Музыкальная характеристика царя Бориса

Образу народа противостоит образ царя Бориса, который также имеет свою линию развития.

Пролог, 2 картина. Трагическая обреченность ощутима уже при первом появлении Бориса в прологе, в сцене коронации. Его монолог «Скорбит душа», которым он пересекает ликующий колокольный звон, передает затаенный страх и мрачные предчувствия.

Второе действие. Страдания и обреченность царя Бориса еще ярче проступают во втором действии, посвященном полностью раскрытию его образа. Здесь он – и любящий отец (в сцене с дочерью, оплакивающей умершего жениха, и в сцене с сыном Федором, изучающим карту государства Московского), и мудрый государственный муж (в монологе «Достиг я высшей власти»), и проницательный политик (в сцене с ловким царедворцем, князем Шуйским). Но главное, это - глубоко страдающий человек, чья больная душа уязвлена злодеянием – убийством малолетнего царевича Дмитрия.

Все это создает образ жизненно правдивый, образ человека, олицетворяющего и неправедную царскую власть, и нечистую совесть убийцы. В конце второго действия под однообразный звон курантов видится Борису «дитя окровавленное». И терзания его совести достигают предела: «Чур, чур, дитя! Не я… не я твой лиходей!» Здесь – кульминация в развитии трагедийной линии, вершина страданий Бориса.

Музыка достигает гениальной силы выражения: взволнованно – трепетный оркестровый фон, словно страшный мерцающий призрак, разрозненные реплики объятого ужасом царя, передающие нечеловеческое напряжение его душевных сил.

Четвертое действие, 2 картина. Преследуемый кошмаром, в безумном состоянии, царь появляется перед Боярской Думой. Но и здесь он не может укрыться от преследования нечистой совести. Рассказ монаха Пимена о чудодейственной целительной силе могилы убиенного царевича подвергает царя в пучину новых страданий. Не выдержав их, он умирает.

Таковы две основные линии оперы – линия народа и линия царя.

«Борис Годунов»- великое произведение русской музыки. Создание этой народной музыкальной драмы, глубоко раскрывающей жизнь русского народа, его исторические судьбы, явилось важным этапом в развитии музыкального театра.

6.3. Романсы и песни. Для Мусоргского жанр романса не стал лирическим дневником, как для многих других композиторов. Собственно, лирика в его вокальном творчестве занимает сравнительно небольшое место. Особняком стоит в нем и цикл «Без солнца». Только здесь композитор рассказывает о личных, глубоко интимных переживаниях. Основу же его вокального наследия составляют своеобразные жизненные зарисовки. Будучи пытливым наблюдателем, Мусоргский в своих песнях рисовал портреты людей разных сословий, характеров, воплощал бытовые эпизоды, острые драматические столкновения. Поэтому в его творчестве преобладают монологи- рассказы, монологи- сцены, баллады, драматические повествования, в которых есть и слова автора, и прямая речь действующих лиц.

В своих песнях, как и в крупных произведениях, Мусоргский стремился отразить жизнь русского народа, его горе и нужду.

Главное место в его вокальном творчестве занимает социально – обличительная тема. Поэтому среди его песен большое число сатир. 

«Семинарист» (текст Мусоргского). Представьте себе молодого, полного сил, простоватого парня, который учится в духовной семинарии. Одним из главных предметов здесь является латынь, хотя в дальнейшей работе рядового священника она вовсе и не нужна. Бедный парень сидит и зубрит. Но мысли его то и дело улетают далеко от латыни. То вспоминается прекрасная Стеша- дочка священника, то он сам, обидевший семинариста троекратным «благословением»- кулаком по шее за подмигивание Стеше во время церковной службы.

Вся песня строится на противопоставлении монотонной, долбящей фразы «зубрежки» и распевной мелодии, рисующей мечты семинариста.

В. Стасов писал: «Для поверхностного и рассеянного слушателя «Семинарист» Мусоргского- только предмет потехи, предмет веселого смеха. Но для кого искусство – важное создание жизни, тот с ужасом взглянет на то, что изображено в «смешном» романсе. Молодая жизнь, захваченная в железный нелепый ошейник и там бьющаяся с отчаянием, - какая это мрачная трагедия! И тот, который в романсе Мусоргского- еще свежий, здоровый молодой парень, еще милый и интересный, юмористический и бодрый, скоро опустится и отупеет, жизненные краски поблекнут, и останется бездушная топорная кукла». Надеемся, что к рассеянным слушателям вы не принадлежите, а потому почувствуете социально- обличительный смысл этой песни.

Баллада «Забытый» (слова Голенищева- Кутузова) относится к позднему периоду творчества композитора. Она написана в жанре драматической песни под впечатлением от картины художника Верещагина. Эта картина изображала убитого воина на опустевшем поле битвы. В этой балладе яркий драматизм выражен просто и сдержанно. Музыка проникнута суровой скорбью.

Авторы песни раздвинули рамки сюжета. Когда мы слушаем это произведение, в нашем сознании рождается образ молодой жены убитого солдата, в далекой деревне ожидающей его возвращения. Но вернуться ему не суждено. Песня завершается трагической фразой: «А тот забыт- один лежит».

«В углу» (из цикла «Детская»). Мусоргский былвеликим мастером речитатива. Он чутко вслушивался в интонации разговорной речи и затем воплощал их в своих произведениях – и в этом он продолжал дело своего старшего современника А.С. Даргомыжского. Поразительная наблюдательность Мусоргского проявилась при создании вокального цикла «Детская» на собственные слова (1868- 1870). Эти прелестные романсы – сценки (всего их пять) – плод дружеского общения композитора с детьми семейства В. Стасова, друга Мусоргского, русского критика. С нежностью и юмором он нарисовал детские музыкальные портреты, сценки из детской жизни.

В романсе «В углу» изображены два персонажа: няня и мальчик Мишенька (так он сам себя величает). Здесь благодаря речитативу музыкальный язык настолько яркий и выразительный, что мы не только слышим, но и можем легко представить себе няню и напроказившего мальчика, старающегося правдами и неправдами избежать наказания.

Романс начинается стремительным гаммообразным пассажем фортепиано, после которого звучит гневный возглас няни: «Ах ты, проказник! Клубок размотал, прутки растерял!» Из таких восклицательных фраз состоит вся речь няни.

По мере того, как усиливается гнев няни, меняются и интонации вокальной мелодии. Если в первых фразах преобладают консонансы (терции и сексты), то в кульминационных фразах появляются резкие диссонансы – септимы. Они звучат в грозном приказе няни, который от ярости она произносит по складам.

Но гнев няни быстро тает. На словах она еще ругает мальчика, а спокойная интонация малой секунды выражает ее истинное состояние. Она больше не сердится, и гнев ее наигранный. Фразы няни коротки и прерывисты, поэтому паузы не только играют роль «запятых» между ними, но и становятся важным выразительным средством, подчеркивая то или иное слово.

Когда няня, наконец, успокоилась, началась «оправдательная речь» Мишеньки. Вслушайтесь в речь мальчика. Сначала его трогательные фразы пронизаны интонациями жалобы, страдания. Они звучат и в вокальной, и в фортепианной партии.

Малыш обижен «несправедливыми» упреками, он спешит оправдаться, придумать поскорее, на кого бы свалить вину («Клубочек размотал котеночек, и пруточки разбросал котеночек»). В паузах слышны и лихорадочная «работа мысли», и в то же время неуверенность: хороша ли, убедительна ли его выдумка?

Но выдумка не помогла. Разжалобить няню не удалось. И тогда Мишенька начинает ее ругать, а себя хвалить. В его музыке появляются интонации колыбельной. Они звучат в мажоре, впервые появившемся в вокальной и фортепианной партиях. Но няня все равно молчит. И тогда малышу остается последнее средство – припугнуть няню. Он придумывает для нее самое страшное наказание на свете: «Миша больше не будет любить свою нянюшку». Здесь снова возвращается речитатив. Теперь мальчик поет резко, отрывисто, дразня няню.

6.4. Фортепианное творчество. «Картинки с выставки». В этой области творчества Мусоргским написано немного произведений, хотя он и был прекрасным пианистом. Но и в тех немногих сочинениях он выступил смелым новатором. Пожалуй, самым ярким его произведением в этой области стала сюита «Картинки с выставки». Она и сегодня является одной из вершин мировой фортепианной литературы, оказавшей влияние на творчество многих композиторов 20 века.

Сюита написана в 1874 году как дань любви и дружбе, связывавшей композитора с замечательным художником и архитектором В. Гартманом. Гартман умер летом 1873 года, не достигнув сорока лет. Вскоре в залах Академии художеств была организована посмертная выставка его картин, рисунков, архитектурных проектов. Желание запечатлеть средствами своего искусства произведения друга, соединить свою мысль с его мыслью, в звуках выразить свои впечатления от выставки и вызвало к жизни «Картинки».

Этот цикл можно назвать сюитой – последованием десяти самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Каждая пьеса- музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Тут и яркие бытовые картинки, и меткие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок, былин. Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанию и по выразительным средствам. Вместе с тем, все они связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой. Ее интонации слышатся и в последнем номере цикла.

«Прогулка» - пьеса русского народного склада с характерными песенными интонациями. На протяжении цикла, под влиянием смены настроений, меняется и характер музыки «Прогулки»: она звучит то непринужденно, задорно, то задумчиво и грустно, то даже таинственно.

«Старый замок»- поэтическая картинка средневекового замка, оживленная фигурой поющего перед ним трубадура. Композитор передал ночной пейзаж и спокойное, зачарованное настроение. На фоне повторяющейся в басу тоники звучит простая печальная мелодия средневекового трубадура. Песня сменяется тихими аккордами, создающими призрачный и таинственный колорит.

«Тюильрийский сад» резко контрастирует предыдущей пьесе. Здесь изображены играющие дети в одном из парков Парижа. Все радостно и солнечно в этой музыке. Быстрый темп, причудливые акценты, в основном, высокий регистр, мажорный лад хорошо передают оживление и веселье детской игры на фоне летнего дня.

«Быдло» (в переводе с польского означает «скот»). На рисунке Гартмана изображена крестьянская повозка на высоких колесах, запряженная двумя унылыми волами. В музыке слышится, как устало, тяжело ступают волы, медленно, со скрипом тащится повозка. Мусоргский показывает нам, таким образом, тяжесть подневольной жизни крестьян.

«Два еврея» изображает разговор богача с бедняком. Здесь воплотился принцип Мусоргского: как можно точнее выразить в музыке через речевые интонации характер человека. И хотя в этой пьесе нет вокальной партии, нет слов, в звуках фортепиано безошибочно можно услышать грубый, надменный голос богача и робкий, приниженный, просящий голос бедняка. Для речи богача Мусоргский нашел властные интонации, решительный характер которых усиливается благодаря низкому регистру. Глубоко контрастна ей речь бедняка – тихая, трепетная, прерывистая, в высоком регистре.

«Катакомбы. Римская гробница». Картина, изображающая человека, который при свете фонаря осматривает древнюю римскую гробницу, повела Мусоргского по пути философских размышлений о бренности жизни.

Звучат аккорды, то тихие и отдаленные, будто затерявшееся в глубине лабиринта эхо, то резкие и ясные, как внезапный звон упавшей капли, как зловещий крик совы… Слушая эти долго тянущиеся аккорды, легко представить себе холодный сумрак таинственного подземелья, неясный свет фонаря, блики на сырых стенах, тревожное, смутное предчувствие.

 В этой музыке сказалось еще не остывшее чувство утраты, вызванное смертью Гартмана. Потому так скорбно звучит продолжение «Катакомб»- «С мертвыми – на мертвом языке».

«Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Среди работ Гартмана, увлекавшегося русской стариной, был проект Киевских городских ворот. Эта пьеса – шедевр эпической музыки. Своими интонациями пьеса перекликается с «Прогулкой». В ней звучит и возвышенный хорал, и праздничный перезвон колоколов. Все это создает величие финала сюиты, символизирующего мощь русского народа.

 

Вопросы.

1. Назови годы жизни Мусоргского.

2. К какому содружеству он принадлежал?

3. Где композитор поучил образование?

4. Кого можно назвать его главным учителем и наставником?

5. К каким жанрам более всего тяготел композитор?

6. Как протекли последние годы композитора?

7. В каком году была написана опера «Борис Годунов»? Как складывалась ее судьба вначале?

8. Как можно определить жанр оперы? Объясни, почему.

9. Кто подсказал Мусоргскому сюжет оперы? Какое произведение лежит в основе либретто?

10. Назови главные действующие лица оперы.

11. Расскажи, как развиваются в опере образы народа и Бориса.

12. В чем отличие либретто оперы от трагедии Пушкина?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: