   Р11 Ослабление   Р12 Отсутствие изменений Р13
Государственная поддержка Усиление   Р21 Ослабление   Р22 Неизменный уровень Р23
Динамика цен на сырье Рост цен     Р31 Снижение цен     Р32 Неизменный уровень   Р33
Качество продукции Улучшение   Р41 Ухудшение   Р42 Неизменный уровень Р43
Клиенты Увеличение   Р51 Снижение   Р52 Отсутствие изменений Р53
Доход Рост   Р61 Снижение   Р62 Отсутствие изменений Р63
Самообеспечение ресурсами Увеличение   Р71 Снижение   Р72 Неизменный уровень Р73
Качество транспортной инфраструктуры Улучшение   Р81 Ухудшение   Р82 Неизменный уровень Р83

 

Из таблицы можно вывести морфологические цепочки, соответствующие основным сценариям развития внешней среды:

· Оптимистический вариант: (Р11, Р22, Р32, Р41, Р51, Р61, Р71, Р81, Р91);

· Пессимистический вариант: (Р12, Р21, Р33, Р42, Р52, Р62, Р72, Р82, Р93);

· Наиболее вероятный вариант: (Р13, Р23, Р31, Р43, Р53, Р63, Р73, Р83, Р92)

 

Можно увидеть, что наиболее вероятный вариант ближе к пессимистическому, чем к оптимистичному по таким параметрам, как:

1. Соперничество с конкурентами – на данный момент цены на нефть падают, из-за более дешевых предложений конкурентов и избыточного предложения.

2. Государственная поддержка – внешняя политика государства негативно влияет на состояние компании, политика государства противоречит чистым интересам компании.

 

Данные параметры формируют зону риска для ПАО "Газпром".

 

Но также можно отметить и вероятность улучшения следующих факторов:

1. Качество продукции – технологии постоянно совершенствуются, вследствие чего повышается качество продукции.

2. Клиенты – расширение сети газопроводов способствует увеличению доли рынка в регионах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: