Тема № 2. Выразительные средства музыки

Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжелый занавес, и начнется спектакль. Герои старой сказки еще не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею. Оркестр играет интродукцию к балету П.И. Чайковского «Спящая красавица». Внезапно на вас обрушивается мощное и жесткое звучание огромного оркестра. «Колючие», изломанные мелодические линии, резкое звучание диссонантных аккордов, грозные кличи духовых инструментов создают музыкальный портрет злой феи Карабос.

Но вот легкий ветерок переносит нас в волшебный мир Добра и Красоты: на фоне нежнейшего аккомпанемента появляется прекрасная мелодия – тема феи Сирени. Она спокойно парит, освещаемая светлыми красками консонантных аккордов. Музыка звучит хрупко, беззащитно. Разве может такая фея противостоять натиску злобной Карабос?

Проследим, как будет развиваться тема Сирени. Сначала мелодию исполняют флейта и английский рожок. Затем ее ведут скрипки, и вот, наконец, из нее рождается новая тема: она победно звучит у медных духовых инструментов. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую. И мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло.

Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим, более сильным и выразительным языком.

Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, штрихи, фразировка… Всеми этими элементами музыкального языка пользуются композиторы, создавая музыку.

 

Основные элементы музыкального языка.

Мелодия.

    Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига, Шопена, Чайковского…

    Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Мелодия состоит из мотивов – ее выразительных частиц. Мотив может вызвать представление обо всей мелодии, ее характере.

    Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает и, наконец, увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче. За короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка ее развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией. Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

    Мелодии расцветают в разное время. Некоторые сразу начинаются с вершины – кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии или ближе к ее концу. Яркий пример тому – песня Евгения Крылатова «Крылатые качели» (слова Ю. Энтина) из кинофильма «Приключения Электроника». Мелодия ее, постепенно развиваясь, достигает кульминации, подчеркнутой звонкими повторами самой высокой ноты.

    Строение мелодии похоже на строение речи. Как из слов образуются фразы, из фраз – предложения, так и в мелодии небольшие выразительные частицы – мотивы – объединяются во фразы. Музыкальная фраза, как правило, образуется из двух – трех мотивов. Обычно одна фраза исполняется на одном дыхании. Несколько фраз, связанных общей линией развития, образуют предложения, а предложения – целостную мелодию.

    Прекрасна в своей возвышенности и простоте мелодия песни В. Гаврилина «Мама» (слова А. Шульгиной). Мелодия выросла из небольшого мотива – фразы (здесь эти понятия совпадают) и через широкие интервальные ходы пришла к неожиданно тихой кульминации – повторяющемуся мотиву (заметьте, что кульминация здесь не совпадает с самыми высокими звуками мелодии).

 

Гармония.

 

Гармония - аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию. Сыграйте с аккомпанементом повторяющийся мотив песни «Мама». Каждый раз гармония меняется, поэтому повторения одного и того же мотива звучат по- новому, с особой теплотой и выразительностью.

Аккорды, созвучия и их последовательность составляют гармонию, тесно взаимодействующую с мелодией.

Возможности сочетаний аккордов, созвучий бесконечно разнообразны. Их неожиданные и резкие смены создают впечатление чего – то необычного, загадочного. Поэтому, когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Так, например, чудо волшебного превращения лебедушек в красных девиц в опере Римского – Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной смены «волшебных» аккордов.

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы. Вслушайтесь в прелюдию до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. В неторопливой и плавной смене разложенных аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации и в последующем завершении образуется законченное и стройное по форме произведение. Оно проникнуто настроением возвышенного покоя. Очарованные волшебной игрой гармонических красок, мы не замечаем, что в этой прелюдии нет мелодии. Гармония исчерпывающе полно выражает настроение пьесы.

 

 

Ритм.

Ритм – это организатор музыкальных звуков во времени. Он означает соотношение длительностей звуков между собой. Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как не может жить человек без работы сердца. В маршах, танцах, быстрых пьесах ритм организует, упорядочивает движение, от него зависит характер произведения.

Может ли музыкальное произведение быть выразительным без мелодии и гармонии? Ответ нам дает оригинальная пьеса «Паника» С. Прокофьева из музыки к спектаклю «Египетские ночи». Действие происходит во дворце легендарной египетской царицы Клеопатры.

… Ночь. Дворец окружен врагами – войсками римлян. Обитателям дворца грозит плен или смерть. Обезумевшие от страха люди толпой бросаются к выходу. И вот замирают последние шаги.

Иллюстрируя этот эпизод, композитор использует громадную силу выразительности ритма. Своеобразие музыки заключается в том, что ее исполняют лишь ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры, настроенные на тритон, и тамтам. Партия каждого инструмента имеет свой ритмический рисунок. В кульминации образуется сгусток ритмической энергии огромной силы и напряжения.

Постепенно напряжение рассеивается: умолкает тамтам, затем литавры, малый барабан, затихает большой барабан. Так, пользуясь скупыми музыкальными средствами, Прокофьев создал яркую пьесу, главную роль в которой играет ритм.

Выразительная роль ритма особенно ярко проявляет себя в знаменитой оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро». Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12 вариаций). «Железный ритм», словно в тисках, держит напевную мелодию и постепенно усиливает грандиозное напряжение в развитии сдержанно- страстного испанского танца. Ритмическую «формулу» болеро исполняет барабанщик solo.

 

Лад.

Лад означает согласованность звуков, различных по высоте. Эти звуки объединяются вокруг главного звука – тоники. В европейской музыке наиболее распространенные лады – мажор и минор. Большая часть произведений, которые вы играете, также написаны в этих двух ладах. Сильна ли зависимость характера музыки от лада? Давайте послушаем пьесу Георгия Свиридова «Весна и осень».

Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В первой части светлые и прозрачные аккорды, хрупкая мелодическая линия воссоздают весенний пейзаж. Слушая музыку, мы представляем себе нежные краски зелени, покрывшей деревья, легкие ароматы расцветающих садов, звонкие голоса птиц. Пьеса звучит в мажорном ладу, приподнято, светло.

Но вот сменился лад, замедлился темп. Поблекли краски знакомого пейзажа. Вы словно видите черные силуэты обнаженных деревьев сквозь серую сетку дождя. Из музыки будто исчез солнечный свет. Весенние краски мажорного лада погасли, их сменил минор. В мелодии резко обозначились интонации диссонансов – тритонов. Медленный темп усилил выразительность печальных минорных аккордов.

Слушая вторую часть пьесы, мы без труда заметим, что она всего лишь – вариант первой. Но смена лада создает впечатление, будто звучит новая пьеса, противоположная по характеру и настроению первой.

 

Регистр.

 

Большую выразительную роль в музыке играет регистр. Музыкальный звукоряд каждого инструмента, человеческого голоса делится на регистры: верхний, средний и нижний, звучащие по – разному.

Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Звуки нижнего регистра звучат мрачно, гулко (М. Мусоргский «Быдло»), а верхнего – светло, прозрачно, звонко (П. Чайковский «Песня жаворонка»).

 Играя то или иное произведение, вы на практике можете определить выразительность используемых композитором регистров, их сочетаний.

 

Фактура.

Фактура (в музыке)- музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда». Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами гармонии, то такая фактура называется гомофонно– гармонической.

Другой важнейший тип – полифоническая фактура, что означает «многоголосная». Каждый голос полифонической фактуры - самостоятельная мелодия. Полифоническая фактура связана, прежде всего, с полифонической музыкой. Двух- и трехголосные инвенции И.С. Баха написаны в полифонической фактуре. Такие понятия, как «имитация», «фуга», относятся к полифонической музыке. Сочетание гомофонно – гармонической и полифонической фактуры можно найти в различных произведениях.

Таким образом, фактура – это способ изложения музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т.д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает. Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.

 

Понятия к теме «Выразительные средства музыки»:

1. Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

2. Кульминация – высшая точка развития мелодии, наивысший накал чувств.

3. Каданс – устойчивый оборот, которым завершается мелодия.

4. Мотив – небольшие выразительные частицы мелодии.

5. Музыкальная фраза состоит из двух – трех мотивов.

6. Музыкальное предложение – законченная музыкальная мысль, состоящая из нескольких фраз, связанных общей линией развития.

7. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию.

8. Ритм – организация музыкальных звуков во времени.

9. Лад – согласованность звуков, различных по высоте и объединенных вокруг главного звука – тоники. Наиболее распространенные лады – мажор и минор.

10. Регистр- часть звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, содержащая звуки, схожие по тембровой окраске. В каждом инструменте (голосе) принято различать нижний, средний, верхний регистры, хотя границы их несколько условны.

11. Диссонанс – сочетание одного или нескольких звуков, образующих напряженное, резкое созвучие.

12. Консонанс – благозвучное сочетание двух или более звуков.

13. Имитация повторение голосом или инструментом мелодии, только что исполненной другим голосом (инструментом).

14. Фуга-сложное полифоническое произведение, где голоса как бы перекликаются, догоняют друг друга.

15. Гомофонно – гармоническая фактура вид фактуры, когда в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами гармонии.

16. Полифоническая фактура ( многоголосная) – вид фактуры, когда каждый ее голос представляет собой самостоятельную мелодию.

17. Интродукция (введение) – краткое вступление к опере или балету.

Вопросы и задания.

1. Что такое мелодия, мотив, фраза, предложение? Дайте определения.

2. Что такое кульминация, каданс? Дайте определения.

3. Найдите примеры народных песен, выпишите их в нотную тетрадь по музыкальной литературе, отметив мотивы, фразы, предложения, кульминацию, заключительный каданс.

4. Что такое гармония, ритм, лад? Дайте определения.

5. Что такое гомофонно – гармоническая фактура? Приведите примеры гомофонно- гармонической фактуры из собственного репертуара.

6. Какая фактура называется полифонической? Приведите примеры полифонической фактуры из собственного репертуара.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: