Причины нарушения зрения

ДИСЦИПЛИНА «АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ»

ТЕМА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ:

«ВРОЖДЕННАЯ И ПРИОБРЕТЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ.».

(06.04.2020 г.)

План лекционного занятия:

1. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей. Слепые и слабовидящие.

2. Основные виды нарушения зрения: патология век, конъюнктивиты, аномалии и заболевания роговицы, склеры, патология хрусталика, аномалии и заболевания сосудистой оболочки глаза и сетчатки.

3. Классификация, этиопатогенез различных нозологических форм. Врожденные и приобретенные заболевания, приводящие к нарушению зрительной функции: катаракта, глаукома, диабетическая ретинопатия, ксерофтальм, дегенерация зрительного пятна. Гигиена органа зрения.

4. Профилактика нарушения зрения у детей. Механические, химические и термические поражения различных отделов зрительного анализатора.

5. Воспитание и обучение детей с патологией органов зрения. Координация лечебной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Профилактика слепоты и нарушений зрения. Гигиенические требования к освещению. Гигиенические требования к учебному оборудованию. Организация урока с учетом гигиенических требований.

Требования к конспекту и правила его ведения

Конспект должен содержать следующие пункты: дата, тема, основные рассматриваемые вопросы и их краткое содержание.

1. Общий вид конспекта. Материал в конспекте должен читаться легко и быстро. Для этого необходимо использовать тетради с широким форматом страниц, вести запись достаточно крупными буквами. Главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными чернилами, а подчиненность тем и заголовков - при помощи уступов. Основные темы целесообразно пронумеровать римскими цифрами, а подчиненные им разделы – арабскими или буквами. Удобочитаемый конспект содержит не более семи пунктов на странице.

2. Наличие полей. Конспект должен иметь широкие поля для заметок. Иногда рекомендуют использовать для конспекта только одну сторону листа. Вторая используется для различного рода дополнений, которые вносятся в конспект в процессе работы с ним при подготовке к очередному занятию или экзамену. Это может быть любая интересная и важная информация, относящаяся к теме: выписки из литературных источников, примеры, библиографические ссылки и, наконец, собственные комментарии.

3. Применяемые условные обозначения. Для быстрой записи текста необходимо придумать условные знаки. Только не надо придумывать их слишком много, иначе можно запутаться. Таких знаков не должно быть более 10-15. Условные обозначения придумывают для часто встречающихся слов. Чтобы выделить свои знаки из остального текста, используются различные буквы. Можно пользоваться общеупотребительными математическими и логическими символами, такими как > (больше), < (меньше), = (равняется), S (сумма), F (сила), A (работа) и т.д.. Наконец, длинные слова можно «укорачивать» или сокращать, однако это допустимо только для достаточно узнаваемых слов. В энциклопедических изданиях принято такое сокращение: описываемый предмет или явление, названные полностью в заголовке справочной статьи, в тексте обозначают начальными буквами. Так можно делать и при конспектировании лекции, не забывая полностью записать название при первом упоминании в тексте.

Конспект лекционного занятия по плану должен быть написан вручную и представлен преподавателю для проверки

Теоретический материал

Патология органа зрения

Причины нарушения зрения

Согласно Международной классификации болезней-10, существует четыре уровня зрительной функции:

1.  нормальное зрение;

2.  умеренное нарушение зрения;

3.  тяжелое нарушение зрения;

4.  слепота.

Умеренные и тяжелые нарушения зрения объединяются в понятие «пониженное зрение», а пониженное зрение вместе со слепотой представляют все нарушения зрения. Нарушения зрения могут быть вызваны различными причинами, которые можно разделить на: врожденные, приобретенные и наследственные.

Врожденные нарушения зрения являются результатом нарушения внутриутробного развития человека или родовыми травмами. К ним относятся:

· нарушения развития зрительной системы плода;

· генетические аномалии плода;

· врожденные опухоли мозга доброкачественного характера;

· инфекционные заболевания матери в период беременности (острая форма гриппа, токсоплазмоз) и употребление антибиотиков;

· употребление матерью в период беременности наркотиков, алкоголя или курение;

· дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;

· преждевременные роды (ретинопатия недоношенных);

· травмы во время родов.

Наследственные нарушения зрения являются результатом влияния наследственных факторов, их отличительной особенностью является передача от одного поколения к другому. Наиболее распространенными являются катаракта, близорукость, различные патологии развития сетчатки и роговицы; гораздо реже встречаются анофтальм, микрофтальм.

Приобретенные причины возникновения нарушений зрения весьма разнообразны, они представляют собой совокупность внешних факторов, влияющих на человека в период всей его жизни, к их числу могут быть отнесены следующие:

· постоянное сильное напряжение глаз (работа за компьютером, плохое или, наоборот, слишком яркое освещение в помещении; чтение в неправильном положении, в транспорте и др.);

· сухость внешней оболочки глаза (долгое пребывание за компьютером);

· нервное перенапряжение и стрессовые ситуации;

· инфекционные заболевания (корь);

· онкологические заболевания;

· травмы органов зрения (ожоги, ушибы, проникающие ранения);

· авитаминозы (отсутствие или недостаток витамина А вызывают «куриную слепоту») веществ;

· злоупотребление вредными привычками (алкоголь, курение);

· ухудшение кровообращения глаза;

· кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;

· повышенное глазное давление;

· значительное ослабевание мышц хрусталика;

· возрастные изменения (старение сетчатки глаза) и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: