Понятия к теме «Александр Сергеевич Даргомыжский»

1. А cappella- хоровое пение без инструментального сопровождения.

2. «Могучая кучка»- творческое содружество русских композиторов, сложившееся в начале 60-х годов 19 века. В него вошли Балакирев, Римский- Корсаков, Бородин, Кюи, Мусоргский. Об этом содружестве мы будем говорить с вами чуть позже.

3. Монолог- речь одного человека.

Музыкальный материал к теме «Александр Сергеевич Даргомыжский».

 

1. А. С. Даргомыжский. Романсы: «Старый капрал», «Титулярный советник», «Мне грустно», «Мне минуло шестнадцать лет» (диск 3).

2. А.С. Даргомыжский. Опера «Русалка»: ария Мельника, терцет Наташи, Князя и мельника, хоры: «Ах, ты, сердце», «Заплетися, плетень», «Как на горе мы пиво варили», дуэт Наташи и Князя их первого действия; хор «Сватушка», песня Наташи, заключительный ансамбль из второго действия; песня Ольги «Как у нас на улице», сцена на берегу Днепра из третьего действия; ария Русалки из 4 действия; эпилог (пластинка).

 

Тема №5. Русская музыка второй половины 19 века.

 

Вторая половина 19 века – пора могучего расцвета русской музыкальной культуры. Вспомните, что происходило с русской музыкой до этого? В конце 18 века в ней только начинала формироваться профессиональная композиторская школа. Затем, в первой половине 19 века, русская классическая школа, во главе со своим основоположником Глинкой, утвердила свое значение за пределами России. Теперь же, во второй половине столетия, она стала одной из ведущих музыкальных культур, утвердив себя как равноправное звено европейского музыкального искусства.

Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-х годов к большому общественному подъему. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) показало ее отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и разночинцы.

В развитии революционного движения в России особенно значительной была роль Герцена и его нелегального журнала «Колокол». Не менее важной была деятельность Чернышевского и Добролюбова. Сотрудничая в журнале «Современник» вместе с поэтом Некрасовым, Чернышевский и Добролюбов с огромной обличительной силой выступали против крепостного гнета, разоблачали реакционные реформы правительства, проводили идеи крестьянской революции.

Революционные идеи 60-х годов нашли отражение в литературе, в живописи, музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.

В своих обличительных стихах Н.А. Некрасов воплотил высокие идеалы революционной молодежи 60-х годов. Лучшие его стихи и поэмы – это своего рода летопись тяжелой доли русского народа. Недаром его звали «певцом мести и печали». Стихами Некрасова зачитывались все передовые русские люди, и они были, как статьи Чернышевского и Добролюбова, могучим средством революционной пропаганды.

Во второй половине 19 века русская живопись дала таких замечательных художников, как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан. Их имена связаны с «Товариществом передвижных художественных выставок». Выставки картин стали устраиваться в разных городах России, поэтому их называли «передвижными выставками», а художников, входивших в это объединение, - «передвижниками».

Большую помощь художникам- передвижникам оказал П.М. Третьяков, покупавший лучшие творения русских художников для знаменитой галереи, носящей ныне его имя. Свое замечательное собрание картин он в 1892 году принес в дар городу Москве.

В этот период Россия подарила миру и целую плеяду гениальных композиторов. Ими созданы истинные шедевры в самых различных жанрах. Среди них: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского- Корсакова, «Евгений Онегин», «Лебединое озеро» Чайковского, его гениальные симфонии, симфонии Бородина и многое другое.

 Главное, что отличало музыкальную жизнь России той поры, - ее демократизация. Музыка из придворных салонов и домашних кружков выходит на концертный простор. Появляются концертные организации, занимающиеся пропагандой музыкального искусства. В театры и концертные залы приходит новая публика: студенты, интеллигенция, мелкие служащие.

Когда появилось множество концертных залов и театров, перед нашей музыкальной культурой встала новая проблема: нужны были инструменталисты, певцы, педагоги. Ведь в России до этого не существовало ни одного специального учебного заведения. Много сил и энергии отдал делу музыкального образования Антон Григорьевич Рубинштейн (1829- 1894)- великий пианист, композитор, дирижер. По его инициативе в 1859 году в Петербурге открылось Русское музыкальное общество (РМО) и музыкальные классы при нем. Рубинштейн сам стал во главе концертов РМО. Их значение огромно. Широкая слушательская аудитория знакомилась в них, причем часто впервые, с произведениями Баха и Генделя, Бетховена, Мендельсона и многих других композиторов Европы. Вскоре отделения РМО появились в других городах России.

Музыкальные классы при РМО готовили новые кадры. А в 1862 г. в Петербурге была открыта первая в России консерватория. Ее первым директором стал А. Рубинштейн. Вскоре, в 1866 году, открылась Московская консерватория, которую возглавил брат А. Рубинштейна – Николай Григорьевич. Обе они стали настоящим центром образования и просвещения. Из стен вышли несколько поколений выдающихся русских музыкантов.

Почти тогда же была организована Бесплатная музыкальная школа. Ее основали глава нового музыкального направления М.А. Балакирев и замечательный хормейстер Г.Я. Ломакин. Своей целью эта школа ставила распространение музыкального образования среди широких кругов населения – студентов, ремесленников, служащих. Ее концерты были центром пропаганды произведений русских композиторов, к которым столичная аристократия привыкла относиться с некоторым пренебрежением. Здесь можно было услышать новинки – только что написанные сочинения молодых русских музыкантов. Впервые в концертах Бесплатной музыкальной школы прозвучали крупные произведения современных зарубежных композиторов – Берлиоза, Листа, Шумана.

В работах А.Н. Серова, В.В. Стасова, Одоевского, Г.А. Лароша в этот период формировались основные принципы русской музыкальной критики.

Во всех отношениях музыкальная культура России переживала обновление. Начиналась поистине новая эра русской музыки. И это естественно, ведь изменения происходили в это время в общественной жизни, науке, эстетике, литературе, живописи России. Не осталась в стороне и музыка. И во многом это было связано с деятельностью композиторов, вошедших в «Могучую кучку».

Так называлось творческое содружество композиторов, возникшее на рубеже 50-60-х годов. Оно было известно также под названием Балакиревский кружок, или Новая русская музыкальная школа; на Западе кружок называли «Пятеркой» по количеству входящих в его музыкантов. Название «Могучая кучка» дал содружеству В.В. Стасов.

Кружок складывался в течение нескольких лет (1856-1862) вокруг Балакирева. Раньше других с Балакиревым сблизился военный инженер по профессии, композитор и музыкальный критик Цезарь Кюи. Это было в 1856 году. Спустя год к ним присоединился офицер Преображенского полка Модест Мусоргский. В ноябре 1961 года в содружество влился 17-летний выпускник Московского офицерского корпуса Николай Римский- Корсаков. Осенью 1862 г. в доме профессора Боткина состоялось знакомство Балакирева с молодым ученым, профессором Медико-хирургической академии Александром Бородиным. С осени 1865 года, после возвращения Римского- Корсакова из кругосветного путешествия, собрания кружка стали проходить в полном составе.

Общепризнанным главой кружка был Балакирев. На это ему давали право огромный талант, творческая смелость, внутренняя сила и убежденность в отстаивании национально- самобытных путей развития русской музыки. На собраниях «Могучей кучки» молодые музыканты изучали лучшие произведения классического наследия и современной музыки. Причем эти встречи были не только школой их профессионального мастерства. Здесь складывались их эстетические взгляды. Кучкисты читали произведения мировой классической литературы, обсуждали политические, исторические события, изучали статьи русских критиков. Идеологом кружка был Стасов, его влияние на мировоззрение кучкистов огромно. Нередко он подсказывал им замыслы будущих творений: предложил Бородину написать оперу по «Слову о полку Игореве», подал Мусоргскому мысль о «Хованщине».

«Могучая кучка» никогда не была замкнутым кружком. Она была тесно связана с представителями русской культуры. Среди друзей и единомышленников балакиревцев – А.С. Даргомыжский, сестра Глинки Л.И. Шестакова, сестры Пургольд. Крепкие связи соединяли кружок с московскими музыкантами - П.И. Чайковским и Н.Г. Рубинштейном.

Удивительно тесная дружеская атмосфера царила внутри «Могучей кучки». Члены кружка всегда были друг для друга надежной опорой, готовы были поделиться идеями, сюжетами, прийти на помощь. Например, Балакирев и Мусоргский подсказали Римскому- Корсакову сюжеты симфонии «Антар» и оперы «Псковитянка». Сборник алжирских мелодий, из которого композитор взял основные темы для симфонии, ему подарил Бородин. Мусоргский передал Римскому- Корсакову план музыкальной картины «Садко». А Римский- Корсаков после смерти своих друзей проделал титаническую работу по завершению или оркестровке опер Мусоргского «Хованщина», «Борис Годунов», «Женитьба», оперы Бородина «Князь Игорь».

Всех членов содружества объединяло стремление продолжить дело Глинки во славу и процветание отечественной музыки. Как и у Глинки, жизнь народа стала главной темой их творчества, объектом постоянного наблюдения, изучения. Они рисовали ее через события истории, через образы поэтических сказок и былин, через философские раздумья о судьбах родины и яркие картины быта, через образы русских людей разных сословий и времен. По словам Стасова, балакиревцы развернули перед слушателями «океан русских людей, жизни, характеров, отношений».

Члены «Могучей кучки» продолжили дело собирания народных русских песен, чьей красотой они восхищались. 40 русских народных песен собрал и обработал Балакирев, 100- Римский- Корсаков. Они не просто восхищались фольклором. Любовь к русской песне наложила отпечаток на стиль произведений самих композиторов, отличающийся национальным колоритом.

Пришло время, и балакиревцы стали зрелыми художниками. Каждый из них пошел своим путем, и кружок распался. Но никто не изменил идеалам «Могучей кучки» и не отрекся от товарищей. Идеи балакиревцев получили развитие в творчестве и просветительской деятельности композиторов нового поколения. Они оказали большое влияние и на развитие зарубежной музыки (в частности, французской).

 

Вопросы.

1. Чем знаменательны 60-е годы 19 века в общественно – политической и культурной жизни России?

2. Что, в целом, отличало музыкальную жизнь России во второй половине 19 века?

3. Назови имена музыкантов, с которыми связано начало развития русского профессионального музыкального образования.

4. Когда в России были открыты первые консерватории?

5. Объясни, что такое «Могучая кучка»? Когда она сформировалась?

6. Назови имена композиторов, вошедших в кружок.

7. Кто был главой содружества? Назови также идейного вдохновителя кружка.

8. Что объединяло всех членов кружка?

 

Тема № 6. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881).

 

6.1. Жизненный путь композитора. Среди композиторов «Могучей кучки» Мусоргский был наиболее ярким выразителем в музыке революционно- демократических идей 60-х годов 19 века. Именно Мусоргский, как никто другой, сумел многосторонне, с большой обличительной силой раскрыть в музыке суровую правду о жизни русского народа. Что бы ни писал Мусоргский- оперы, песни, хоры, всюду он выступает гневным и страстным обличителем социальной несправедливости. Следуя во многом заветам Даргомыжского, называя его «великим учителем музыкальной правды», Мусоргский сумел пойти дальше него, обратившись к невиданным еще глубинам народной жизни. Всю свою жизнь он искал новые пути в искусстве, никогда не довольствовался найденным и всегда «бросал хорошее в поисках еще лучшего».

М.П. Мусоргский родился 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской области. Среди живописной природы этого края, обширных полей, лугов, озер, лесных чащ протекало его детство. Мальчик хорошо знал жизнь крестьян, их обряды и песни. Позднее он писал своему другу: «Любил я в детстве мужичков послушивать и песенками их искушаться изволил».

Первой учительницей музыки была его мама. К семи годам он уже прилично играл на фортепиано произведения Листа. В девять лет состоялся его первый публичный концерт. На балу в родительском доме он при большом обществе исполнил концерт Д. Фильда. Музыкальную одаренность мальчика заметили, но о профессии музыканта не могло быть и речи: в помещичьем кругу это занятие считалось недостойным дворянина.

Следуя давней семейной традиции, отец решил направить Модеста по пути военной карьеры. Когда мальчику исполнилось 10 лет, его отвезли в Петербург, в школу гвардейских подпрапорщиков. Учился Модест усердно, изучал историю, философию, литературу, физику, иностранные языки. Продолжались и музыкальные занятия Мусоргского. Он брал уроки у известного фортепианного педагога А. Герке, прекрасно импровизировал, сочинял. К этому времени относится первое изданное произведение композитора – «Полька- подпрапорщик».

В 1856 году Мусоргский окончил Школу. Как одно из лучших учеников, его направили на службу в знаменитый Преображенский полк, известный еще с петровских времен. Но пустая офицерская служба начинала его тяготить. Его влекла музыка. На вечерах музыкального кружка, появившегося в Преображенском полку, звучало много итальянской, немецкой, французской музыки, русская же была «не в моде». Мусоргский стремился лучше узнать именно русскую музыку. Поэтому он с радостью согласился познакомиться с Даргомыжским, в доме которого собирались известные музыканты, исполнялись романсы, фрагменты опер Глинки и самого Даргомыжского.

Воздействие Даргомыжского на молодого офицера было огромным. Творческое кредо композитора, выраженное в словах: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды»,- было близко и понятно Модесту Петровичу. Поэтому Мусоргский стал часто бывать у Даргомыжского. Здесь он познакомился с Кюи и Балакиревым, а через них- со Стасовым. Это были люди, думающие о путях развития отечественной музыкальной культуры, а главное, своим творчеством пролагавшие этот путь.

Балакирев становится его наставником и учителем. По его заданию Мусоргский изучает музыку, пишет учебные пьесы, параллельно создает музыку к трагедии Софокла «Царь Эдип». Творчество настолько захватывает его, что он решает бросить службу в полку и выйти в отставку.

Еще совсем недавно он- блестящий гвардеец- был желанным гостем в светских гостиных. Изящный, хорошо воспитанный, французским владевший лучше, чем русским, великолепный пианист, певец, танцор, - кому, как не ему улыбалось счастье, кого, как не его звала бездумная карьера гвардейского офицера?

Но вдруг, к огорчению всех, он отказался от своего «счастья» и подал в отставку. И вот он - уже не офицер, а скромный служащий. А через некоторое время - и не помещик больше: после отмены крепостного права в 1861 г. он уступил свою долю наследства старшему брату с условием, что бывшие его крепостные получать землю без выкупа.

Это было, как гром среди ясного неба. Родные и друзья отговаривали его. Балакирев, не уверенный в перспективах своего друга, считал нужным повременить с отставкой. Он говорил, что Лермонтов писал стихи, оставаясь гусарским офицером. А Мусоргский на это отвечал: «То был Лермонтов, а то я; он, может быть, умел сладить и с тем, и с другим, а я – нет».

Мусоргский вступил на тернистый путь начинающего композитора. Его не пугала собственная бедность – он думал только об одном: надо служить своему народу.

Так начинал жизнь великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский.

В это время группой молодых живописцев была создана «коммуна». Они устраивали передвижные выставки, давшие название целому направлению в русской живописи- «передвижники». Мусоргский также вступил в «коммуну», объединившую несколько молодых людей, живших под одной крышей, обменившихся знаниями, впечатлениями, «глядевших с презрением на ту жизнь сибаритства, пустоты, ничегонеделания, какую так долго вело до той поры большинство русского юношества».

Это было время, когда окончательно сформировалась «Могучая кучка». В содружество вошли Балакирев, Кюи, Бородин, Римский- Корсаков и Мусоргский. Модест Петрович больше, чем его друзья, метался в своем творчестве той поры: в опере- от романтического сюжета («Саламбо» по Флоберу) до реалистически- бытового («Женитьба» по Гоголю), в романсах- от лирических высказываний («Ночь», «Но если бы с тобой я встретиться могла») до жестокой правды жизни (песни «Калистрат», «Светик Саввишна»). Он как будто бы намечал границы своего творчества. Эти годы для него были отмечены жаждой всепознания, поиском.

Однажды, на вечере у Л.И. Шестаковой, он познакомился с известным историком и филологом В. Никольским. Разговор зашел о Пушкине, и Модест Петрович сказал, что предпочитает Лермонтова и Гоголя «поэту чистой красоты». Деликатный пушкиновед заметил: «Пора, наконец, увидеть, что Пушкин – не только поэт, но и гражданин». Он предложил трагедию «Борис Годунов» и высказал предположение, что она могла бы стать хорошим оперным либретто.

Мусоргский перечитал трагедию и понял, что это «его сюжет». С 15 августа 1868 года по 15 августа 1869 года он был поглощен работой, когда рука едва поспевает за мыслью. Он истово работал над либретто, потому что хотел создать основу не для «омузыкаливания» пушкинского текста, а для собственной музыкальной драматургии, соответствующей масштабам трагедии.

«Борис Годунов» не был принят к постановке. Представив весной 1870 года оперу в дирекцию императорских театров, автор вскоре получил отказ. Причиной его была, конечно же, антицарская направленность произведения. Но официальной причиной объявили отсутствие в опере выигрышного женского образа. Мусоргский тотчас же принялся за вторую редакцию оперы. И сам Мусоргский, и его друзья были очень довольны новым вариантом оперы. Закончив его, Мусоргский написал на заглавном листе партитуры: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную великой идеей. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере».

Но и этот вариант, в котором были введены польские сцены, образ Марины Мнишек, сцена под Кромами, был «забракован» дирекцией. Только благодаря помощи друзей- артистов опера была исполнена (хотя и с сокращениями) в 1874 году на сцене Мариинского театра. Премьера прошла хорошо, у Мусоргского нашлось немало поклонников. Но дальнейшая судьба «Бориса» была печальна: его сняли со сцены, как и «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу». «Ходили слухи, что опера не понравилась царской фамилии, что сюжет ее неприятен цензуре».

Работая над «Борисом», Мусоргский задумал новую оперу на сюжет из времен стрелецких бунтов. Новые страницы истории русского народа увлекли композитора. Он снова «братался» с народом, с увлечением работал над своей «Хованщиной». И мечтал о «Пугачевщине» - третьей опере, которую хотел писать по «Капитанской дочке» Пушкина. Но эту оперу он не успел написать, помешала смерть. Не были закончены и «Хованщина», и «Сорочинская ярмарка».

В последние годы духовной опорой композитора были Стасов и его семья, Л.И. Шестакова, певцы О. Петров и Д. Леонова, поэт Голенищев – Кутузов и художник Гартман. И все же в письмах второй половины 70-х годов ясно видны печальные нити его судьбы, ведущие к драматическому концу. Одиночество, вопреки дружеским контактам, необеспеченность на грани нищеты, прогрессирующая болезнь. В феврале 1881 года Мусоргского настиг первый удар, за которым последовали и другие.

Благодаря хлопотам друзей он попал в военный госпиталь. Как ни горько сознавать это, но поместить Мусоргского в госпиталь, где лечили военных, стало возможным, только оформив его как «вольнонаемного денщика ординатора Бертинсона». Здесь прошли последние дни Мусоргского, в течение которых И. Репин писал свой знаменитый портрет, отразивший глубокие душевные муки композитора.

Он умер сорока двух лет, не успев осуществить многих своих планов, оставив нам россыпи гениальных набросков, идей, мыслей. К счастью, друзья, высоко ценившие его талант, собрали эти материалы, обработали, кое- что дописали, оркестровали. Особенно много в этом отношении сделали Римский- Корсаков и его ученики (Ипполитов- Иванов дописал оперу «Женитьба», Шебалин закончил и инструментовал оперу «Сорочинская ярмарка»). С рукописями «Бориса» работал Д. Шостакович, и в его редакции музыка Мусоргского зазвучала по- новому: свежо и ярко.

Прошло столетие, и «могучая кучка» людей, любящих музыку Мусоргского, превратилась в многомиллионную армию. «Братание» с народом, о котором всю жизнь мечтал композитор, стало окончательным и полным.

6.2. Опера «Борис Годунов». Она имела для композитора особое значение: она явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно – началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные творения.

В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события эпохи Смутного времени. В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание. Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчеркнута композитором. Ведь монарх, даже наделенный умом и душой, каким показан Борис поэтом и композитором, не может, да и не хочет даровать народу свободу. Эта идея звучала остро и современно и занимала передовые русские умы во второй половине 19 века. «Прошедшее- в настоящем» - так определил композитор свою задачу.

Пушкин, а за ним и Мусоргский, делают царя Бориса причастным к убийству царевича Дмитрия. И хотя эта версия историками отвергается, она была нужна обоим художникам, чтобы в образной форме доказать преступность царской власти вообще, ее причастность ко всему темному, недоброму, что совершается в мире.

Эту же мысль подтверждает и Самозванец. Вступив в сговор с врагами своей родины, он устремлен к одной цели – добиться власти.

Составляя либретто, Мусоргский кое- что изменил в пушкинской трагедии. Мысль о решающей роли народа он особенно подчеркнул. Поэтому изменил конец. У поэта в конце трагедии «народ безмолвствует». А у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, пожалуй, самая главная.

Центральным действующим лицом оперы является народ. Само понятие «народ» наполнилось у него новым смыслом в сравнении с другими русскими композиторами. Если раньше народ изображали неделимой массой, то Мусоргский этот обобщенный образ складывает из множества индивидуальных типов. Недаром жанр оперы был определен как народная музыкальная драма.

В новой редакции опера состоит из Пролога и 4 действий (восьми картин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: