Черняховская культура

Черняховская культура - археологическая культура развитого железного века, в частности позднеримского времени (II – IV веков н. э.), на территориях лесостепной и частично степной Украины, Молдавии и Румынии.

В культуре этой известны сотни памятников, и многие из них раскопаны – как могильники, так и поселения.

Могилы не имеют внешних знаков (насыпей и т. п.), потому их и назвали «полями погребений», но какие-то знаки все же должны были в древности отмечать могилы, так как они не повреждают одна другую. В черняховской культуре сосуществовало два погребальных обряда: трупоположение (ингумация) и трупосожжение (кремация). При ингумации погребенные черняховцы лежат в узких овальных ямах вытянутыми на спине, с руками вдоль туловища, головою чаще на север (т. е. лицом на юг). Нередко сохранность скелета нарушена еще при похоронах (это некий ритуал). Кремация же производилась не в могиле, а где-то на стороне, и в яму кости ссыпаны кучкой или положены в глиняную урну, иногда прикрытую другим сосудом. Погребения сопровождаются погребальным инвентарем: сосудами (очевидно, с напитками и пищей), костями животных, железным ножом при них, оружием, украшениями личного убранства, предметами конского убора, монетами и т. п.

Керамика очень богатая и совершенная по сравнению с окружающей – более ранней и более поздней (но разумеется, не с античной – римской и греческой). Для местного развития большим прогрессом было, что она в значительной части сделана на кругу, то есть это керамика кружальная, а значит, гончарная. Гончарное ремесло уже выделилось, как и другие. Имеется две группы гончарной посуды: а) кухонные и другие хозяйственные горшки с грубо шероховатой поверхностью (и с примесью дресвы, то есть толченого камня в тесте) и б) столовая посуда из серой хорошо отмученной глины и с блестящей пролощеной поверхностью: миски, кувшины, кубки. Но есть и немного лепной посуды – из глины с примесью шамота (толченых черепков старой посуды). Наконец, есть и импортная амфорная тара из греческих и римских городов и стеклянные сосуды.[6]

Инвентарь погребений вообще сравнительно богат: кроме качественной керамики имеются стеклянные кубки, горбатые костяные гребни, у женщин металлические (бронзовые, иногда серебряные) фибулы арбалетного типа – ими одежда скреплялась на плечах. Из оружия - длинные двулезвийные мечи, кинжалы, боевые топоры, наконечники стрел и дротиков. Ближайшие аналогии – в пшеворской культуре. Из туалетных принадлежностей – бронзовые двулезвийные бритвы.

Черняховские памятники располагались на удобных для земледелия почвах. Поселения представляют собой небольшие неукрепленные селища, вытянутые улицами на солнечных берегах небольших речек. Дома были большими (некоторые наземные превышали по площади 100 квадратных метров), принадлежа, вероятно, большим патриархальным семьям. Жилища сооружались без фундамента - деревянные каркасы (из жердей) оплетались лозой и обмазывались глиной, есть и полуземлянки, а пол обычно глиняный или просто утрамбованная земля. В жилищах устроены каменные или глиняные очаги. Строения делятся на жилые с печами, клети для хранения припасов и хлевы для скота.


 

 


Заключение

Те глубокие социальные изменения в праславянской обществе, которые фиксирует археологический материал для I тыс. до н. э., заставляет нас еще раз вернуться к важной проблеме древних племенных союзов. То обстоятельство, что в недрах праславянского ареала вызрела определенная устойчивая (до XII в. и. э.) н повсеместная для всего праславянского мира форма наименовании больших племенных союзов, однако отличная от позднейших наименований эпохи расселении, обязывает нас рассмотреть локальные археологические группы времени в сопоставлении с известными нам по имени н местоположению союзами славянских племен. Проведя такое сопоставление, мы увидим, что все крупные локальные группы, выделяемые археологами (И. Костшевскнн, В. Хмелевскнй, К. Яжджевский. 1965; А. И. Тереножкин, В. А. Ильинская, 1972), точно соответствуют племенным союзам с именами архаичного типа.[7].

 

 


 


Список литературы

1. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Издательство "Наука". ‒ 1974. ‒ С. 4-243.

2. Рыбаков Б.А Из истории культуры Древней Руси / Б.А Рыбаков / М.: Издательство Московского университета. ‒ 1984. – С. 17-28.

3. Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. Методология и историография. М.: Издательство «Наука», ‒ 1976. ‒ В.В. Седов Ранний период славянского этногенеза С. 68-109.


[1] Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. Методология и историография. М.: Издательство «Наука», ‒ 1976. ‒ В.В. Седов Ранний период славянского этногенеза С. 69

[2] Рыбаков Б.А Из истории культуры Древней Руси / Б.А Рыбаков / М.: Издательство Московского университета. ‒ 1984. – С. 21

[3] Рыбаков Б.А Из истории культуры Древней Руси / Б.А Рыбаков / М.: Издательство Московского университета. ‒ 1984. – С. 45

[4] Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Издательство "Наука". ‒ 1974. ‒ С. 130

[5] Рыбаков Б.А Из истории культуры Древней Руси / Б.А Рыбаков / М.: Издательство Московского университета. ‒ 1984. – С. 56

[6] Рыбаков Б.А Из истории культуры Древней Руси / Б.А Рыбаков / М.: Издательство Московского университета. ‒ 1984. – С. 68

[7] Рыбаков Б.А Из истории культуры Древней Руси / Б.А Рыбаков / М.: Издательство Московского университета. ‒ 1984. – С. 30



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: